Интернет
Николай Чумаков

«Не было ещё ситуации, когда я был бы достаточно оценён»: Руслан Усачев о том, как за 10 лет не устать от YouTube

Большое интервью TJ.

​Руслан Усачев @usachevruslan

1 апреля 2020 года Руслан Усачев отметил юбилей — его YouTube-каналу исполнилось 10 лет. Проект Usachev Show — вместе с «This is Хорошо», +100500 и BadComedian — был одним из первых видеоблогов, запущенных ещё до того, как на площадку пришли большие бюджеты, рекламодатели и телеведущие.

По пути Усачева как видеоблогера можно отследить ключевые точки становления российского YouTube. От прокремлёвского проекта «Спасибо, Ева» до самостоятельной группировки «КликКлак», от повторения западного формата во «Вредном кино» до собственного шоу «Пора валить», от встречи с президентом России до независимой новостной рубрики. В отличие от других первопроходцев на площадке, вроде Мэддисона, Стаса Давыдова и Юрия Дегтярёва, Усачев не только закрепился в своей нише, но и сохранил миллионы просмотров.

TJ поговорил с Русланом Усачевым о том, как оставаться актуальным видеоблогером на YouTube, почему ему до сих пор не надоело искать новые вызовы и что изменилось на площадке с момента появления его канала в 2010 году.

Юбилей, карантин и доходы от YouTube

Ты празднуешь 10-летие канала особенным образом — возрождаешь старые форматы вроде «Твитоты» и «Вредного кино»?

Это переосмысление творческого пути. Подписчики просили вернуться к старым форматам. Было понятно, что это не очень востребовано среди основной аудитории, но в то же время самому было интересно попробовать. Я действительно давно не делал обзоры на кино и не говорил про Твиттер. Это разовый эксперимент, который проходит весьма интересно.

Были планы сделать больше роликов?

До того, как началась история с карантином, были объёмные планы на десятилетие. Я собирался возродить все старые форматы. Но появились ограничения, и теперь единственное, как я могу снимать — из дома. Выйти могло всё что угодно. Вот всё, что ты можешь представить. Но раз этого уже нет, так чего тут обсуждать?

Не хочется вернуться к «Твитоте» сразу в несколько видео? Или этот формат больше неинтересен.

Достаточно большая аудитория подписалась на мой канал, чтобы смотреть абсолютно другие вещи. И если снова начать снимать видео про Твиттер, даже если забыть, что мне оно не очень интересно, люди скажут: «Ты с ума сошёл? Какой к чёрту Твиттер?».

Мне кажется, Твиттер никому не нужен вне самого Твиттера. Безусловно, внутри соцсети в последние годы снова выросла активность. Но это больше не модная тема. Президент России больше не встречается с микроблогерами. Никто об этом не говорит. И президент уже другой.

«Твитота» была тем шоу, которое било по болевым точкам российского интернета того времени. И Твиттер рос, развивался, снимать про него шоу было своевременно. Хотя «Твитота» была самым низкопросматриваемым проектом на «Спасибо, Еве»! Я считаю это устаревшим форматом по всем пунктам.

Как думаешь, по тебе и другим видеоблогерам сильно ударит ситуация в мире?

Я рассчитываю, что это очень сильно ударит по музыкальной индустрии. Когда все музыканты, которые месяц сидят дома и пишут песни, выйдут с карантина, нас ждут офигенные альбомы. С блогерами так, конечно, не работает. Да и YouTube начинает постепенно ломаться.

Ломаться?

Куча людей, большая часть штата компании, не работает. У них сейчас банально меньше живой силы. Соответственно, проверка ролика или модерация по гайдам YouTube длится дольше или вообще невозможна в том объёме, что была раньше. Получил какой-то страйк? Сиди и жди до рабочего дня. Такие истории уже есть.

Думаю, со временем проблем YouTube из-за карантина накопится достаточно много, чтобы это вылилось в масштабную поломку и крупную неприятность.

Будут проблемы и с выплатами по партнёрской программе?

Не думаю. Это более автоматизированно сейчас. Но если в России экономика окончательно схлопнется, то будет грустно. Не будет никакой рекламы, будет меньше партнёрских контрактов. Но, опять же, я не знаю тех, кто ставил бы всю свою жизнь на партнёрку YouTube. Это очень ненадёжно.

Ты что сейчас, что 10 лет назад не особо рассчитываешь на партнёрку и живёшь за счёт рекламы?

Я никогда не рассчитывал. Она никогда не была такая большая, как в Америке или в Японии, где люди с ней спокойно живут и развивают бизнес. Естественно, если у тебя большой канал, ты зарабатываешь приличные деньги от YouTube. Но ты можешь посмотреть каналы, еженедельные миллионники, которые по 5-10 миллионов просмотров на ролик собирают. Они часто не делают таких рекламных интеграций, потому что хорошие деньги зарабатывают именно с партнёрки.

У нас логика такая: ты становишься большим каналом, к тебе напрямую приходят рекламодатели и ты зарабатываешь ещё больше денег, чем с партнёрки. Она что есть, что нет, важнее качество просмотров. Скорее, я её воспринимаю как пассивный доход. Куда понятнее делать рекламные интеграции.

И насколько вырос твой «пассивный доход» за 10 лет?

