Интернет
Женя Кузьмин

Каждый год канадцы дарят Бостону рождественскую ель. За этим стоит история 1917 года о мощном взрыве и взаимовыручке

Более 100 лет назад произошёл взрыв в Галифаксе, мощнейший в доядерную эпоху. На помощь пришли соседи, и рождественская традиция — символ того, что ничего не забыто.

20 ноября в американский город Бостон прибыла 14-метровая сизая ель — её установят на центральной площади неподалёку от капитолия штата Массачусетс в качестве официального рождественского дерева. Ель городу подарила канадская провинция Новая Шотландия, и эта традиция длится уже почти 50 лет — канадцы выбирают и присылают рождественское дерево своим соседям.

За ежегодной акцией «Tree for Boston» стоит история о мощнейшем взрыве доядерной эпохи, который произошёл в Канаде в 1917 году. Жители Бостона тогда незамедлительно пришли на помощь, и даже спустя 100 лет Новая Шотландия не забывает этот поступок.

Подробно о традиции с рождественскими елями рассказал твиттер-аккаунт канадских вооружённых сил в США — TJ приводит тред с дополнениями.

* * *

По состоянию на декабрь 1917 года Канада уже три года участвовала в Первой мировой войне в составе Британской империи, и город Галифакс в Новой Шотландии стал важным морским портом для Королевского флота. Сам город всё это время не чувствовал на себе войну, но из-за расположения превратился в важную базу для кораблей, перевозящих в Европу войска, боеприпасы и гуманитарную помощь.

Галифакс расположен на берегу пролива Нэрроуз, который, как следует из англоязычного названия, довольно узкий. И именно он отделяет выход в океан от гавани Бедфорд-Бейсин, где во времена Первой мировой войны формировались конвои.

6 декабря в проливе Нэрроуз пересеклись два судна. Норвежский пароход «Имо» выходил из порта Галифакса по направлению в Нью-Йорк, чтобы там взять продовольствие и привезти его в Бельгию. Экипаж «Имо» задержался в гавани дольше запланированного, а потому старался нагнать график, превышая скорость. В это же время в Галифакс направлялся французский корабль «Монблан», грузом которого были 2,3 тысяч тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола.

В узком проливе судна сблизились, и оба экипажа полагали, что им уступят дорогу. Это привело к столкновению: «Имо» врезался в правый борт «Монблана». Удар не нанёс большого урона французскому кораблю, но из-за него опрокинулись бочки с бензолом, а искры при расцеплении кораблей подожгли его.

Французские матросы сразу же покинули судно, понимая, что оно под завязку начинено взрывчаткой. Направляясь к городу на шлюпках, они кричали, пытаясь кого-то предупредить. Тем временем сотни жителей Галифакса, включая детей, вышли к набережной посмотреть на пожар. Они не знали, что за груз был на «Монблане».

Команда «Монблана» надеялась, что корабль успеет выйти в океан, но его прибило к пирсу. В 9:05 сдетонировала вся взрывчатка, которая была на судне. Позднее взрыв в Галифаксе признали мощнейшим в эпоху до ядерных бомб. Часть города моментально оказалась в руинах.

Там, где происходит трагедия — там есть и свои герои. Одним из них стал железнодорожный диспетчер Винс Коулман, который работал недалеко от пирса. Он был одним из немногих, кто узнал от моряков «Монблана» о взрывчатке на борту и скором взрыве. Теоретически он мог успеть спастись, но вместо этого Коулман остался на рабочем месте и рассылал сообщения приходящим поездам, чтобы те не въезжали в зону поражения.

Последнее сообщение диспетчера гласит: «Остановите поезд. В гавани загорелся корабль с боеприпасами, он взорвётся. Думаю, это моё последнее сообщение. Прощайте, парни». Считается, что тем самым он спас несколько сотен жизней.

Оставшиеся в живых жители города при поддержке военных сразу же бросились помогать раненым и разбирать завалы. Но их усилий было недостаточно. Тем временем о взрыве в Галифаксе узнали в Бостоне — города располагаются в 650 километрах друг от друга. Губернатор Массачусетса написал канадским властям письмо, где не только выразил поддержку, но и предложил свою помощь.

И жители Бостона действительно пришли на помощь, собрав деньги на восстановление города и отправив припасы. Также в Галифакс поехали местные доктора и медсёстры. Первый поезд из Новой Англии отправился уже через 12 часов после взрыва — и некоторые специалисты оставались в Канаде месяцами, пока нужны были их услуги.

В Новой Шотландии действительно считают соседей из Массачусетса своими спасителями: вклад жителей Бостона в восстановлении Галифакса проходят в школах. Перед Рождеством 1918 года канадцы в качестве благодарности отправили в Бостон рождественское дерево — Новая Шотландия славится своими сизыми (их ещё называют канадскими) елями.

Спустя годы дружба между соседними регионами продолжилась. И с 1971 года передача рождественского дерева превратилась в ежегодную традицию. Выбор и перевоз ели в Бостон — отдельные ритуалы. Деревья часто дарят сами жители Новой Шотландии, на чьей территории они растут. Поиск подходящей ели начинается ещё летом. Откуда бы не везли дерево — его обязательно провожают в Галифаксе.

Каждый год в начале декабря на центральной площади Бостона проходит церемония зажжения рождественских огней на подаренной ели. И уже 49 лет подряд это символ взаимовыручки в самые трудные времена.

#истории #треды #рождество