Интернет
Женя Кузьмин

Уже совсем другая история: как Леонид Каневский стал символом «советского True Crime», а потом — героем мемов

Каневский и его шоу «Следствие вели» про уголовные дела в СССР объединяет любовью к себе два поколения — ТВ и интернета.

В последние годы можно с уверенностью говорить о перерождении жанра True Crime, где подробно рассказывается об обстоятельствах и деталях расследования реальных преступлений, чаще всего — убийств. Жанр, который на Западе c 1990-х годов отошёл на задний план, снова расцвёл со скачком популярности подкастов и стриминговых сервисов.

В 2014 году детективный подкаст Serial про убийство старшеклассницы в Балтиморе и сомнения в том, что полиция поймала того человека, стал феноменом на ITunes. В 2015 году Netflix выпустил резонансное документальный сериал «Создавая убийцу» (Making a Murderer) — историю Стивена Эйвери, который провёл 18 лет в тюрьме за изнасилование, пока анализ ДНК не доказал его невиновность. Людей привлекала возможность погрузиться в реальные дела, которые порой оказывались гораздо интереснее и запутаннее выдуманных сюжетов.

Сейчас в сети можно найти десятки современных западных True Crime-шоу. В России же жанр рассказа об уголовных делах никуда не уходил, и один из его лидеров — «Следствие вели» с Леонидом Каневским. 81-летний актёр уже 14 лет ведёт шоу на НТВ, рассказывая о резонансных преступлениях, происходивших в СССР.

Кажется, что сочетание пожилого ведущего, федерального канала и старых дел должно оттолкнуть молодую аудиторию. Но Каневский благодаря своему необычному стилю, сочетающему жестокие подробности и своеобразный юмор, остаётся одним из героев рунета — и постоянным участником мемов.

От контрабандиста до майора

Леонид Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве, а в Москву переехал в 17 лет для того, чтобы поступить в Щукинское училище — так началась его карьера артиста. В 1960-х годов он начал играть в московских театрах: сначала в театре имени Ленинского комсомола, затем — в драматическом театре на Малой Бронной.

Одна из его небольших, но заметных ролей в кино — небольшое появление в культовой «Бриллиантовой руке». Изначально Каневский должен был мелькнуть в паре фрагментов, но актёр сам продлил своё пребывание в кадре, написав для героя целый монолог. «Я выхожу и шпарю весь этот монолог. Гайдай так замирает и спрашивает: „Кто это написал?“. Отвечаю, что я. Он говорит: „Оставляем“», — вспоминал Каневский.

Леонид Каневский в «Бриллиантовой руке» (слева)

Но настоящую славу Каневскому принёс сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи», ставший одним из самых популярных в Советском Союзе. Он начал выходить в 1971 году по инициативе главы МВД Николая Щёлокова. Тот очень хотел «очеловечить» образ милиционера среди советских граждан, и для этого привлекал деятелей культуры. 11 лет спустя, после смерти Брежнева, Щёлокова сняли с поста, обвинили в коррупции, а затем исключили из партии и лишили звания генерала. В 1984 году он покончил с собой, застрелившись из охотничьего ружья.

«ЗнаТоКи» — акроним из фамилий главных героев: Павел Знаменский, Александр Томин, Зинаида Кибрит. Персонажи расследовали преступления, и в сериале делалась ставка не на погони и перестрелки, а на рутинную следственную работу и проработку дел, которые были основаны на реальных случаях. «Следствие ведут ЗнаТоКи» шло 18 лет, а документалисты утверждают, что когда по ТВ показывали очередную серию, статистика преступлений в СССР «сводилась к нулю».

Каневский исполнял роль майора Александра Томина, который занимался оперативным розыском, работой с подозреваемыми и уликами. Сам актёр вспоминал, что его герой был крайне популярен не только среди зрителей, но и среди милиционеров. В 2001 году, после долгого перерыва, Каневский ненадолго вернулся к роли — к тому времени он уже жил в Израиле, куда переехал после распада СССР.

Любовь и ненависть в Советском Союзе

Каневский был известен всей стране как следователь Томин, поэтому в 2006 году он приходит к схожему амплуа — но на этот раз не в художественном сериале, а в документальном шоу. «Следствие вели» начинает выходить на канале НТВ, и в названии сразу же видно отсылку к знаменитому советскому сериалу.

«Следствие вели» можно назвать «советским True Crime» до того, как термин стали активно использовать для проектов про реальные уголовные дела. Каневский выступает рассказчиком, который в каждой серии описывает про новое преступление и его расследование, которые происходили в СССР с 1917 по 1991 год.

Главная особенность «Следствие вели» — это не типичное шоу, где автор остаётся просто голосом за кадром, перечисляющим криминальные сводки. Команда проекта прибегает к игровым съёмкам, чтобы воссоздать события, не попавшие на камеру в реальной жизни, а Каневский то и дело «вмешивается» в эпизод, добавляя контекст и собственное видение.

