Интернет
Даша Лейзаренко

После выборов в Белоруссии интернет постоянно «лежит». Насколько серьёзны блокировки и как с ними справляются

Белорусы выходят в сеть в основном через VPN-сервисы и прокси — но даже они периодически перестают работать.

Фото Сергея Гапона, AFP

После дня голосования за выборы президента в Белоруссии начались серьёзные проблемы с интернетом. Пользователи не могут попасть в соцсети, мессенджеры, поисковики и выходят в сеть только через VPN и прокси. По официальной позиции властей, во всём виноваты зарубежные хакеры, которые проводят кибератаки на белорусские сайты.

Однако эксперты по кибербезопасности и сами белорусы уверены, что за ограничением интернета стоит главный госоператор и действующая власть. TJ разобрался, что происходит с интернетом в Белоруссии — как его ограничивают, с помощью каких сервисов местные жители обходят ограничения и что они думают об официальной позиции властей.

Как сейчас работает интернет в Белоруссии

Ещё 4 августа в Телеграм-канале Nexta опубликовали скриншот письма, в котором сотрудник неизвестной компании предупреждал подчинённых о скором отключении интернета. Позже в СМИ распространились сообщения о грядущих перебоях.

В день выборов президента Белоруссии, 9 августа, пользователи байнета (белорусской части интернета) стали массово жаловаться на перебои, а телеграм-каналы начали публиковать инструкции о том, как обходить блокировки.

С перебоями работали Твиттер, Фейсбук и Инстаграм, WhatsApp, Telegram и Viber, YouTube, сервисы Google, «Яндекса» и Mail.Ru Group, а также App Store и Play Store.

Пользователи также не могли получить доступ к сайтам национальной доменной зоны .by, которая принадлежит Белоруссии, включая белорусские медиа tut.by, Onliner, «Наша Ніва», а также к онлайн-платформам для наблюдения за выборами «Зубр» и «Голос». За пределами страны белорусские ресурсы тоже не работают.

У белорусов также начались проблемы с оплатой банковскими картами и работой онлайн-сервисов «Яндекс.Такси» и Uber. Вечером 9 августа интернет-соединение в Белоруссии пропало практически полностью.

Проблемы сохраняются — как мобильный, так и проводной интернет продолжают работать нестабильно. Администратор подсайта «Беларусь» Александр Великий рассказал TJ, что если днём часть ресурсов ещё может быть доступна, то по вечерам, во время протестов, связь обычно начинают глушить полностью. При этом он отметил, что ситуация постоянно меняется, и многое зависит от провайдера.

Вечером 11 августа журналисты и пользователи соцсетей массово пожаловались на полное отключение мобильного интернета в Минске, Бресте и Жлобине.

Чем белорусские власти объясняют перебои

Официальной причиной перебоев называют зарубежные кибератаки. 9 августа Национальный центр реагирования на компьютерные инциденты Республики Беларусь (Cert.by) заявил, что на инфраструктуру байнета началась «волна DDoS-атак».

На следующий день центр отметил, что атаки продолжаются, а их суммарная мощность атак превысила 200 гигабит в секунду. По заявлению Cert.by, особенно сильно атаковали правительственные сайты ЦИК, МИДа и Комитета государственной безопасности.

Государственный оператор «Белтелеком», который владеет 90% фиксированных каналов связи в стране, объяснил перебои ростом трафика с внешних IP-сетей из-за границы. В компании заявили, что зафиксировали «множественные кибератаки на сайты госорганов», что привело к перегрузке каналов и выходу из строя оборудования. «Белтелеком» пообещал вернуть интернет 10 августа — этого не произошло.

Александр Лукашенко прямо заявил, что интернет отключают недоброжелатели из-за рубежа. Он подчеркнул, что на Белоруссию целенаправленно давят со всех сторон: «Мы отфиксировали звонки из-за границы». По его словам, звонки были из Польши, Великобритании и Чехии.

Чем объясняют перебои эксперты, другие провайдеры и местные жители

Независимая организация Netblocks, которая изучает доступность интернета по всему миру, подтвердила проблемы с передачей данных в Белоруссии и назвала кибератаки маловероятной причиной перебоев. Другие популярные белорусские провайдеры, помимо «Белтелеком», тоже не жаловались на атаки из-за рубежа. «МТС Беларусь» и «А1 Беларусь» заявили клиентам, что проблемы со связью у них возникли в связи с «ограничениями у внешнего провайдера».