Я просто не знаю, насколько у меня выросли просмотры у роликов и общая сумма. По моему, когда только начиналось всё, я получал примерно 50 центов с 1000 коммерческих просмотров. А это меньше, чем 1000 обычных просмотров — считаются только те, где люди смотрят рекламу. То есть, грубо говоря, от 1000 обычных просмотров может быть и 800, и 600, и 400 коммерческих.

Когда всё начиналось было 50 центов с 1000 просмотров, сейчас около 3,5 долларов в России. По крайней мере у меня. Но стоимость, скорее всего, начнёт падать, так как ситуация в мире тяжёлая. Но это и так совсем маленький процент, потому что лучшие просмотры с большим процентом — западные.

Лучший зритель — это тот, что смотрит ролики из Америки или из Японии.

TikTok, новые имена на YouTube и рекламодатели

Ты вообще доволен нынешним YouTube?

С одной стороны, конечно, нет. Но это проблема роста компании, как случалось и у многих других. Всё плохое, что говорят про YouTube — это проблема роста, потому что на площадку приходит больше людей со своими интересами. Им всем пытаются угодить, и рекламодателей задобрить (чтобы хейтспитч не показывался), и подростков, что любят смотреть странные видео. Всё из-за этого превращается в громоздкую структуру, которая иногда ломается.

Недавно был со знакомым разговор, он говорил: «Я хочу, чтобы появился конкурент YouTube, и была бы конкурентная борьба, тогда YouTube стал бы нормальным». Но я считаю, что никакой конкурент YouTube не появится, потому что это то же самое, как сделать конкурента телевидению. Как сделать второе телевидение?

Но ведь YouTube — это и есть конкурент телевидения.

Да, но телевидение живёт. Мы переживаем золотую эпоху сериалов для телевидения. И у него всё в порядке.

Конечно, появились новые медиа, Инстаграм и TikTok те же. Но второго YouTube, где правильные тренды, в рекомендациях только хорошие видео, вернулись старые блогеры, в комментариях только добро, и монетизация работает на отлично — такого никогда не будет. У нас есть тот YouTube, который мы заслужили, и жаловаться на него — это уже скорее религиозная проблема, а не конструктивная.

Не думаешь, что следующим станет TikTok? Про него сейчас говорят то же самое, что раньше говорили про YouTube — помойка с видео, место только для подростков, бесполезная трата времени.

YouTube был задротской помойкой, а не подростковой. 10 лет назад в нём зависало очень ограниченное число интересующихся интернетом людей, которые имели возможность смотреть потоковое видео. Это совершенно другое.

TikTok всех пугает тем, что он резко стал популярен. Все дети оказались там. И если ты им не пользуешься, то ты старый. А если ты чувствуешь себя из-за чего-то старым, значит, эта вещь — плохая, и её нужно ненавидеть.

У меня тоже стоит TikTok. Посмотреть аккаунты наших звёзд, которые очень резко там зарегистрировались: Галустян, Наташа Королёва. Это всё уморительно.

Свои ролики снимать не планируешь?

Я не придумал, что там делать. Мне хочется больше видео для YouTube снимать, а из-за карантина есть возможность заниматься этим спокойно. Но TikTok — это интересно, совершенно новые представления о строении роликов, о юморе, и прочем.

Есть любимые тиктокеры?

Нет, я не подписан даже ни на кого. Самые популярные тиктокеры — это девочки, которые классно танцуют. Ну это вне того, что я считаю хорошим юмором или хорошим контентом.

Когда ещё существовал Vine, я подписывался на кого-то, но потом всё загнулось. И часть из вайнеров перешла в TikTok, но мне не хочется их заново искать. Так что ролики смотрю именно листая ленту, периодически попадая на какие-то забавные видеомемы.

Как думаешь, TikTok не ждёт судьба Vine?

Учитывая, что TikTok — это как минимум третье приложение по схеме коротких видео, наверное, будет долго жить. Это рабочая модель, раз её хотят делать и все сейчас пытаются копировать. По моему Snapchat тоже не особо окупаемый, если не ошибаюсь, но по-прежнему живёт.

Я воспринимаю TikTok как такую ленту, где подростки или взрослые, которые хотят быть подростками, творят какую-то дичь. Мне это нравится. Они ввели новую концепцию роликов, когда человек держит бумажку с надписью или показывает руками, кто он. Были такие мемы, где огромный монстр и внизу маленький рыцарь стоит, и написано: «Я и холодильник в три часа ночи». Вот они взяли его и сделали в формате видео. Этого просто не существовало до TikTok. Новый формат комедии. Современное поколение выросло на таких мемах, поэтому они и видео снимают такие же. Это клёво.

Ты, кстати, поддерживаешь те претензии, что есть к YouTube? Алгоритмы рекомендаций, нерабочие тренды и накрутки.

В том масштабе, в котором об этом кричат некоторые блогеры — нет. Я думаю, это не актуально для меня. Естественно, я бы хотел, чтобы мои видео чаще рекомендовались, и я получал больше просмотров, больше подписчиков и при это тратил минимальное количество усилий. Это было бы идеально. Но, к сожалению, я не один блогер на YouTube. Там и ещё кого-то рекомендуют.

А твоё регулярное шоу с новостями — это не попытка подстроиться под алгоритмы? Они любят каналы, которые выпускают регулярные ролики по конкретным дням.

Нет, я начал делать его не ради этого. У меня нет влогов, где я могу просто что-то рассказывать, снимать себя и делиться мнением. Это формат, который позволяет комментировать актуальные события и регулярно высказываться. В любом случае те люди, которым нравится, подписываются, а те, которым не нравится, перестают смотреть этот формат.