Мне как-то позвонили из Москвы, и американский продюсер Дэвид Гамбург, который работает в России, предложил мне этот проект. Мне было предложено как бы «вести» — озвучивать и комментировать — самые громкие дела советской эпохи, то есть времени, которое я прожил и которое я знаю.

Я прельстился тем, что проект «Следствие вели…» должен был стать не просто документальным фильмом, констатацией фактов. В программе факты передаются через мою интонацию, видно моё личное отношение к событиям, к людям, к тому времени, к той эпохе. Мне это показалось интересным.

Такая реконструкция советской эпохи приводит к странному сочетанию. С одной стороны, в «Следствие вели» раскрываются подробности порой очень жестоких преступлений, которые происходили по всей стране. Некоторые из них довольно известные, по другим же архивы долгое время были скрыты. С другой стороны, через комментарии Каневского можно заметить явную ностальгию по СССР, когда «отношения между людьми были более прозрачными».

Каневский сам понимает, что в его передаче Советский Союз предстаёт хорошим и в то же время жутким местом: «Я имею возможность сказать добрые слова о времени, которое было и прекрасным, и сложным. Драматическое — счастливое и грустное одновременно».

Интернет-слава Каневского

«Следствие вели» идёт по НТВ уже 14 лет, а количество эпизодов скоро дойдёт до 500. И в какой-то момент передача добралась до эпохи мемов, когда любой объект поп-культуры настоящего или прошлого может в какой-то момент стать шаблоном для шуток. Произошло это и с Каневским, а точнее — с его коронной фразой.

Каждый выпуск ведущий завершает словами «А впрочем, это уже совсем другая история», которая становится «мостиком» к следующей серии. В начале «десятых» фразу превратили в мем о вещах, которым никогда не суждено произойти. Согласно Google Trends, пик шутки пришёлся на 2013 год.

Но и в последующие годы Каневский оставался героем мемов, пусть и без единого шаблона. Повлияло то, что постепенно вырастали люди, которые видели передачи Каневского в детстве, а он всё ещё оставался на экране в той же роли. Образ ведущего «Следствие вели» сразу же узнаётся многими пользователями рунета, что всегда добавляет мемам популярности.

Ещё один фактор — «актёрские» эпизоды Каневского, которые часто балансируют на грани ироничного и немного нелепого. А в октябре появился ролик, где Каневский «выступил» в роли ведущего игры Among Us, где тоже нужно расследовать убийства.

Ещё одна необычная «фишка» передачи «Следствие вели» — моменты, когда на экране показывают сразу нескольких Леонидов Каневских. Эпизоды стали иллюстрацией шуток про шизофрению и попытки найти виноватого в собственных проблемах.

Но невозможно оставаться актуальным персонажем в соцсетях только из чувства ностальгии. Несмотря на советскую тематику передачи, возраст и принадлежность к НТВ, Каневский действительно популярен в рунете. Выпуски «Следствие вели» на ютубе стабильно набирают сотни тысяч просмотров (у самого популярного — более 7,5 миллионов просмотров). В комментариях то и дело можно встретить фразы вроде «не помню момент, когда вместо просмотра блогеров начала смотреть Каневского».

В 2019 году актёр признавался, что замечал свою популярность среди молодёжи: «[Программу] смотрят молодые люди. Ко мне подходят дети 13-15 лет и говорят те слова, ради которых я там существую: „Как интересно! Как здорово!“. А криминал они могут посмотреть на любом канале. Им интересно смотреть и слушать про то время: как жили, как общались, как шутили. Они слышат мою интонацию и верят мне».

Упоминания Каневского можно встретить и в твиттере. Часто пользователи иронизируют над стилем «Следствие вели», когда спокойное описание советского быта резко переключается на жестокие подробности очередного убийства.

Цитаты из «Следствие вели» — тоже отдельный поджанр мемов. Во «ВКонтакте», например, нижегородские студенты уже два года ведут небольшой паблик «Леонид Каневский на каждый день» с шутками и крылатыми фразами. На сайте Ficbook можно найти даже несколько фанфиков по мотивам «Следствие вели» — в самом популярном из них организовали кроссовер Каневского и «Наруто».

Леониду Каневскому уже 81 год, но в марте он завёл инстаграм: аккаунт не верифицирован, но подлинность подтвердила его дочь Наталья. Там он публикует ретро-фотографии, а также снимки с тренировками, работой и отдыхом. В комментариях его называют «отцом русского детектива».

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Каневский продолжает выпускать свою передачу на НТВ, показывая разные стороны советской эпохи. Но застал и другое время, уже после развала СССР, но этот отрезок он готов оставить своему преемнику: «Думаю, появится ещё один Каневский, который со своей интонацией, своим отношением расскажет об этом времени. Но я его пока не хочу трогать». Может, это будет уже не ТВ-шоу, а подкаст или шоу на российском стриминговом сервисе, в духе западного True Crime.

Ну а впрочем...

#мемы #соцсети #криминал #истории