Интернет
Женя Кузьмин

В соцсетях обсуждают исследование «Яндекса» о запросах школьников и школьниц. Компания объяснила нам, как собрала данные

Главное внимание на различиях между мальчиками и девочками: пока первые ищут «как заработать», вторые — «как похудеть».

1 сентября «Яндекс» показал примеры запросов, которые делают школьники разного возраста и пола. Популярные необычные результаты разделили по классам, приурочив инфографику ко Дню знаний.

Десять дней спустя на карточки обратила внимание журналистка Би-би-си Олеся Герасименко. Она опубликовала в твиттере результаты запросов от 4-6-классников. В реплаях журналистка пояснила, почему картинка привлекла её внимание: «Поиск мальчиков показывает стремление к самостоятельности и любознательность. Девочки в 9-10 лет ищут, как получить социальное одобрение за худобу и селфи».

Например, согласно инфографике «Яндекса», школьники интересуются, как заработать деньги (дважды), «что такое логарифм» и «что такое html», тогда как у школьниц среди примеров есть «Кто такой краш», «Как похудеть за неделю», «Как стать красивой» и «как жарить картошку».

Все карточки «Яндекса»:

Указанные на карточках запросы школьников стали предметом для обсуждения. Главной темой стали различия между младшеклассниками разных полов: в твиттере отметили, что запросы мальчиков и девочек демонстрирует общественное давление и навязывание «гендерных ролей» с юного возраста.

Блок telegram недоступен

Хватало и ироничных обсуждений.

Также у комментаторов возникли вопросы к «Яндексу». Некоторые пользователи посчитали нечестным, что компания отобрала необычные запросы, не уточнив, насколько они популярны. Другие задались вопросом, как «Яндекс» смог точно определить возраст и пол школьников.

* * *

TJ обратился к «Яндексу» с просьбой прояснить, как проходило исследование, как отбирались запросы для карточек и можно ли считать результаты действительно популярными вопросами среди российских школьников.

«Яндекс» охватил последний учебный год, то есть период с сентября 2019 по май 2020 года, и изучил за это время более 500 миллионов запросов. Сначала авторы нашли всех пользователей-школьников, для которых известен класс, в котором те учатся.

Таковыми, например, считали тех, кто задавал поисковику вопросы с указанием класса. Однако такое добавление в примере из карточки — «Как заработать школьнику 6 класс» — кажется нелогичным, если проводить аналогию для большей части запросов. В комментарии TJ компания привела более уместный пример.

Считали, что пользователь учится в третьем классе, если он он в течение учебного года задавал запросы типа «гдз по математике 3 класс» или «учебник по русскому 3 класс». Затем взяли все запросы этих пользователей с вопросительными словами.

«Яндекс»

Пол же «Яндекс» выявил с помощью технологии «Крипта» — инструмента для выявления социально-демографических характеристик аудитории. Система работает на основе машинного обучения и устроена так, что «не получает личной информации о людях и тем более не передаёт её рекламодателям». Каждый пользователь для «Крипты» — это набор идентификаторов.

Что касается возраста, «Крипта» определяет только промежуток: 0-17 лет, 18-24 года, 25-34 года и так далее. Для исследования про школьников компания изучала запросы только тех пользователей, кому меньше 17 лет.

Один из главных вопросов возник в соцсетях по поводу реальной популярности запросов, ведь показатели в исследовании не указаны. В комментарии TJ «Яндекс» не привёл точную статистику. Однако компания отметила, что сначала нашла запросы, характерные для каждой группы пол-класс: «Это те запросы, которые пользователи этого класса и этого пола искали минимум в полтора раза чаще, чем в среднем по всем классам, и одновременно в полтора раза чаще, чем пользователи из того же класса, но другого пола». Затем авторы построили для каждой группы (пол-класс) рейтинги запросов по популярности, а в конце концов отобрали «разнообразные примеры» для картинки.

На всякий случай напоминаем, что это не строгие топы, а только разнообразные примеры характерных запросов. Мы старались, чтобы запросы были разнообразные, представляли разные стороны жизни школьников, но при этом давали общую картину интересов каждой возрастной группы.

Например, мальчики больше ищут игры — поэтому взяли несколько таких запросов для разных классов. Кроме того, старались не брать запросы про учёбу — они говорят о школьной программе, а не интересах школьников.

«Яндекс»

#соцсети #яндекс #школа