Интернет
Женя Кузьмин

Шрифт Lobster — от «второго Comic Sans» на Западе до символа постироничных мемов в рунете

В рунете сложилась уникальная ситуация, где у главного «мемного» шрифта Impact есть конкурент. Повлияло отсутствие альтернатив в старой версии фоторедактора «ВКонтакте».

Если людям со всего мира задать вопрос, какой шрифт они ассоциируют с мемами, то первым ответом, вероятно, будет Impact. В 1996 году он вошёл в проект Microsoft по определению «основных шрифтов интернета» (Core fonts for the Web), затем стал главным шрифтом на сайтах-генераторах картинок и в начале «нулевых» превратился в своеобразный стандарт для подписей к мемам.

Второй кандидат — Comic Sans, один из самых ненавистных шрифтов интернета. И только в русскоязычном пространстве может возникнуть вариант Lobster: он был довольно популярным десять лет назад, но теперь считается устаревшим и ставшим жертвой собственной узнаваемости. Но в рунете у него своя жизнь: если в начале «десятых» картинки с этим шрифтом считались чем-то обычным, то сейчас Lobster — явный признак постироничного мема, которых в соцсетях полно.

TJ разобрался, как Lobser прошёл такой путь и причём тут фоторедактор «ВКонтакте».

* * *

Шрифт в 2010 году создал аргентинский дизайнер Пабло Импальяри (Pablo Impallari), в том же году Lobster вошёл в библиотеку Google Web Fonts. В интервью аргентинец объяснял: «Я хотел создать неформальный курсивный шрифт, который выглядел бы одновременно разборчиво и дружелюбно. Есть ситуации, в который Arial и Times New Roman выглядят скучно. Неформальные приглашения, флаеры для вечеринок, открытки — вы и сами всё знаете».

Lobster сразу же оказался крайне популярным — его использовали повсюду. Поначалу дизайнеры его хвалили: «Винтажный, но не классический, забавный, но не глупый». В 2019 году дизайнер Ник Хилтон в своём блоге на Medium рассказывал, как шрифт «завоёвывал» Лондон: по его мнению, это было связано с сочетанием стиля и доступности — лицензия позволяла использовать его даже «самым скупым владельцам бизнеса». Но в то же время Lobster появлялся и у крупных брендом вроде «Макдоналдса».

«Импальяри создал этот шрифт в 2010 году, а потом просто ушёл. Его сайт сейчас мёртв, но его работа продолжила жить по всему миру», — отмечал Хилтон.

Такая популярность шрифта к очевидному итогу — уже пару лет спустя Lobster стал постоянным героем подборок вроде «Шрифты, которые вам нужно перестать использовать прямо сейчас». Дизайнеры стали стыдить коллег за работы с ним и предлагать менее заезженные альтернативы. Причина такой нелюбви типична для «неклассических» шрифтов: они слишком узнаваемы, поэтому их излишнее использование сразу же бросается в глаза.

В 2014 году даже появился сайт «Lobster — новый Comic Sans», потому что последний тоже со временем стал объектом для насмешек. Сайт уже не доступен, но аналогичное мнение всё ещё в ходу.

Но только в русскоязычной среде Lobster стал не просто надоедливым шрифтом с вывесок и открыток, но и частью онлайн-культуры. Кириллическую версию шрифта в 2011 году создали дизайнеры Гаянэ Багдасарян и Алексей Ваняшин. Последний в то время был автором проекта Cyreal: вместе с 15 коллегами он занимался популяризацией кириллицы и общедоступных шрифтов.

В первые же месяцы Lobster втянули в политику: прокремлёвское движение «Наши» сделало календарь «Секс против коррупции» — его опубликовала в своём блоге Кристина Потупчик.

Но главная стадия популярности шрифта неразрывно связана с «ВКонтакте». 10 октября 2012 года в соцсети произошло значимое обновление — впервые появился встроенный редактор фотографий. Уже через неделю туда добавили функцию наложения текста. Если верить сообществу LIVE, то сначала пользователям предложили классический шрифт Impact, но на следующий день его по каким-то причинам поменяли на безальтернативный вариант — Lobster.

«Сейчас уже сложно вспомнить конкретные причины, которые привели к появлению Lobster в фоторедакторе. Думаю, что были они весьма прозаичны — мы взяли красивый по тем временам шрифт и использовали его», — отмечает в разговоре с TJ руководитель дизайна суперприложения «ВКонтакте» Илья Гришин.

Произошло это как раз во время расцвета разнообразных пабликов, и с появлением фоторедактора многие авторы стали делать картинки именно там. Соответственно, «ВКонтакте» наполнился изображениями с подписями шрифтом Lobster. Позже подключились и сайты-генераторы мемов, которые добавили шрифт в список стандартных.