Остаётся ещё большая аудитория, которая приходит, когда я затрагиваю какую-нибудь резко выходящую за рамки моего канала тему. Она иногда приносит негатив, потому что новые люди не заинтересованы в основном контенте моего канала.

Это особенность моего канала. Половина аудитории подписалась на новости, половина на travel-блоги. Огромное количество людей, к примеру, пришли после ролика про круиз или про поездку на Северный полюс. Сейчас они явно не получают то, что им нужно, так как у меня нет возможности снимать travel-видео. Это может закончиться тем, что все бонусы от популярных видео я потеряю.

Но этот еженедельный формат делать в разы проще, чем всё остальное.

Да, это, наверное, самый оптимизированный в плане производства формат. Правда, выпуски стали раза в четыре длиннее, чем были первые. Но они лучше выглядят и быстрее делаются.

И рекламодателям больше нравится.

Не всегда, ведь встраиваются те рекламодатели, которым это интересно. Те, которым интересно другое — встраиваются в другое, либо никуда не встраиваются. К примеру, сейчас вот пришёл запрос: «Мы хотим рекламу как у LABELCOM». Я им ответил: «Вы чего? Алло, это не ко мне».

Сейчас все будут снимать такую околоклоунаду художественную с переигрыванием, как делают LABELCOM и «Чикен Карри». Рекламодатели думают, раз на ролике «Что было дальше» много просмотров, то, значит, и рекламу они точно делают хорошую, значит, эта реклама работает.

И, видимо, они считают, что если я сниму такую же рекламу, где будут отыгрывать какой-то скетч, то мой ролик из-за этого тоже соберёт столько же просмотров, сколько «Что было дальше».

Но мне это неинтересно. Я никакой актёр и скетчи никогда придумывать не умел. Зачем это мне? Есть свой стиль, в котором я говорю и выпускаю видео, в нём и рекламу делаю.

Ты разделяешь претензии к новому YouTube, что закончилось время, когда приходили энтузиасты и делали крутой контент без бюджетов? И что сейчас можно прийти либо с именем, либо с большими деньгами, либо с готовым продакшеном с телевизора.

Я не считаю, что энтузиастам было легко и 10 лет назад. Сейчас на YouTube хотят прийти, потому что есть куча популярных примеров, а тогда не было. Ты знаешь, это как разговор о том, что нужно было биткоин покупать в 2010. А чего же ты не купил тогда? Это было куда легче и проще, чем сейчас. И ты бы заработал. Сейчас пробиться сложнее, потому что конкуренция слишком высокая. Больше требований к тебе как к автору.

То же самое: когда легко было сделать канал на YouTube, он не был нужен никому. Это я там сидел и был в восторге. Когда мне подключили безлимитный интернет и я мог до утра смотреть западных блогеров — это мне нравилось, меня тот мир увлекал.

«Все, кто приходит на YouTube, чаще всего знают, что смогут заработать денег. Эта мысль отравляет умы авторов», — это мысль из нашего интервью со Стасом Давыдовым. Ты согласен, что на площадке стало меньше творчества?

Я не думаю, что желание поднять бабла запрещает тебе делать хороший продукт. Если даже рассматривать концепцию того, что YouTube — это куча людей, которые хотят заработать бабла и не делают творчества, то соответственно, единственный способ заработать больше бабла — это сделать более качественный продукт, чем остальные. В такой концепции, наоборот, желание заработать подталкивает тебя делать хорошо.

Я думаю, всё-таки дети и подростки идут на YouTube не столько за деньгами, сколько за славой. Прикольно быть популярным. То, чего тебе хочется больше всего в детстве, в школе. Вряд ли они о деньгах думают.

А как же каналы, которые делают примитивный контент или видео с реакциями, чтобы просто заработать побольше денег?

Я смотрел недавно интервью одного реактора, и это очень обиженный на жизнь человек, который живёт в мире, где ему все говорят: «Ты — реактор, ты — говно». И он должен всем доказать, что на самом деле это все остальные — говно, а он — тролль. Я думаю, у них свои есть особенности. Я думаю, они все прекрасно понимают, чем занимаются. Заключили контракт со ставками на спорт и смотрят целыми днями какие-нибудь реакции. И что в этом плохого?

​ Фото из «ВКонтакте» Усачева

О творчестве, «Пора валить» и новой аудитории

Твой канал — это такая творческая студия или работа ради денег?

У меня всё очень плохо с бизнес-подходом, поэтому было очень много неправильных действий на канале. Недостаточная регулярность, недостаточное фокусирование на определённом контенте, недостаточное развитие каких-то форматов.

Мой канал — это и есть один большой мой формат. Я не знаю, как другие воспринимают свои каналы. У меня не было других каналов, у меня был свой, ему 10 лет, и я вот его так воспринимаю его как всегда воспринимал.

На YouTube тренды меняются каждые полгода, новые блогеры появляются каждый месяц, одни и те же форматы просто не выживают. Как ты умудряешься держать планку качества и просмотры больше 10 лет?

Спасибо, конечно, за планку качества, но если честно, точного ответа не знаю. Мне кажется, причина в том, что я всегда от своего лица говорил, то есть это никогда не было чьим-то чужим мнением. Все ролики основаны на какой-то моей определённой идее.

