Интернет
Даша Лейзаренко

В тиктоке новый тренд — притворяться погибшими жертвами Холокоста. Музей Аушвиц-Биркенау назвал это оскорбительным

В соцсетях тиктокеров раскритиковали за неуважение к жертвам и шок-контент. Но некоторые считают, что такому контенту всё же есть место на платформе, если он образовательный.

В тиктоке набрали популярность ролики, авторы которых притворяются погибшими жертвами Холокоста и рассказывают о своей смерти в концентрационном лагере. В соцсетях тренд раскритиковали за «косплей» реальных жертв, а музей Аушвиц-Биркенау назвал флешмоб оскорбительным.

Тиктокеры снимают ролики от лица жертв геноцида во времена Второй Мировой войны, рисуют на лице синяки, используют в качестве фона изображения Аушвица и рассказывают, как они умерли в нацистских концентрационных лагерях. Некоторые одеваются в полосатую одежду и рисуют на себе жёлтую звезду Давида, имитируя униформу узников.

Под видео обычно оставляют теги #Holocaust и #heaven , а на фоне играет трек «Locked Out of Heaven» Бруно Марса. Видео набрало десятки тысяч просмотров, а некоторые — тысячи лайков. Такие ролики — это часть популярного в тиктоке жанра POV (Point of view), в котором авторы снимают видео от первого лица, а зритель выступает героем видео.

«Как ты умерла?» / «Это было в декабре 1943-го. Кажется, суббота. Мы думали, что мы в безопасности. Мы думали, что мы спрятались. Помню, крик и шум, когда они нас нашли. Помню холод, когда они вели нас, полностью голых, по холодным улицам. Но моё тело не справилось. Было слишком холодно, хотелось есть»

«Простите, где я?» / «Ты в раю. Мы рады, что ты с нами» / «Раю? Я умерла?» / «Да, дорогая, но не беспокойся, тебе тут понравится» / «Ого, и как ты умерла?» / «Я умерла во время Холокоста» / «О боже, мне так жаль! Расскажешь побольше?» / «Конечно! Это был 1941-й, я была молодой девушкой из еврейской семьи... Нам сказали встать в очередь за хлебом»

Имя: Джулия, возраст: 19, причина смерти: «Когда мне было 19 лет, меня отправили в Аушвиц вместе с моей семьёй. Нас заставляли работать, это было невыносимо больно. Нас пытали. Нам говорили, что это из-за нашей религии, из-за того, во что мы верили. Она не подходила. Мы не подходили. И я тоже. Однажды нас отправили в душ. Я держала маму за руку. Было приятно осознавать, что я умру сама по себе. Моя мама была со мной. Она умерла первой, а следом я. Они называют это Циклон Б»

В части роликов авторы играют роль заключённых, которых в качестве наказания отправляют во времена Холокоста.

Заключенный номер 207 / Охранник: «Вас отправят обратно во времени через...» / «Нечетные номера — в газовую камеру»

В соцсетях раскритиковали тред, посчитав его антисемитским и оскорбительным. Пользователи отметили, что важно помнить о Холокосте, но нельзя превращать это во флешмоб ради просмотров в тиктоке.

19-летняя еврейка Бриана, которая потеряла родственников во время Холокоста, рассказала Wired, почему осуждает тренд: «Большинство создателей контента делают эти ролики, чтобы набрать лайки и завируситься, они крайне невежественны. Такой шок-контент уже устарел, он безвкусный. Но это привлекает зрителей и нормализирует оскорбительный контент».

Некоторые тиктокеры объясняют создание роликов о Холокосте тем, что хотели сделать образовательный контент. 15-летняя МакКайла из Флориды отметила, что сняла такой тикток, чтобы «распространить информацию» и поделиться историями своих родственников о геноциде: «Меня поражает история Второй Мировой войны. Мои предки были в концентрационных лагерях, а я встречалась с выжившими в Аушвице. Я хотела поделиться историй своей бабушки-еврейки».

17-летняя девушка из Нью-Джерси, которая сняла тикток о Холокосте и пожелала сохранить анонимность, рассказала The Insider, что тоже хотела «просветить людей»: «Мне всегда была интересна история Холокоста. Я просто хотела сделать креативное видео, рассказывающее об этих временах в тиктоке. Я не хотела никого оскорбить». Она удалила свой тикток.

Для других проблема заключается не в самих тиктоках, а в тех, кто их публикует. 21-летняя еврейка Тейлор Хиллман сама записала ролик о Холокосте, но отметила, что многие используют тренд для того, чтобы добиться популярности: «Мне кажется, что в контексте Холокоста авторы роликов должны хорошо задумываться. Многие молодые тиктокеры используют этот троп ради славы. Они знают, что наберут просмотры. Но чаще всего они не евреи, поэтому кажется, что они издеваются над реальными жертвами геноцида».

Хиллман считает, что ролики на такие чувствительные темы должны снимать только представители групп, которых коснулась эта проблема. «Члены моей семьи были заключены в концентрационных лагерях, поэтому тема мне близка. Я пыталась снять тикток так, чтобы никого не оскорбить и не романтизировать явление», — отметила девушка.

Представители музея Аушвиц-Биркенау в своём твиттере раскритиковали тренд, назвав его оскорбительным и обидным. Они напомнили, что рассказывать истории жертв Холокоста важно, но нужно делать это уважительно, учитывая контекст.

Тренд в тиктоке может считаться обидным или даже оскорбительным. Некоторые авторы роликов упрощают историю и неуважительно носятся в мёртвом. Другие создают видео не для того, чтобы воздать дань памяти, а чтобы стать частью онлайн-тренда. Это очень больно.

Однако другие авторы видео действительно хотели выразить уважение жертвам. Они использовали знакомый для себя язык. Но нам нужно быть очень осторожными, поскольку c помощью таких средств можно передать сильные эмоции.

из заявления музея Аушвиц-Биркенау

Музей также призвал не нападать на авторов роликов, а попросил их извлечь урок из своих ошибок.

#tiktok #соцсети #холокост