Интернет
Женя Кузьмин

Интернет снова против Джоан Роулинг. Её обвиняют в трансфобии, а в России — ещё и в антисемитизме

Аргументы сторонников тезиса «Роулинг ненавидит евреев» оказались такими слабыми, что его превратили в шутку. С трансфобией всё серьёзнее, но новая книга писательницы — в топе продаж.

Фото Getty

Джоан Роулинг снова в центре скандала. Её в очередной раз обвиняют в трансфобии — на этот раз из-за сюжета новой книги и магазина, где она приобрела футболку. Но фоне этого издатели анонсированной игры по вселенной «Гарри Поттера» обещают, что писательница напрямую не задействована в проекте, а пользователи твиттера запускают хэштег #ripjkrowling.

В рунете дискуссия о трансфобности Роулинг дошла до утверждений, что она ещё и ненавидит евреев. Правда, многим пользователям аргументы показались настолько слабыми, что тезис превратили в шутку.

* * *
Спойлеры:
в материале раскрываются ключевые детали сюжета новой книги Роулинг «Дурная кровь».

15 сентября вышла новая книга Роулинг — детектив «Дурная кровь» (Troubled Blood) о частном сыщике Корморане Страйке. Эту серию романов писательницы выпускает под псевдонимом Роберт Гэлбрейт (Robert Galbraith). В центре сюжета — серийный убийца Дэнни Крид, который переодевается в женское платье, чтобы «внушить жертвам чувство безопасности». Одежду убитых девушек он забирает в качестве трофея.

Журналисты, ознакомившиеся с романом до выхода, посчитали его трансфобным из-за антагониста. «Мораль этой книги, видимо, такова: никогда не доверяйте мужчинам в платье», — отметили в издании The Telegraph. Рецензент Vox тоже раскритиковала «Дурную кровь»: «Да, этот роман трансфобный, но, кроме того, это просто не очень хорошая книга. Там нет ничего, кроме политических идей Роулинг. А идеи это реакционные и ненавистнические».

Роулинг уже обвиняли в трансфобии в июне, когда она прокомментировала материал о «создании равноправного мира после пандемии коронавируса Covid-19 для тех, у кого есть менструация», поиронизировав над формулировкой: «Я уверена, где-то было слово для таких людей. Кто-нибудь, помогите. Утроб-щины? Хлюп-щины? Фугрязь-щины?».

За твитом последовал скандал, и Роулинг ответила на него колонкой с подробным изложением своей позиции. В ней она выразила обеспокоенность тем, что в Британии растёт число девушек-подростков, которые решаются на трансгендерный переход — и тех, кто хотят его отменить. Также писательница заявила, что «прогрессивные активисты», когда дело доходит до высказываний о транс-персонах, используют «риторику ненависти» и отрицают важность «биологического пола».

Я хочу, чтобы транс-женщины были в безопасности. В то же время я хочу, чтобы биологические девушки и женщины также были в безопасности.
Когда вы открываете двери ванных комнат и раздевалок любому мужчине, который считает или чувствует, что он женщина, – и, как я уже сказала, свидетельства о подтверждении пола теперь могут выдаваться без необходимости хирургического вмешательства или гормонов, – тогда вы открываете дверь всем, кто хочет войти внутрь. Это простая истина.

Джоан Роулинг

Ситуация явно повлияла на общую оценку происходящего в «Дурной крови». В итоге выходу романа его уже вовсю считали трансфобным, хотя писательница настаивала, что создавала образ Дэнни Крида на основе двух реальных преступников. Интернет разделился на два лагеря: одни защищали Роулинг и утверждали, что её взгляды нужно отделять от творчества, а другие показательно сжигали книги в тиктоке и поддерживали хэштег #ripjkrowling, подчёркивая «смерть карьеры» писательницы.

На этом скандал не завершился. 16 сентября на конференции Sony, посвящённой PlayStation 5, анонсировали игру Hogwarts Legacy, RPG с открытым миром во вселенной «Гарри Поттера». Новость совпала с пиком обсуждения «Дурной крови», и издателю Warner Bros пришлось уточнять, что Роулинг напрямую не связана с проектом.

Тем не менее автор Polygon Стейси Хинли выпустила колонку «Почему я не куплю игру про Гарри Поттеру», объяснив принципиальность трансфобными взглядами Роулинг. В соцсетях с журналисткой согласились не все.

24 сентября появился слух, что Дэниэл Рэдклиф готов вернуться к роли Гарри Поттера, но с одним условием — к проекту не будет причастна Роулинг. Нет никаких подтверждений этой информации, но актёр, как и Эмма Уотсон (Гермиона Грейнджер), во время первой волны скандала вокруг писательницы поддерживали транс-персон.

Несмотря на то что Джоан причастна к тому пути, который привёл меня сюда, я чувствую себя обязанным что-то сказать: Трансгендерные женщины — это женщины.
Любое утверждение об обратном стирает личность и достоинство трансгендерных людей и противоречит всем советам, данным ассоциациями здравоохранения, которые располагают куда более обширными знаниями по этому вопросу, чем Джоан или я.

Дэниэл Рэдклифф

При этом «Дурная кровь» дебютировала на первом месте в британских книжных чартах, продавшись тиражом в 65 тысяч книг за пять дней. По данным сайта Bookseller, это рекорд для романов от имени Роберта Гэлбрейта «с большим отрывом». А дискуссия вокруг её взглядов не является однозначной — у Роулинг множество сторонников, которые подчёркивали, что несогласие с автором не означает, что можно можно сжигать её книги и писать «покойся с миром» в твиттере.

Сама Роулинг на этот раз не отвечала на обвинения. С августа она ничего не публиковала в соцсетях, но 22 сентября нарушила молчание. Писательница опубликовала фото в футболке «Эта ведьма не горит», вероятно, в ответ активисту Невиллу Саутхеллу, назвавшему её ведьмой.

Роулинг оставила ссылку на феминистский магазин, где приобрела футболку, и пользователи твиттера нашли там другие товары, которые посчитали гомофобными. Например, значки «транс-женщины — мужчины».

В рунете обсуждение Роулинг пошло в необычную сторону — одна пользовательница обвинила её в антисемитизме за образ гоблинов во вселенной «Гарри Поттера». По мнению пользовательницы, их скверный характер, внешность и любовь к золоту транслируют то, как писательница видит евреев.

Также в фильме «Гарри Поттер и философский камень» заметили звезду Давида на полу банка Гринготтс. Роулинг была причастна к созданию сценария картины, но режиссёром выступил Крис Коламбус (автор первых двух частей «Один дома»).

Правда, довольно быстро выяснилось, что звезда Давида — на самом деле не специально сделанная декорация, чтобы подчеркнуть схожесть гоблинов с евреями, а реальный рисунок на полу представительства Австралии в Лондоне, и он имеет другое значение.

В итоге тезис «Роулинг ненавидит евреев» превратили в шутку.

#соцсети #роулинг #книги #скандалы #резонанс