Вспомнить хотя бы обзор на наушники от Тимати — я его сделал потому, что угораю над ним с 2011 года, когда он был вообще другим человеком. Я угораю над ним и сейчас. Это никак не связано с трендами, это связано с моей тёплой любовью к Тимати.

То, что я в целом двигаюсь в одном курсе, позволило собрать рядом зрителей, которые до сих пор меня смотрят. Плюс, у нас самый клёвый трэвел-блог на YouTube. Просто мы его делаем лучше всех и тут нельзя поспорить.

Не было идеи завести себе аккаунт на «Патреоне» и получать прямое финансирование от фанатов?

К счастью я не жадный человек, поэтому у меня никогда не было нужды делать много рекламы. Точнее как, видимо жадный, раз я всё равно её делаю. Но не то чтобы я когда-то был припёрт к стене и поэтому приходилось на что-то соглашаться.

Для «Патреона» у меня нет формата как у BadComedian — он раз в месяц делает большой ролик, который при успехе становится неким высказыванием. В моём формате проще сделать интеграцию в ролике.

А ещё мы наконец-то запустили новый мерч, так что если люди хотят меня поддержать, то могут купить футболку или значок. Плюс, не надо заморачиваться со всем этим эксклюзивным контентом для патронов. Так что покупайте мерч.

Ты намеренно держишь такую дистанцию со зрителями и подписчиками? Не часто светишься в рекламе, почти не даёшь интервью, редко делаешь коллаборации с другими видеоблогерами.

Этим же всем заниматься ещё надо. Обычно у блогеров есть какие-то менеджеры, которые за них ведут переговоры по рекламе. Нужно тратить время, договариваться о коллаборациях, придумывать форматы. Я всем этим не люблю заниматься, а менеджера у меня нет.

Наверное, если бы у меня была цель резко купить себе дом в Испании, то я бы мог втопить и заработать в несколько раз больше денег за ограниченный период. Выжать всё, что есть, и больше этим не заниматься. Но мне это как-то не нужно и я люблю всё делать в комфортном темпе.

За 10 лет не было мысли бросить всё это и заняться чем-то другим?

Нет, не было, потому что творчество меняется. С тем как я расту меняется моё представление о контенте, который я хочу делать. Я каждый раз стараюсь придумывать какие-то детали, которые лично меня развлекают помимо того, что я высказываюсь по поводу новостей или чаще выпускаю «Usachev Today» на канале.

Меня, как для человека, который регулярно должен делать какой-то формат, мелочи часто развлекают. Каждый раз там есть что-то новое помимо новостей. Когда мне расхотелось делать обзоры на кино и захотелось путешествовать, получилось придумать формат, который со временем стал собирать больше, чем остальные ролики на канале. Вопрос не в том, что я устаю от YouTube. Я нахожу то, от чего я устаю, от этого отказываюсь, и просто делаю то, от чего ещё не устал.

​Фото со страницы во «ВКонтакте»  Автор: Виктория Шилец

Тебе в мае будет 31 год. Не было опасений, что ты больше не говоришь с подростками, как своей основной аудиторией, на одном языке?

Судя по статистике YouTube, меня смотрят в основном люди 25-35 лет. Да и вообще, значит, говорить с подростками на одном языке? Знать все мемы наизусть — мне кажется, бесполезная гонка, потому что это невозможно сделать.

У меня недавно был пример общения с подростками. Какие обычно бывают примеры у блогера? «Видфест», куда пришли те, кто подписан на твой канал, они ради тебя сделали большое усилие. У меня же был пример на «Ледоколе» где были вместе с нами олимпиадники из городов со всей России. Я, говоря с ними, так проникся, ты себе не представляешь. Это одни из самых умных людей, с которыми я общался в последнее время. Но вот тупые подростки меня раздражают, клёвые подростки — с ними я на одной волне.

Так называемые молодёжные темы и приколы тебе уже не так интересны?

Я, кстати, думал вообще над этой концепцией молодёжных приколов. Проблема не в молодёжности, а в том, что они повторяются циклично. Если открыть какой-нибудь, не знаю, «Пикабу», есть очень большой шанс наткнуться на шутку, которую ты слышал до этого уже пять раз. Она больше не смешная, потому что ты её знаешь. Она просто обработана в новом шаблоне для мема. Каждые два года меняются все шаблоны мемов, но шутки остаются те же самые.

Но при этом я с удовольствием смотрю на пьяниц и на каких-нибудь котов в TikTok. Но снимать про это ролики сейчас было бы странно. Мне же совсем не хочется делать эти реакции.

Сидит взрослый мужик, который делает вид, что украинское шоу не постановочное. И снимает это из недели в неделю, потому что это собирает 300 тысяч просмотров, чтобы он туда засунул рекламу. Это неуважение, в моём представлении, в первую очередь к самому себе. Я бы застрелился через полгода от такого.

Вернёмся к твоему самому популярному формату. Насколько выгодно делать трэвел-шоу «Пора валить» с точки зрения возврата денег за съёмки, билеты и поездки?

Эти ролики, конечно, окупаются, но это не самое прибыльное, что можно сделать. Чем выше стоимость производства, тем сложнее это окупить. Не могу же я сказать рекламодателям: «„Usachev Today“ стоит 3 рубля, а это шоу стоит 300 тысяч, поэтому платите мне в 100 тысяч раз больше». Так, к сожалению, не работает.

