Интернет
Женя Кузьмин

Blackout Tuesday: почему все вокруг публикуют чёрные квадраты в соцсетях и какую в этом видят проблему

Такими постами движение солидарности в борьбе с расизмом поддерживают знаменитости, спортсмены и бренды. Но чёрные квадраты буквально «глушат» реальные протесты в интернете.

2 июня в соцсетях можно встретить множество одинаковых постов, которые состоят из картинки с чёрным квадратом. Часто у таких постов есть хэштег #BlackoutTuesday . Такие публикации делают не только обычные пользователи, а ещё популярные музыканты, актёры, общественные деятели, спортсмены, блогеры и бренды. Судя по статистике, постов с таких хэштегом и содержанием уже несколько миллионов.

Дело в том, что в соцсетях вторник 2 июня 2020 года объявили «днём блэкаута», в честь чего и название Blackout Tuesday. Акцию придумали на фоне массовых протестов в США, разгоревшихся после гибели афроамериканца Джорджа Флойда при задержании полицией. Чёрными квадратами люди показывают, что готовы на день отойти от привычной активности в соцсетях и «расчистить место» для борьбы расизмом.

TJ рассказывает, в чём суть Blackout Tuesday, кто принял в ней участие и почему движение критикуют, называя не шансом «дать слово более важным сейчас голосам», а, наоборот, «глушилкой» этих голосов.

В чём смысл акции

Идею Blackout Tuesday придумали топ-менеджеры музыкальных лейблов Джамила Томас (Atlantic Records) и Брианна Агеманг (Platoon). Они предложили всей западной музыкальной индустрии на один день прекратить привычную активность в соцсетях и объединиться под движением #TheShowMustBePaused — отсылка к песне «Show Must Go On» группы Queen.

Роль музыкантов и компаний подразумевалась в том, чтобы использовать свои популярные аккаунты для просвещения людей: вместо новых песен и онлайн-концертов (популярных на фоне пандемии) они могли публиковать актуальные новости о протестах в США, деле Джорджа Флойда и делиться источниками на материалы и книги о расизме в стране. Ещё одна категория ссылок — как помочь семьям афроамериканцев, убитых при задержании.

Символом акции стал чёрный квадрат — картинку стали массово публиковать в соцсетях как представители музыкальной индустрии, так и обычные пользователи. Лейблы рассказали каналу CNN, что на время вторника полностью отказались от привычной деятельности вроде пресс-релизов и продвижения артистов. Представители канала MTV подтвердили, что отменили все встречи.

Каналы, входящие в телесеть ViacomCBS (MTV, Comedy Central и Paramount Network) заявили, что 2 июня одновременно прервут вещание и оставят только чёрный фон. Акция продлится 8 минут 46 секунд — именно столько офицер Дерек Шовен держал колено на шее Джорджа Флойда при задержании.

Кто участвует в акции

Музыкальная и киноиндустрия

Блок instagram недоступен

СМИ и бренды

Спортсмены и спортивные клубы

Блогеры и стримеры

За что критикуют акцию

Главная проблема #BlackoutTuesday скрывалась в том, что казалось её сильной стороной — в массовости. В Инстаграме хэштег использовали уже более 13 миллионов раз, в Твиттере с ним больше миллиона постов. Но далеко не все пользователи использовали только один хэштег — часто они добавляли ещё и #BlackLivesMatter и #BLM , символы всего протеста против полицейской жестокости против афроамериканцев.

В итоге то, что предполагалось как «шанс быть услышанными более важным голосам», превратилось в своеобразную глушилку. По хэштегу #BlackLivesMatter высказывались по поводу расизма в США, рассказывали о способах помочь семье Джорджа Флойда и публиковали новые случаи насилия со стороны полицейских. Теперь же если открыть публикации по тегу, то пользователь увидит только тысячи чёрных квадратов — далеко не все увидели ту часть акции, где просили ещё делиться важной информацией о протестах.

В итоге акцию начали называть контрпродуктивной — вместо выполнения определённой социальной задачи она буквально превратилась в добровольную спам-атаку на важные информационные каналы.

Ещё одна претензия к флешмобу — по сути он на день «убирает» многие популярные аккаунты и платформы из обсуждения проблемы расизма в стране. По мнению критиков, пришло время максимально широко распространять информацию, а не «отключать» свои соцсети. Некоторые пошли именно таким путём. Например, Netflix, написавший, что молчание приравнивается к соучастию.

#соцсети #флешмобы #icantbreathe