Интернет
Даша Лейзаренко

В США с помощью дипфейка «воскресили» погибшего после школьной стрельбы подростка для призыва проголосовать на выборах

В соцсетях родителей погибшего осуждают за неэтичное отношение к памяти о собственном сыне, а авторов дипфейка — за «цифровую некромантию».

Дипфейк-версия Хоакина Оливера Кадр из ютуб-ролика

Родители подростка, убитого во время школьной стрельбы в Паркленде, разрешили использовать лицо сына в социальной рекламе — его дипфейк призвал молодое население голосовать в грядущих выборах президента США. В соцсетях создателей кампании осудили за неэтичное использование изображения жертвы и эффект «Зловещей долины».

17-летнего Хоакина Оливера убили во время стрельбы в средней школе Марджори Стоунман Дуглас в 2018 году. Помимо него погибли ещё 16 человек. После инцидента по всей стране прошли протесты для привлечения внимания к проблеме контроля над оружием и безопасности в школах. Лидерами общественной дискуссии стали школьники, выжившие после происшествия.

2 октября некоммерческая организация Change the Ref совместно с маркетинговой фирмой McCann Health запустила кампанию Unfinished Votes, в которой наложила лицо Оливера на актёра, от его лица призывающего голосовать вместо жертв вооружённого насилия.

По данным организации, каждый год в США от вооружённого насилия погибает около 40 тысяч человек. Дипфейк-версия Оливера просит это исправить, проголосовав на грядущих президентских выборах. В съёмках ролика также приняли участие родители Хоакина, Мануэль и Патриша, которые зачитали вступительное слово.

Йо, это я, Гуак. Меня не было два года, и за это время ничего не изменилось, бро. Людей продолжают убивать из огнестрельного оружия. Все знают об этом, но ничего не делают. Я устал ждать, пока кто-то это исправит. Ноябрьские выборы — это первое голосование, в котором я бы мог принять участие, но я уже не смогу выбрать мир, в котором хотел бы жить. Поэтому вы должны проголосовать за меня...


Проголосуй за политиков, которые больше обеспокоены человеческими жизнями, чем деньгами оружейного лобби. Проголосуй за то, чтобы в людей не стреляли, бро. Проголосуй за меня, потому что я не могу. Мы должны продолжать борьбу, и мы должны это всё прекратить.

дипфейк-версия Хоакина Оливера

Креативный директор кампании Джош Гроссберг рассказал изданию AdAge, что идея создать такую рекламу пришла к ним, когда они задумались, что погибшие в Паркленде подростки впервые могли бы проголосовать в выборах 2020 года: «Как мы можем снова их услышать? Как мы заменим потерянные голоса? Тогда мы узнали про Хоакина, который хотел изменить мир и был вдохновляющей фигурой среди сверстников».

Команда подумала, что Оливеры откажутся от идеи, но, по словам Гроссберга, «хотя Мануэль и Патриша и были очень опечалены, они смогли это сделать и пойти дальше». «Они сказали, что „На самом деле Хоакин не умер, его сила продолжает жить“ — именно это мы и хотели показать», — подчеркнул автор кампании.

В соцсетях на ролик отреагировали неоднозначно. К моменту написания заметки видео на ютубе набрало более двух тысяч дизлайков при 600 лайках. Большинство пользователей раскритиковали родителей Хоакина за то, что они допустили использование внешности их погибшего ребёнка в политической рекламе, а также удивились эффекту «Зловещей долины», который производит ролик.

«Представьте мир, в котором вы используете копию лица своего мёртвого сынах поверх тела актёра, чтобы донести политическое заявление и получить деньги от лоббистских фирм, выступающих против второй поправки» / «С таким же успехом могли бы сделать марионетку из его бездыханного тела. Это отвратительно, и производит такой жуткий эффект „Зловещей долины“, который я никогда не испытывал» / «Сожалею о вашей утрате, но это дичь, ребят, вы ненормальные»

В твиттере на ролик тоже отреагировали негативно: рекламную кампанию посчитали жуткой и издевательской над погибшим подростком.

Некоторые пользователи задумались, как бы они отреагировали, если бы родители тоже оцифровали их после смерти.

Другие посчитали, что использовать изображение погибшего при трагических обстоятельствах ребёнка в политических целях — неэтично.

Но нашлись и те, кому кампания понравилась.

#соцсети #дипфейки #политика