По той же причине на YouTube в принципе очень мало хорошего трэвела. Это либо люди, которые могут себе это позволить, типа меня или [бывшего ведущего шоу «Орёл и решка» Антона] Птушкина. У которых есть контакты, у которых есть связи, чтобы изначально получить бюджет, снять или продать ролик кому-то. Либо совсем энтузиасты, которые в итоге снимают для таких же энтузиастов.

Но мне очень нравится путешествовать. Всё, что я делаю на моём канале — это потому что мне это интересно делать. Из-за этого у меня нет отдельных рекламных роликов на канале для какого-то бренда. Я рекламодателям так и говорю: у меня есть ролик, который я хочу снять, вы можете туда интегрироваться.

Почему «Пора валить» так закрепился в нише передач о путешествиях?

Задним числом могу что угодно придумать — и качество у нас хорошее, и выходим регулярно, и верно выбираем города, и ездим то в Россию, то зарубеж. И это все может играть в пользу «Пора валить», помимо того, что это лучшее трэвел-шоу.

Постепенно у нас и затраты растут. Рекламный бюджет на первые выпуски был 150 тысяч рублей за два ролика. Сейчас, конечно, выходит дороже, но и путешествовать дороже тоже. Так что и спонсорский контракт на сезон стал больше. Интеграция в «Пора валить» стоит заметно дороже, чем интеграция в тех роликах, которые я снимаю у себя дома.

Стоит ли ехать в другую страну, чтобы по итогу снять 20-минутный ролик? Выпуски «Пора валить» такие короткие.

Слушай, мне тяжеловато смотреть длинные ролики. Я пробовал смотреть часовые видео про конкретную страну и мне всегда становилось скучно. Мы намеренно выбрали формат трэвел-шоу со скетчами, где чередуются красивые кадры, познавательные элементы и шутки.

На монтаже я ориентируюсь на себя. Я в роликах разговариваю быстрее, чем в обычной жизни. У меня есть потребность в высокой динамике происходящего. Я был бы так обласкан YouTube, если бы мои ролики шли по 40 минут, но, к сожалению, даже в последних эпизодах выходит около получаса.

Плюс мы научились быстрее снимать. Настоящее планирование съёмок, написание сценария, выбор места, локации и прочее. Это не так, что мы выходим с камерой в город, семь дней снимаем материал, потом я сажусь и монтирую из этого огромный ролик. Такое невозможно.

Судя по «историям» в Инстаграме от твоих подписчиков, они любят «Пора валить» ещё и за очень качественную картинку. Можно смотреть на телевизорах и плазмах.

Это началось с того, что у меня появился 4К-телевизор, на котором я запустил «Пора валить» в 4К-качестве. И просто офигел, как всё изменилось. Я вроде как сам видел на экране всё, что происходит, сравнивал с ноутбуком и телефоном. Но запустил на телевизоре и увидел разницу — небо и Земля. И с тех пор весь трэвел от меня надо смотреть только на больших экранах.

Я также люблю видеотехнику, дроны, камеры. Мне нравится возиться с этим и разбираться. Недавно купил себе рассеивающий зонт для света, и подписчики заметили, что у меня исчезла какая-то морщина на лбу. Как-то я переделал себе всю световую схему в «Usachev Today», чтобы выглядело ещё лучше. Она мне скоро тоже надоест. Всегда есть простор для роста.

Блок instagram недоступен

О более успешных друзьях, конкуренции и «Спасибо, Еве»

Когда ты начинал, твоими коллегами и одновременно конкурентами были Макс Голополосов, Стас Давыдов, Сэм Никель. Кого ты воспринимаешь как конкурентов сейчас?

Я не думаю, что конкуренция есть или когда-нибудь вообще была. Я думаю, что эта внешняя история. Как фан-клубы музыкальных групп, может быть, считают, что между артистами существует конкуренция. Мы просто снимали ролики. Мэддисон снимал ролики про видеоигры, я про видеоигры не снимал. Он набирал 500 тысяч просмотров, я в лучшем случае — 250 тысяч просмотров. Это вообще не серьёзно на текущий момент. Так какая может быть конкуренция?

Естественно, я смотрю всегда всё новое, что появляется, и слежу за тем, что происходит в моей среде. Я, скорее, что-то подмечаю для себя, ищу идеи, куда можно двинуться, проверить что-то интересное. Но есть ли у меня [c кем-то] конкуренция? Не думаю. Даже с LABELCOM соревноваться смысла нет. Ничего скопировать у них не выйдет, так как у меня нет столько денег.

А на западных видеоблогеров смотришь как на ориентиры в творчестве?

Для меня самое большое открытие случилось, когда мы делали «Видфест». У меня не было никогда возможности попасть на западные конференции, кроме игровых вроде E3. Это совсем другое. А тут я посмотрел все ролики с VidCon, с которого мы технически скопировали концепцию «Видфеста». И то, что сделали мы, в 10 раз лучше. Каждый провальный аспект «Видфеста», за который я жрал говно в комментариях, был интереснее и лучше всего, что делали на Западе.

Так я и в роликах упёрся. Есть другие новостные шоу на Западе. Но считаю, мы делаем не хуже. Меньше просмотров у нас, больше просмотров у них. У меня вроде как получается нормально. Единственное — работаю один, поэтому регулярность не очень.

А почему работаешь один до сих пор?

Да все же дураки. Никому же нельзя доверять.

