Умер Б.Ю. Александров — он вошёл в историю рунета благодаря легендарным сыркам. И прощаются с ним при помощи мемов
73-летний бизнесмен дал своё имя премиальным глазированным сыркам, а те в свою очередь обрели народную любовь, став ироничным символом успешности.
30 ноября стало известно о смерти Бориса Юрьевича Александрова — российского предпринимателя и основателя бренда «Б.Ю. Александров». По данным СМИ, незадолго до этого его госпитализировали в тяжёлом состоянии из-за Covid-19, а ещё раньше 73-летний бизнесмен пережил отрыв тромба, также у него диагностировали рак лимфатических узлов. В «Ростагроэкспорте» подтвердили смерть президента компании, но не уточнили причину.
Имя Б.Ю. Александров известно в рунете многим в первую очередь из-за одноимённых глазированных сырков. Их «премиальность» и акцент на личности основателя бренда создали вокруг сырков необычный интернет-феномен, где продукция «Б.Ю. Александров» стала синонимом успешности и роскоши.
Кто-то любил эти сырки, другие говорили об их переоценённости. Но, помимо основной деятельности, Борис Александров вошёл в историю в том числе благодаря мемам про сырки. И поэтому в соцсетях с предпринимателем и прощаются по-особому — тоже мемами.
Борис Александров занялся бизнесом ещё в СССР — в начале 1980-х он, врач по образованию, работал на водочном заводе «Кристалл». Он рассказывал: «Я работал в цехе, где водку ставили на машину. Я узнал, какой рецепт у водки. Узнал, как она делается, и, соответственно, сделал маленькое производство водки. И продавал в день примерно два ящика». Об успехах предприниматель рассказал товарищу, а тот его сдал милиции. В 1983 году Александрова посадили в тюрьму.
После этого заключения Борис Александров продавал книги, китайские товары и продукты. Тогда он заметил, насколько хорошо «идёт» творожная масса. В 1995 году бизнесмен основал компанию по производству молочных продуктов «Ростагроэкспорт». И главной визитной карточкой бренда стали глазированные сырки. В сентябре 2020 года, по данным Milknews, «Ростагроэкспорт» занимал 17-е место в общем рейтинге молокоперерабатывающих компаний России.
Но основную славу Александрову принёс созданный в 2006 году бренд «Б.Ю Александров» (Борис Юрьевич Александров). Под ним он фактически создал в России нишу «сырков премиум-класса», где и удерживал лидерство с того времени. На момент запуска сырки под этим брендом стоили 15 рублей — в три раза дороже конкурентов.
«Премиальность» продукции подчёркивалась начиная с упаковки — картонная коробка с позолоченной надписью «Б.Ю. Александров». В отличие от молока и творожной массы с тем же названием, сырки «Б.Ю. Александров» не просто закрепились на рынке, но и стали своеобразным интернет-феноменом.
«Мемепедия» связывает появление мемов про «Б.Ю. Александров» с роликами 2016 года рэпера Славы КПСС, где тот делал обзоры на сырки, в том числе и на сырки Александрова. Постепенно стали появляться профильные мем-сообщества, например, «пацаны и сырки» и «мемы про сырки». В итоге уже несколько лет в соцсетях можно встретить шутки и мемы про сырки «Б.Ю. Александров», в основном — на тему их «элитности». Обладание этим сырком стало ироничным признаком успешности и богатства.
Сложно сказать, почему так сложилось, учитывая, что сейчас в той же ценовой категории есть и другие бренды сырков. В соцсетях часто дискутируют о вкусовых качествах продукции, «коронуя» другие сырки. Но «Б.Ю. Александров» в любом случае заслужили народную любовь, и у них даже стали появляться подражатели. Про «Б.Ю. Александров» снимали ролики на YouTube, ему посвящали песни.
При этом сам Борис Александров, судя по всему, не до конца осознавал популярность своей продукции в сети. В интервью vc.ru он рассказывал: «Если честно, я очень тёмный в этом вопросе [интернета]. За меня здесь думают секретари и помощники. Я, к сожалению, не владею интернетом в достаточной степени. Пользоваться интернет-технологиями мне достаточно тяжело. Я умею включать и выключать компьютер. Погуглить что-то. Например, песни Лепса найти. Нравятся они мне».
В то же время в 2016 году у Александрова вышла автобиографическая книга «Сырок», а поклонники находили его и офлайн. В сообществе «Пацаны и сырки», где два года собирают обзоры на сырки со всего постсоветского пространства, закреплён пост создателей паблика о походе к предпринимателю за автографом.
Борис Александров умер в ночь на 30 ноября в возрасте 73 лет. Последнее интервью он давал в марте 2020 года Forbes — и там речь заходила об отношении к смерти.
Я прожил такую долгую и хорошую жизнь. И всё, что можно в этой жизни хорошего, уже попробовал. Я считаю, что случай или бог спас меня от трёх смертей. Первая – когда у меня оторвался тромб. Мой товарищ, доктор, сказал, что он видел только четыре случая за всю его гигантскую врачебную практику, когда тромб застрял на бифуркации легочной артерии. Он мог оторваться, и я бы давно умер.
Второй раз – когда мне поставили водитель ритма. То есть, когда у меня сердце вместо 60 стало сокращаться 29 раз. Это уже гонец из Пизы, я должен был умереть. Мой друг прилетел, меня спас, мне поставили пейсмекер, и я жив.
И третье – это рак. Меня бог почему-то оставил на этом свете. Три смертельных заболевания, а он меня оставил. Значит, он хочет, чтобы я что-то ещё сделал, и я стараюсь делать.
Для рунета Борис Александров ассоциируется со своими премиальными сырками и мемами про них. Поэтому и проститься с ним решили тоже с помощью мемов.
Комментарии в паблики «Пацаны и сырки»
Комментарии в паблики «Пацаны и сырки»
#соцсети #интернет