Интернет
Женя Кузьмин

«ВКонтакте без авторов»: почему интернет-художники массово грозятся покинуть соцсеть и что она на это отвечает

В центре конфликта — взаимная нематериальная поддержка арт-сообществ, которая привела к блокировке за «рекламу». В соцсети говорят, что произошла путаница и авторы всё ещё могут помогать друг другу.

С 11 апреля в соцсетях распространяется хэштег #вконтакте_без_авторов,который используют в основном интернет-художники и арт-сообщества. Они недовольны действиями «ВКонтакте» и массово грозятся покинуть соцсеть и публиковать рисунки на других платформах.

Причиной стала блокировка одного из постов за нематериальную поддержку другого сообщества. «ВКонтакте» посчитала это рекламой, тогда как многие пользователи сделали вывод, что они больше не могут помогать друг другу и показывать подписчикам свои работы. Итогом стал флешмоб и публичный переход некоторых авторов в Твиттер.

TJ разобрался, в чём суть флешмоба #вконтакте_без_авторов, а также узнал позицию «ВКонтакте»: представители соцсети извинились за «путаницу» и подчеркнули, что авторские сообщества всё ещё могут помогать друг другу.

В чём претензии авторов

В 2019 году «ВКонтакте» ввела функцию «Источник»: одни паблики могли публиковать контент других при условии, что они указывали первоисточник. Это было необходимо для того, чтобы поддержать авторов оригинального контента, чьи работы расходились по соцсети без всяких указаний.

«Источник» позволял избежать санкций к сообществам от алгоритма «Немезида», который следит за плагиатом и воровством контента. Но со временем художники во «ВКонтакте» стали использовать функцию, чтобы показывать подписчикам работы других авторов и советовать их своей аудитории.

Иллюстрация «ВКонтакте»

Сообщество художников подчёркивает, что использует функцию «источника» как инструмент нематериальной поддержки, а не прямую рекламу. Но, по их словам, в апреле правила «ВКонтакте» поменялись: соцсеть стала блокировать посты за подобную поддержку с помощью инструмента «Источник». Предположительно, администрация «ВКонтакте» стала считать такую практику прямой рекламой, которая нарушает правила соцсети.

Скриншот, который распространяют в арт-сообществах

Свою позицию по этому поводу художники отразили в обращении, которое распространили по платформе сотни сообществ. Первоисточником поста стало сообщество «Тень» с 500 тысячами подписчиков.

«ВКонтакте», никого не уведомив и не внеся уточнения в правила публикации рекламных постов, массово выдало бан ссылок за указание источниками авторов постов. Теперь группы не смогут указывать авторство творческих личностей без ущерба себе, соответственно, мы не сможем развиваться дальше. Если вы в своём паблике захотите поделиться постом с музыкой, новым артом любимого художника, а потом укажете источник на первоначальный пост — это будет считаться прямой рекламой.

И что мы получили в итоге? Теперь сама соцсеть решила запретить администраторам сообществ указывать ссылки на авторский контент. Тем самым окончательно узаконив воровство их работ теми, кому всё равно на нарушения.

На данный момент «Источник» — это инструмент, который лишает возможности указать художника и привести ему хотя бы немного аудитории. Инструмент, который каждый агент техподдержки трактует по-своему, ведь нет четко сформулированных правил. Инструмент, который был так распиарен для использования, но в один момент стал оружием для блокировки сообществ.

В том же посте приведена переписка с техподдержкой «ВКонтакте»: одни агенты говорили, что использование «Источника» уместно в контексте уникального контента, другие же заявляли, что это своеобразная реклама, нарушающая правила сервиса.

Скриншот, который распространяют в арт-сообществах

Скриншот, который распространяют в арт-сообществах

Также авторы поста привели скриншот диалога с поддержкой «ВКонтакте», где администраторам сообществ предлагали не указывать источник оригинального контента, если его авторы не собираются предъявлять претензий. А если указать источник — это приведёт к санкциям.

Скриншот, который распространяют в арт-сообществах

#вконтакте_без_авторов

Ситуация с блокировками за указание источника вызвала резонанс в арт-сообществах «ВКонтакте». Интернет-художники соцсети традиционно помогают друг другу: устраивают челленджи, рисуют на одну тему, поддерживают новых авторов. Новые проблемы наложились на давние претензии к работе алгоритма и рекомендаций.

Поэтому пользователи запустили хэштег #вконтакте_без_авторов(отсылка к официальному паблику «ВКонтакте с авторами»),чтобы выразить протест. «ВКонтакте» наполнилась десятками сообщений с призывами бойкотировать соцсеть за пренебрежительное отношение к авторам уникального контента. Другие авторы задумали провести 15 апреля «Арт блэкаут» — публиковать вместо рисунков чёрный фон.

Десятки сообщений #вконтакте_без_авторов появились в Твиттере: пользователи объявили о переходе туда из-за политики «ВКонтакте». У хэштега #изВКвТви— более 4 тысяч записей.

Позиция «ВКонтакте»

TJ обратился к «ВКонтакте» с просьбой прокомментировать претензии арт-сообществ и хэштег #вконтакте_без_авторов. Представители соцсети извинились перед пользователями за путаницу и разъяснили свою позицию по поводу конфликта и использования функции «Источник».

TJ приводит обращение с минимальными сокращениями.

* * *

Возможность указывать источники была создана как ещё один способ поддержать создателей уникального контента. Это честная дань автору, который получает свою минуту славы. Такие публикации не попадают под меч Немезиды, за них не выносят страйки.

К сожалению, недобросовестные администраторы начали использовать этот инструмент ради собственной выгоды. Размещали рекламу под видом источника, наполняя ленты пользователей спамом. Так, например, крупное развлекательное сообщество рекламировало другое, указав его как источник бородатого мема. За подобные уловки мы наказываем.

Отсюда и возникла путаница. Если вы используете уникальные авторские материалы, указание источника не является рекламой. Приведём несколько примеров:

  • Если развлекательное сообщество публикует мем, нарисованный художником, указание источника в виде ссылки на страницу автора не является рекламой;
  • Если сообщество рассказывает про экологическую обстановку в мире, цитирование официального источника придаёт вес контенту, полезно и информативно для подписчиков.

В случае, описанном в публикации, указание источника также не было рекламой. Мы уже связались с автором вопроса и принесли извинения. Но бывают ситуации, при которых указание источника будет считаться рекламой:

  • Взаимное продвижение сообществ, когда они в качестве источника указывают друг друга, при этом оба не являются авторскими;
  • Нетематическое цитирование: литературное сообщество указывает источником магазин кальянов, сама запись не связана с литературой и не является авторским текстом.

#ВКонтакте_без_авторов невозможен. Мы обещаем внимательнее разбирать каждую ситуацию, слышать обратную связь и продолжать поддерживать создателей интересного контента.

#соцсети #вконтакте #арт