На этом сказалась история со «Спасибо, Евой»? (Платформа для продвижения блогеров, с которой сотрудничали Усачев, Поперечный, Мэддисон, группа «Хлеб» и другие, которая изготавливала ролики с упоминанием Путина и властей за деньги из Кремля)

Нет, я же тогда один работал. Я как с первого дня сам на почту отвечал, так и отвечаю. Наверное, дело в отсутствии скачкообразного роста и вирусной популярности. Мне стало, конечно, приходить больше писем в день, но это не повод найти кого-то и сказать ему: «Нет, давай-ка ты разбирай мою почту». Я уже адаптировался.

То же самое в съёмке видео и в продакшене. Естественно, «Пора валить» тяжело монтировать, потому что объём огромен. С другой стороны, я был на площадке, я режиссировал съёмку, я знаю, что должно получиться в конце, поэтому быстрее всего и лучше всего смонтирую только я.

​Стас Давыдов, Руслан Усачев и Данила Поперечный Фото из «ВКонтакте» Усачева

В какой период ты чувствовал себя наиболее популярным? Может, когда ходил в «Минаев Live», выходило «Оскорбление чувств верующих» или, может, «Вредное кино»?

Когда я был у Минаева с «Твитотой», в то же самое время на «Спасибо, Еве» выходил Мэддисон, который был в три раза популярнее, и «Мне нравится», которые были в полтора раза популярнее.

Не было ещё ситуации в истории человечества, когда я был бы достаточно оценён. Общество всё ещё мне должно, да.

Наверное, когда-то я сидел и переживал, почему мои смешные шутки не так популярны как то, на что там Мэддисон делал обзоры. Но со временем подуспокоился и всё стало нормально. Мне абсолютно комфортно.

Когда выходит ролик, куда ты вложил много сил, и его оценивает аудитория — это очень приятно. Очень всё же важно, когда у тебя получается прыгнуть выше головы.

Когда ты сам себе говорил последний раз, что прыгнул выше головы в новом ролике?

В своё время это было «Оскорбление чувств верующих», которое очень тяжело далось. Но сейчас это тяжело смотреть, стоило бы всё по-другому сделать. В меру опыта. Это был такой интересный прецедент с попыткой выйти за рамки YouTube, плюс история с краудфандингом и прочим — это нашло отклик среди подписчиков. Последний сезон «Пора валить», где только один ролик не собрал миллион просмотров.

Больше неинтересно выступать со стендапами?

Чтобы быть хорошим стендапером, нужно много работать над материалом, а у меня такого времени нет. Я не настолько прирождён и талантлив к стендапу, чтобы просто выходить и быть смешным. А зачем ездить с посредственным стендапом? Время впустую тратить.

Когда мы ездили с Даней, была интересная концепция букирования. Мы выступали только три дня в неделю — пятница, суббота, воскресенье. А все остальные дни отдыхали. И это было весело. Сейчас, когда популярные стендаперы ездят по стране, они выступают каждый день — и получается один выходной в неделю. Они ездят зарабатывать деньги. Для меня стендап-тур был интересным приключением и не хотелось бы, чтобы она превратилась в тяжёлую работу.

Тебя часто узнают на улице?

Достаточно часто, это такая бытовая вещь. Просто зависит от того, как человек узнаёт. Есть те, кто пожелает добра, есть те, кто скажет «Привет», а есть такие, кто говорит «Давай фотографироваться» и полчаса не может включить телефон, а я опаздываю. Но негатива почти никогда нет. У меня не тот контент, который злит людей. Я как-то ходил рядом с одним народным блогером, скажем так, и мне было бы тяжело такое пережить.

Ты же сам сказал, что недостаточно оценён. Готов к такой же «народной» популярности?

Не, я бы хотел, чтобы меня смотрели все, но только если бы это была интеллектуальная элита, богачи, образованные люди. Быть самым популярным, но при этом элитарным. Вот так надо. Чтобы все смотрели, но только элита.

У тебя не было личных переживаний по поводу того, что твои друзья — Илья Прусикин, Даня Поперечный, группа «Хлеб» — более популярны, успешны и богаты, чем ты?

У меня есть радость за ребят, но, опять же, видно, что они не резко стали популярны, а работали над этим очень много лет. Для меня это вдохновляющий пример.

Они работали больше, чем ты?

Думаю, да. Во многих моментах. Даня, например, горит стендапом: он меньше снимает на YouTube, потому что он работает над материалом и занимается этим постоянно. Ему это действительно интересно. Он хотел этим заниматься и это окупилось.

Ильич был музыкантом и всегда хотел быть популярным исполнителем. Он мечтал об этом. У него было несколько групп, и текущая выстрелила максимально. Они всю практически всю жизнь к этому шли.

Денис из «Мне нравится» на время съёмок проекта перестал писать рэп, хотя занимался этим в школе и много сочинял в стол. Убрал это на время своей карьеры на YouTube, но потом вернул и выстрелил.

Мне же интересно путешествовать. К сожалению, нельзя собрать стадион, путешествуя. Мне комфортно и этим я занимаюсь. Я не готов ради успеха делать то, что мне не интересно.

О политической рекламе, Медведеве и Навальном

Часто ли тебе предлагают рекламировать или стать частью какого-то политического проекта?

С Конституцией не предлагали, к сожалению. Кроме того чувака, который решил всех разыграть и вскоре дал заднюю. Я не думаю, что сейчас так впрямую можно получить политический заказ. Это всё по знакомым всегда делают.