Глава «Общества защиты интернета» Леонид Волков предположил, что власти республики сами блокируют протоколы передачи данных. Все трансграничные шлюзы в стране действительно принадлежат государственным «Белтелекому» и Национальному центру обмена трафиком (НЦОТ), но даже это не позволяет властям отключить интернет полностью.

Волков считает, что власти республики «пытаются выключить интернет, но у них не получается».

Выключили главный рубильник в «Белтелекоме», и ещё какое-то количество рубильников, до которых смогли дотянуться. Это привело к падению связности в пять раз, до 20% обычного уровня. От общего числа точек сопряжения белорусских сетей с зарубежными осталось лишь 20%.

Это приводит, разумеется, к куче неприятных последствий. Вплоть до того, что люди в Минске не могут расплачиваться банковскими картами. Ну и, понятное дело, многие сервисы не работают.

Разумеется, больше всего от падения связности страдают «трафикоёмкие» сервисы. YouTube — плохо. Telegram работает.

Интернет, как известно, придуман и спроектирован умными людьми так, чтобы противостоять ядерному удару. Отключение одного узла, даже большого — не приговор. Трафик понемногу пойдёт через оставшиеся линки.

Отключить их у Лукашенко так просто уже не получится: там остались мелкие независимые провайдеры, остались и зарубежные провайдеры. Разве что в каждый офис ОМОН послать, но и то не факт, что из этого что-то выйдет.

Прогноз, поэтому, умеренно оптимистичный. Какая-то связь будет всегда, Telegram (а тем более всякие TOR и Psiphon) работать будут, а постепенно, возможно, и YouTube поднимется.

Леонид Волков

Глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков отметил, что сайты на домене .by не работают не только в Белоруссии, но и за пределами страны, потому что власти республики обязывают все сайты создавать узлы связи на территории страны.

Поскольку Белоруссия оказалась подключена к глобальной сети в пять-десять раз меньше необходимого, исполнительный директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарёв призвал белорусов использовать соцсети только по делу: «Подождите пока смотреть котиков — потерпите. Просто задумайтесь, что, пока вы смотрите очередной сериал — кто-то не может загрузить видео с беспределом лукашенковских псов».

В соцсетях многие не сомневаются, что за отключением интернета стоит правительство республики.

Представительница правозащитной организации Human Constanta Яна Гончарова рассказала TJ, что тоже считает официальную позицию властей республики несоответствующей действительности: «Это попытка оправдать то, что происходит в стране, для совершенно неподкованный людей. В IT-стране это как-то странно слышать». Гончарова отметила, что в её окружении уровень доверия к такой версии крайне низок.

Как белорусы обходят блокировки

Для обхода блокировок белорусы пользуются анонимайзерами, TOR, VPN-сервисами и прокси. Поскольку магазины приложений не работают, APK и exe-файлы передают через FTP-протоколы или торренты. Способами обхода ограничений также делятся в телеграм-чатах цифровых наблюдателей и при личных встречах по Bluetooth или Air Drop, рассказала Гончарова.

Все, у кого есть VPN, и они понимают, что это и как работает, пытаются проводить просвещение, делиться с родственниками, пересылать, раздавать и устанавливать на их телефоны. Только так, от человека к человеку.

Яна Гончарова

Житель Минска Александр Моисеенко рассказал TJ, что тоже помогает коллегам и родственникам устанавливать VPN-сервисы и обучает ими пользоваться. Он отмечает, что основная сложность заключается в том, что из-за отсутствия доступа к магазинам приложений мало кто понимает, где взять APK и как его установить.

Самым популярным VPN-сервисом в Белоруссии оказался канадский Psiphon. Сервис специально разработали для поддержки пользователей в странах, где активно блокируют интернет. В соцсетях Psiphon даже стал своеобразным феноменом.

VPN-сервисы тоже периодически перестают работать, отметила Гончарова. Тогда пользователи ищут аналоги среди других популярных приложений — например, Tachyon, TunnelBear или BetterNet. Александр Великий рассказал, что одновременно пользуется Psiphon 3 и Opera VPN, чтобы получить доступ к Telegram.

Гончарова отметила, что ничего не ожидает от властей по поводу дальнейших блокировок: «Думаю, могут отключить вообще всё. Но мы надеемся, что на такой шаг не пойдут, слишком серьёзный урон инфраструктуре будет нанесён».

Моисеенко с ней согласен: «Полностью отключить интернет в Беларуси вполне реально. Государство по сути является интернет-монополистом. Но последствия такого отключения будут непредсказуемыми. Безналичные платежи завязаны на интернете. Железная дорога завязана на интернете. В наше время практически всё связано с интернетом».

#интернет #белоруссия #соцсети #разборы