Impact вернулся во «ВКонтакте» в июле 2013 года. Тогда русскоязычные мемы пришли к более классическому виду, но Lobster из соцсети не пропал — и в 2020 году его всё ещё можно найти в редакторе. Гришин отмечает: «Не будет преувеличением сказать, что миллионы людей делают мемы в нашем фоторедакторе. Так шрифт стал массовым и узнаваемым, а затем вышел за пределы VK — появились логотипы и вывески, в которых использовался Lobster. Он такой — новый Comic Sans поколения Z».

Но в последние годы Lobster — не обычный шрифт для подписи к картинке, а признак постироничного мема. В своё время «мемная» история Impact началась с изображения кота и фразы «I Can Has Cheezburger». В России же Lobster получил вторую жизнь не в последнюю очередь благодаря паблику «Мемы про котов (по ржать)».

По словам основателя сообщества, Бориса Мосехина, ироничное использование Lobster в мемах он встречал и до своего проекта. В 2014 году набирали популярность паблики с животными, которые через подписи «лобстером» агрессивно обращались к пользователю (одно из таких сообществ со временем превратилось в ироничные «угарнi меми про папуг»).

Само использование шрифта на тот момент уже как будто содержало в себе иронию над людьми, которые его ввели в редактор, и над людьми, которые его используют. Ну и казался он мне тогда «настолько всратым, что красивым». Многие, я думаю, поэтому и подхватили.

Если посмотреть, то первые мемы в моём паблике были примерно такие же [с агрессией]. В какой то момент я сбавил градус агрессии в мемах, в том числе градус сарказма. Мне кажется, как раз избавление от агрессии позволило такому формату быть понятым и уйти в массы. В итоге вместо матов и оскорблений остались придурковатая интонация, намеренные ошибки и иногда как бы украинские слова.

Борис Мосехин

Абстрактные Lobster-мемы оказались универсальными: картинку можно подобрать любую, прямая связь изображения с абсурдной фразой необязательна, а шрифт сразу намекает на «второй уровень» иронии. «По сути, формат можно использовать бесконечно, за ним закрепился какой-то свой жанр мемов что-ли, как в музыке», — считает Мосехин. Паблик набрал почти 125 тысяч подписчиков, Борис со временем стал замечать свои работы в более крупных сообществах, а некоторые переняли формат.

Именно в «Мемах про котов» зародилась картинка с подписью шрифтом Lobster «Мыш (кродёться)», которая стала одним из главных мемов 2018 года и которой посвящали сюжеты федеральные каналы. В не менее популярных мемах про волков тоже периодически встречается тот самый шрифт.

В декабре 2019 года Александр Чезганов из студии Native Games создал телеграм-бота по имени «Всратослав». Принцип его работы простой: пользователь отправляет картинку, а бот подставляет к ней случайную подпись шрифтом Lobster, превращая изображение в постироничный мем. Так разработчики под конец декады хотели «сохранить частичку постироничной культуры ушедших десятых годов».

«Lobster — в какой-то степени культурный феномен. Школьники, стареющие бумеры, чёткие пацаны и девочки с района — все лепили надписи с Lobster на свои фотографии (часто довольно низкого качества). Конечно, со временем появилось первое ироничное использование формата. По сути, пародия на него», — рассуждает Чезганов.

Это достаточно стандартное происхождение для мема. Можно провести аналогию с демотиваторами, которые сегодня тоже используются исключительно иронично, или с мемом-открыткой «спасибо за ещё один день...». Изначально это ведь была просто открытка. Теперь можно её отправить кому-то даже без подписи, и адресат считает сразу вторичное, ироничное содержание.

Со «Всратославом» мы просто подхватили этот, уже существовавший ранее, формат, и сделали забавный инструмент для генерации бреда. Обогатили ли мы лобстерные мемы, принесли ли туда что-то новое? Не берусь судить. Щитпостинг существовал и ранее.

Александр Чезганов

За девять месяцев «Всратославом» воспользовались 300 тысяч пользователей, которые сгенерировали более 10 миллионов картинок. Бот, пожалуй, лучше всего показал, что в ироничных Lobster-мемах необязательна связь изображения и текста — юмористический эффект начинается уже с выбора шрифта.

В других странах Lobster не становился частью мемов — это уникальная черта рунета. Одного шрифта достаточно, чтобы понять — перед тобой постироничная картинка. Поэтому лучше использовать Lobster аккуратно, особенно, если хочется применить его в серьёзной ситуации.

#соцсети #мемы #вконтакте