Ты сам упомянул блогера Харчевникова и историю с тем, как он предлагал рекламировать поправки. У него в слитой переписке был момент, что ты пытался узнать цену и не отказывался.

Нет. Он написал, что я заинтересован в такой рекламе. И это, конечно, останется на его совести. На самом деле я попросил брифинг и детали этой рекламы, на что мне не ответили. Хотя я бы на его месте придумал бы какой-то фейковый брифинг. Такая у него социальная журналистика, видимо. Такой уровень.

Насколько ты сам внутренне готов участвовать в политической агитации?

Пока не готов. У всех же разные представления о политике. Недавно даже Дудя обвиняли в том, что у него ролик про СПИД оплачен Министерством здравоохранения. Я не знаю, оплачен или нет, но как можно человека в этом обвинять? Представим, что Минздрав действительно потратил деньги на популярный ролик об эпидемии СПИД. Это же хорошо. В этой истории и Дудь, и Минздрав — молодцы. Это тоже политика?

Это называется работа с государством или government relationship.

А я считаю, что это политика. Что если я работаю с любой государственной структурой — это частично политика.

Был бы готов по заказу сделать хвалебный ролик? Например, «Пора валить» в Воронеж.

Я был в Воронеже, там сложновато снять хвалебный ролик. Постараюсь придумать какой-нибудь вариант, чтобы я согласился. Допустим, в Воронеже бы открылся какой-нибудь суперсовременный центр чего-нибудь, не знаю, они бы национальный парк отстроили с нуля. Не разбитые улицы Воронежа с хрущёвками, а что-то уникальное, что и посмотреть интересно, и снять ролик.

Политической рекламой в плане пропаганды и агитации, за чью-то кандидатуру там или про выборы — этим не занимаюсь. Это достаточно тупая идея.

Ты же понимаешь, как устроены стройки этих «суперсовременных центров» и какая там коррупция?

Я не парк в городе имею в виду, а национальный парк. Когда природу восстанавливают, для животных заповедник делают.

В этом всё равно замешаны бюджетные средства и откаты.

Ну и что? Учителя же не плохие люди, что деньги из бюджета берут. На образовании тоже деньги пилятся огромные. Так можно что угодно притянуть. История с рекламой Парка Горького плохая не из-за денег правительства Москвы или какого-то олигарха. Это было подтянуто под выборы мэра и в рекламном ролике звучали те же фразы, что в кампании — про Wi-Fi, велодорожки и прочее. Если бы это был ролик вне рекламной кампании, к авторам бы вопросов не было.

Если бы, допустим, ролик про национальные парки был внутри рекламной кампании мэра этой области или этого города?

Надо ли мне знать и постоянно быть в курсе рекламных кампаний всех губернаторов во всех регионах?

А ты не проверяешь, откуда идут деньги, когда соглашаешься на рекламу?

Кстати! У меня недавно был проект, где было написано, что он сделан при поддержке мэрии Москвы или департамента культуры. И у них не оказалось денег вообще ни на что. Мне чуть ли не за свои деньги пришлось всё покупать, а потом и вовсе проект отменился. Это должно было быть выступление на какой-то конференции. Мне так и сказали: «Мы не от той мэрии Москвы, у которой есть деньги».

Другое дело — поехать в пресс-тур от какого-то региона. Я всегда узнаю, что нужно сделать, для кого, какие есть ограничения, какие будут правки.

Но его [губернатора], конечно, всегда могут притянуть. Когда мы снимали в Калининграде, у местной прессы были вопросы к губернатору, якобы он организовал нам пресс-тур как блогерам. Мол, лучше бы отдал эти деньги бездомным. В моём представлении это несерьёзно.

Я считаю, что если ты сделал хороший ролик про национальный парк, и туда приехали люди, то это полезно. Но конкретной политической рекламой какого-то человека, конечно, заниматься не хочется. С точки зрения продвижения это было бы самоубийством — кидать всем блогерам рассылку вроде «Приезжайте, рекламируйте нашего губернатора». Так никто не делает. И правильно, конечно, не делает.

Для «Пора валить» такого не предлагали?

Я как-то поехал в Чечню отдыхать, просто сам по себе, не проект и не съёмки. Сидел в кафе, ждал заселения в отель. Ко мне подошёл министр туризма Чечни и сказал: «Привет, вот мой номер телефона, если что, звони». И меня вселили в более хороший номер.

Ты же встречался с Медведевым когда-то. Сейчас бы пошёл на встречу с президентом?

Видишь, как там оно потом вскрылось? Тогда мы ничего не понимали. А зачем сейчас идти к нему? Ну и сейчас не Медведев. Путин не такой прикольный. Медведев был прям прикольный. Недавно была история, как он про картельный сговор по нефти писал. За этим как будто живой человек есть, понимаешь? Нефть была дорогая, айфоны у всех появились, он предлагал что-то новое. В принципе время хорошее было, с этим глупо спорить.

Согласился бы сделать политическую рекламу с другой стороны? Если бы денег предложил не Кремль, а Навальный.

У Навального, мне кажется, не так много денег, чтобы политическую рекламу оплачивать. У его команды иногда прям прикольные штуки бывают. Но сейчас они слишком в социализм ушли, слишком влево и местами мне совсем не близко это.

Фото с личной страницы во «ВКонтакте»

Те же обещания про минимальную зарплату в 20 тысяч рублей — это, мне кажется, слишком левая идея, она популистская и абстрактная. Это если говорить про Навального как про политика.

