Эффект «Хода королевы»: хит Netflix за месяц вызвал огромный всплеск интереса к шахматам — это видно по онлайн-данным
Запрос в Google «Как научиться играть в шахматы» достиг пика популярности за 9 лет, Chess.com почти каждый день бьёт рекорды по игрокам, а шахматные блогеры удивляются просмотрам.
23 октября на Netflix вышел сериал «Ход королевы» («The Queen’s Gambit») — история вымышленной шахматистки Элизабет «Бет» Хармон, которая открыла в себе исключительный талант ещё в детстве. Девушка пытается не только стать гроссмейстером, но и преодолеть собственные слабости, включая алкогольную и наркотическую зависимость.
За месяц сериал про шахматы стал настоящим хитом среди критиков и зрителей: на Rotten Tomatoes он получил 100% положительных рецензий от критиков и 96% положительных отзывов от пользователей. Шоу вошло в топ-10 Netflix в 92 странах, включая Россию, а в 63 странах и вовсе возглавило рейтинг. 23 ноября сервис объявил «Ход королевы» самым популярным мини-сериалом в своей истории.
Шахматы — древняя игра с огромной историей, но в последние годы она была не сильно представлена в поп-культуре. И популярность сериала Netflix привела к настоящему шахматному буму, который в СМИ уже прозвали «Эффектом „Хода королевы“». После просмотра сериала люди стали чаще интересоваться, как самим начать играть в шахматы.
Пока непонятно, будет ли этот эффект кратковременным, но его можно отследить по поисковым запросам, продажам досок, количеством онлайн-партий и популярностью профильных блогеров. И, судя по статистке, многие люди действительно заинтересовались шахматами на фоне успеха «Хода королевы».
Google-запросы и продажи досок
По данным Netflix, количество поисковых запросов «Chess» с момента выхода сериала увеличилось вдвое. Резкий взлёт виден и в сервисе Google Trends — начался он одновременно с релизом «Хода королевы». Предыдущие пики на графике совпадают с датами матчей за звание чемпиона мира по шахматам. Помимо этого, Google-запрос «Как играть в шахматы» достиг наибольшей популярности за девять лет.
В eBay заявили, что за 10 дней после выхода «Хода королевы» шахматные доски на онлайн-аукционе стали искать чаще на 273%. На пике пользователи вводили в поиск на eBay слово «шахматы» в среднем каждые шесть секунд. Отдел продаж шахматной федерации США, а также некоторые магазины объявили о резком росте продаж досок в сравнении с ноябрём 2019 года. Компания Goliath Games отчиталась о повышении продаж шахмат на 1000%.
«Ещё год или полгода назад ритейлеры не говорили чего-то вроде: а давайте закупим побольше шахматных досок. А теперь удачи вам в попытках купить шахматы на ближайшие праздники», — отметил аналитик Джеррик Джонсон.
Шахматные приложения и сервисы
Chess.com — самый популярный сайт о шахматах в мире. Весной 2020 года он уже столкнулся с волной популярности — в апреле приложение скачали рекордные 979 тысяч раз. Это связали с пандемией коронавируса: люди, оказавшись в изоляции, использовали онлайн-игры, чтобы контактировать с друзьями и родственниками, в том числе и шахматы.
Но только за первые три недели ноября приложение Chess загрузили почти 1,4 миллиона пользователей. По словам администрации сайта, в ноябре на Chess.com каждый день регистрируются около 100 тысяч человек — в пять раз больше, чем обычно. «Практически каждый день мы бьём собственные рекорды по популярности», — признался глава бизнес-отделения Chess.com Ник Бартон (Nick Barton).
О похожем взрывном росте также отчитались владельцы приложений Chess With Friends и Lichess. Сервисы стали развивать успех отсылками к сериалу: например, на Chess.com можно сыграть с ботом, симулирующим стиль и уровень игры главной героини Бет Хармон. У неё есть семь виртуальных образов в зависимости от выбранного возраста — от восьми до 22 лет.
YouTube и Twitch
Не все готовы учиться играть в шахматы, но некоторые зрители «Хода королевы» нашли себе новое увлечение — они смотрят за тем, как играют другие. «Мы наблюдаем большой всплеск интереса», — заявил Леон Уотсон, представитель сайта Chess24.com, где транслируют шахматные партии.
25-летний Леви Розман — международный гроссмейстер и инструктор по шахматам в США. Помимо этого, он ведёт профильные YouTube- и Twitch-каналы GothamChess, где разбирает чужие ходы и играет сам. К моменту выхода «Хода королевы» Розман уже был известным в сообществе блогером, но популярность мини-сериала Netflix вывела интерес к его каналам на новый уровень.
Несколько недель назад я почувствовал эффект «Хода королевы». Ещё 31 августа я опубликовал видео «Как сыграть ферзевый гамбит» (в честь которого сериал и назвали Queen's gambit, — прим. TJ). И теперь это самое популярное видео у меня на канале: оно набрало дополнительные 150 тысяч просмотров за две недели. Мои средние просмотры — 70 тысяч на ролик. А теперь их полмиллиона.
Розман ведёт свои каналы с 2018 года. Теперь два его самых популярных ролика на YouTube — «Как сыграть ферзевый гамбит» (502 тысячи просмотров) и «Я сыграл с Бет Хармон семь раз» (500 тысяч просмотров). Причём второе видео вышло только 20 ноября. А 24 ноября шахматист отчитался о рекордных просмотрах на Twitch, отметив, что процент женщин среди его зрителей удвоился.
Антонио Радич — самый популярный шахматист на YouTube с 850 тысячами подписчиков. И он тоже ощутил эффект «Хода королевы»: «На мой канал подписываются больше людей, чем обычно. Я не могу с уверенностью сказать, что на это повлиял сериал, но видео с моим разбором последнего матча Бет против Боргова с 23 октября набрало 1,6 миллиона просмотров (уже 2,3 миллиона — прим. TJ). Так что я бы сказал, что связь определённо есть».
FIDE и гроссмейстеры
«Ход королевы» получил высокие оценки не только от зрителей, но и от самых известных шахматистов мира. Действующий чемпион мира Магнус Карлсен похвалил хит Netflix за репрезентацию женщин в шахматах и отметил, что сериал «показал себя лучше», чем другие художественные произведения, хоть некоторые моменты и «озадачили» его.
Гарри Каспаров, выступивший консультантом «Хода королевы», заявил: «Думаю, шахматы сейчас на подъёме во всём мире. И считаю, что сериал отлично продвигает их, так что теперь ожидаю настоящего бума. Шоу поможет опровергнуть представление о том, что увлечение шахматами превращает вас в ботаника». Двукратная чемпионка США по шахматам среди женщин Дженнифер Шахаде отметила, что после выхода сериала её почта оказалась «переполнена» запросами от девочек, желающих научиться играть.
В международной шахматной федерации (FIDE) пока не торопятся оценивать эффект «Хода королевы», поскольку с момента выхода сериала прошло слишком мало времени. Только потом станет понятно, это временный бум или тенденция, которая приведёт к росту игроков. Тем более, что интерес к шахматам объясняется не только шоу Netflix, но и пандемией.
Тем не менее, представитель FIDE Дэвид Ллада заявил, что с января количество шахматных партий, сыгранных в среднем за день, увеличилось с 11 до 17 миллионов: «Всё больше и больше людей проводят всё больше партий, чем когда-либо в истории».
#netflix #интернет #шахматы