Каждый год канадцы дарят Бостону рождественскую ель. За этим стоит история 1917 года о мощном взрыве и взаимовыручке Статьи редакции
Более 100 лет назад произошёл взрыв в Галифаксе, мощнейший в доядерную эпоху. На помощь пришли соседи, и рождественская традиция — символ того, что ничего не забыто.
20 ноября в американский город Бостон прибыла 14-метровая сизая ель — её установят на центральной площади неподалёку от капитолия штата Массачусетс в качестве официального рождественского дерева. Ель городу подарила канадская провинция Новая Шотландия, и эта традиция длится уже почти 50 лет — канадцы выбирают и присылают рождественское дерево своим соседям.
За ежегодной акцией «Tree for Boston» стоит история о мощнейшем взрыве доядерной эпохи, который произошёл в Канаде в 1917 году. Жители Бостона тогда незамедлительно пришли на помощь, и даже спустя 100 лет Новая Шотландия не забывает этот поступок.
Подробно о традиции с рождественскими елями рассказал твиттер-аккаунт канадских вооружённых сил в США — TJ приводит тред с дополнениями.
По состоянию на декабрь 1917 года Канада уже три года участвовала в Первой мировой войне в составе Британской империи, и город Галифакс в Новой Шотландии стал важным морским портом для Королевского флота. Сам город всё это время не чувствовал на себе войну, но из-за расположения превратился в важную базу для кораблей, перевозящих в Европу войска, боеприпасы и гуманитарную помощь.
Галифакс расположен на берегу пролива Нэрроуз, который, как следует из англоязычного названия, довольно узкий. И именно он отделяет выход в океан от гавани Бедфорд-Бейсин, где во времена Первой мировой войны формировались конвои.
6 декабря в проливе Нэрроуз пересеклись два судна. Норвежский пароход «Имо» выходил из порта Галифакса по направлению в Нью-Йорк, чтобы там взять продовольствие и привезти его в Бельгию. Экипаж «Имо» задержался в гавани дольше запланированного, а потому старался нагнать график, превышая скорость. В это же время в Галифакс направлялся французский корабль «Монблан», грузом которого были 2,3 тысяч тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола.
В узком проливе судна сблизились, и оба экипажа полагали, что им уступят дорогу. Это привело к столкновению: «Имо» врезался в правый борт «Монблана». Удар не нанёс большого урона французскому кораблю, но из-за него опрокинулись бочки с бензолом, а искры при расцеплении кораблей подожгли его.
Французские матросы сразу же покинули судно, понимая, что оно под завязку начинено взрывчаткой. Направляясь к городу на шлюпках, они кричали, пытаясь кого-то предупредить. Тем временем сотни жителей Галифакса, включая детей, вышли к набережной посмотреть на пожар. Они не знали, что за груз был на «Монблане».
Команда «Монблана» надеялась, что корабль успеет выйти в океан, но его прибило к пирсу. В 9:05 сдетонировала вся взрывчатка, которая была на судне. Позднее взрыв в Галифаксе признали мощнейшим в эпоху до ядерных бомб. Часть города моментально оказалась в руинах.
The blast shattered windows 60 miles away.
Fishermen off the coast of Massachusetts said they heard the boom.
The ship’s anchor landed 2.3 miles away. https://t.co/Qj2QGUgpyW
Children never made it to school, never returned home.
Shrapnel wounded thousands, blinding those who stood in windows watching the blaze.
When a blizzard hit the next day, 25,000 were without shelter. https://t.co/dC2KjoR29F
242 were under five.
30 percent of the casualties were children.
Many survivors lost their sight, their siblings, and their parents.
The trauma, visions of those horrific scenes, lingered throughout their lives. https://t.co/L1EDbxkxkf
Там, где происходит трагедия — там есть и свои герои. Одним из них стал железнодорожный диспетчер Винс Коулман, который работал недалеко от пирса. Он был одним из немногих, кто узнал от моряков «Монблана» о взрывчатке на борту и скором взрыве. Теоретически он мог успеть спастись, но вместо этого Коулман остался на рабочем месте и рассылал сообщения приходящим поездам, чтобы те не въезжали в зону поражения.
Последнее сообщение диспетчера гласит: «Остановите поезд. В гавани загорелся корабль с боеприпасами, он взорвётся. Думаю, это моё последнее сообщение. Прощайте, парни». Считается, что тем самым он спас несколько сотен жизней.
He could have saved himself.
But he stayed to warn incoming trains.
The passengers survived.
Vince Coleman did not.
https://t.co/qUlRx9kJuE
Оставшиеся в живых жители города при поддержке военных сразу же бросились помогать раненым и разбирать завалы. Но их усилий было недостаточно. Тем временем о взрыве в Галифаксе узнали в Бостоне — города располагаются в 650 километрах друг от друга. Губернатор Массачусетса написал канадским властям письмо, где не только выразил поддержку, но и предложил свою помощь.
И жители Бостона действительно пришли на помощь, собрав деньги на восстановление города и отправив припасы. Также в Галифакс поехали местные доктора и медсёстры. Первый поезд из Новой Англии отправился уже через 12 часов после взрыва — и некоторые специалисты оставались в Канаде месяцами, пока нужны были их услуги.
Doctors and nurses rushing toward danger.
Familiar then. Familiar now.
Still, Halifax needed more help. https://t.co/cPGVXBBMJ6
Governor Samuel McCall offered assistance immediately via telegraph, but dispatched a train before receiving a response.
When an official in Halifax first read this letter from the Governor, he broke down in tears. https://t.co/WQJgCuzYjp
The people of Massachusetts sent the equivalent of $15 million in total to support relief efforts.
Immediate and unconditional support. https://t.co/Il5Awi5C8C
The train was the first of many shipments of medical personnel and supplies that arrived from New England.
Neighbors concerned for their neighbours. https://t.co/fX9KW8fk7n
The Americans helped organize the relief efforts.
They built temporary housing.
They ordered more supplies.
They treated patients.
“…anything that we have is yours..." https://t.co/L5wnHQZG8I
The Nova Scotians never forgot the unconditional support.
We never forgot. How could we ever forget? https://t.co/CEYCOfpOaF
В Новой Шотландии действительно считают соседей из Массачусетса своими спасителями: вклад жителей Бостона в восстановлении Галифакса проходят в школах. Перед Рождеством 1918 года канадцы в качестве благодарности отправили в Бостон рождественское дерево — Новая Шотландия славится своими сизыми (их ещё называют канадскими) елями.
Спустя годы дружба между соседними регионами продолжилась. И с 1971 года передача рождественского дерева превратилась в ежегодную традицию. Выбор и перевоз ели в Бостон — отдельные ритуалы. Деревья часто дарят сами жители Новой Шотландии, на чьей территории они растут. Поиск подходящей ели начинается ещё летом. Откуда бы не везли дерево — его обязательно провожают в Галифаксе.
Каждый год в начале декабря на центральной площади Бостона проходит церемония зажжения рождественских огней на подаренной ели. И уже 49 лет подряд это символ взаимовыручки в самые трудные времена.
The Nova Scotians send one every year.
To say we remember.
To say we'll never forget.
To say thank you, neighbors. https://t.co/KRXIjxRRBP
Во время голода в Поволжье американцы помогали голодающим людям, только вот это не проходят по истории
Некоторые сцены напоминают «Хиросиму»Хёрси. Очень сильно с точки зрения шоковой подачи.