По поводу расследований: любое коррупционное расследование – это хорошо, но это информационный срач. И в таком участвовать — это как в болото прыгать. Как разоблачение любого блогера — это начал не ты, не ты это закончишь, и если ты в это прыгнешь, будет нехорошо.

Вышел и выступил бы на митинге оппозиции?

На митингах выступать я не умею. Я хожу на митинги, но выступать — это не моё. Я вообще не агитирую ни за что на канале. Ни за какие политические движения. Принципиально.

Я разве что вроде бы говорил про митинг за сохранение Исаакиевского собора. Но это, скажем так, принципиальная позиция не призывать на митинги.

Меня, естественно, больше волнуют вещи, которые в родном городе происходят, чем когда в Москве вершится судьба всей страны. Когда москвичи выходят, потому что они переживают за то, что где-то в регионе украли асфальт — это оторвано немного от реальности

Ты не хочешь подставлять подписчиков?

Вопрос не в согласованной или несогласованной акции — я не думаю, что это так важно. Я просто не считаю, что вправе кого-то куда-то звать. Я высказываю мысли на канале и на основе этих мыслей люди делают выводы. Захотят пойти на митинг — отлично. Не захотят пойти на митинг — тоже замечательно.

Может ли в России стать ситуация настолько плохой или радикальной, что ты будешь призывать выйти на улицы?

Нет, я не стою сейчас на краю того, чтобы в следующем эпизоде призвать на митинг. Это не то чтобы какая-то тонкая линия, на которой я балансирую.

Боишься проблем из-за этого?

Это нормальная взвешенная позиция, что я не призываю на политические мероприятия. У меня не будет проблем из-за этого. Ни у кого из-за этого нет проблем.

Поддерживаешь ли ты кого-то в российской политике?

Нет, наверное. Я не то чтобы слежу прям за всеми политиками. В каких-нибудь Заксобраниях или Думах городов всегда есть пара каких-нибудь окололиберальных депутатов, которые всё время озвучивают хорошие идеи, которые ни к чему не ведут. И всегда есть пара мразей, которые озвучивают совсем радикальные мысли. Всё в жизни одинаково. Я как-то спокойно к этому отношусь. Я и за футбольные команды не болею. И любимых певцов у меня нет.

Пока остаёшься в России?

Мне нравится в России. По, скажем так, не политическим причинам. Хотелось бы иметь дом на каждом континенте и возможность перемещаться, когда мне станет грустненько из-за плохой погоды. В целом эмигрировать в плане бегства от режима кровавого цели нет. Но ты же понимаешь, что если сейчас экономика в России навернётся, то переезд в другую страну станет ещё тяжелее. Чем беднее Россия, тем лучше оставаться в России.

* * *

10 лет каналу, каким ты бы хотел видеть его ещё через 10 лет и какие перспективы видишь у себя как видеоблогера?

Хочу научиться работать со своей командой. Чтобы больше успевать, потому что это самая большая проблема всегда — ничего не успевать. Пора научиться делегировать, и расширяться.

Ты в интервью как-то говорил, что мечтаешь попробовать себя в качестве ведущего вечернего шоу. Это до сих пор так?

Наверное, я бы попробовал. Хотя бы потому, что это интересно. Но мне хочется сделать Late Night Show, но хочется и чтобы это имело отклик. Если то, что ты делаешь, имеет отклик, то тебе хочется продолжать этим заниматься, а если не имеет, то это демотивирует. Короткий ответ — да, я хочу Late Night Show, но я хочу, чтобы оно было такое же масштабное, как у Джимми Киммела.

Три сайта, с которых ты начинаешь своё утро?

Telegram, Twitter и Google Now. Последний — это агрегатор, который рекомендует какие-то новости про Путина и про что-то там ещё. Какое-то время мне месяц рекомендовались новости про Бреда Питта и Анджелину Джоли, потому что я случайно открыл одну статью.

Три новостных ресурса, с которых ты берёшь новости для выпусков Usachev Today?

Я пользуюсь агрегаторами, поэтому мне рандомно выдаёт всё подряд. Но давай, чтобы соответствовать формату, это будет TJ три раза. Это TJ, аккаунт TJ в Твиттере и, если в агрегаторе Google выдаст новость с вашего сайта, то пускай это она и будет.

На самом деле у меня нет топ-листов изданий или какой-то предрасположенности к источникам. Фактчекинг, конечно, важен, я в этом иногда проигрываю сильно. Ещё использую Feedly, чтобы также отслеживать все источники.

Три старых видеоблогера, по которым ты больше всего скучаешь?

Пусть будет Рэй Уильям Джонсон, потому что я у него подрезал рваный монтаж. Что бы ещё такое вспомнить? Не помню уже, кто был раньше. Smosh смотрел, когда они были смешные. Но это реально 2011-2012 года.

Три новых видеоблогера, которые есть у тебя в подписках?

Это Дэвид Добрик и это dropdead, который ролики про рэп делает. Ещё подписался на Брэндона Ли — это чувак, который офигенно монтирует трэвел.

Три сериала, которые посмотрел последние или просто можешь посоветовать из нового?

«Король тигров», «Бумажный дом» и мне нравится третий сезон «Мира Дикого Запада». Даже больше понравился, чем второй сезон.

#интервью #youtube #видеоблогеры #видео