Интернет
Женя Кузьмин

«You Look Lonely»: как интернет раз за разом возвращается к культовой сцене с голограммой из «Бегущего по лезвию 2049»

Даже спустя несколько лет в соцсетях делают фотожабы, арты и мемы по моменту, перенося его настроение и эстетику на других персонажей поп-культуры.

От редакции:
перед прочтением стоит посмотреть «Бегущий по лезвию 2049» — материал содержит спойлеры.

Ночной киберпанковый город будущего. Одинокий избитый герой бредёт по мосту и встречает огромную голографическую рекламу — обнажённую девушку. Она очень похожа на ту, что он любил, но потерял. Голограмма наклоняется к герою, освещая его неоновым светом, и говорит:

Ну и денёк, м? Ты выглядишь одиноко. Я могу исправить это. Ты такой хороший, Джо.

Герой просто стоит и молчит, но взгляд выдаёт его состояние.

Это пересказ одной из ключевых сцен фильма «Бегущий по лезвию 2049» режиссёра Дени Вильнёва. Фильм вышел ещё в 2017 году, но интернет всё ещё не отпускает эту сцену: неоновые кадры всё ещё можно часто встретить в соцсетях, а пользователи не перестают делать арты и фотошоп-пародии.

На фоне выхода другого крупного проекта про киберпанк — игры Cyberpunk 2077 — TJ рассказывает про культовый фрагмент (получивший название «You Look Lonely») и творчество по его мотивам.

* * *

Значение сцены для картины невозможно объяснить без деталей сюжета. У главного героя, детектива Кея (Райан Гослинг), есть искусственный интеллект Джой (Ана де Армас), и романтические отношения между ними похожи на человеческие — кажется, что программа действительно любит его. Сначала Джой «привязана» к квартире, но потом её помещают в устройство, которое позволяет ей находиться рядом с Кеем в его путешествиях.

События развиваются так, что устройство уничтожают — а вместе с ним и Джой. Перед финальной развязкой Кей встречает голограмму Джой, но это уже другая Джой, реклама программы, которая, судя по фильму, довольно распространена. «Джой — всё, что вы хотите услышать», — гласит слоган.

Созданием спецэффектов для «Бегущего по лезвию 2049» руководил Джон Нельсон, который работал также над «Терминатором 2», «Гладиатором» и «Я, робот». Сцены разделили между разными студиями — большой голограммой Джой занималась студия Double Negative, отвечавшая за внешний вид Лос-Анджелеса будущего.

И Райана Гослинга, и Ану де Армас для этой сцены (получившей внутри команды название «Розовая Джой») снимали отдельно. Сначала отсняли де Армас на фоне хромакея, а затем соединили её с CG-копией. С помощью слоёв и эффектов актрису превращали в голограмму — так делали и в некоторых других сценах.

Райан Гослинг снимался с огромным экраном, похожий на тот, что используют на концертах. На него оператор «Бегущего по лезвию 2049» Роджер Дикинс («1917», «Побег из Шоушенка») поместил отснятый ранее материал с де Армас. Нельсон отмечал, что съёмочную площадку в этот момент дополнительно почти не освещали — весь свет шёл от экрана, из-за чего освещение и перспектива в финальной версии кажутся естественными.

Уже в дальнейшем Double Negative доработали сцену, приведя её к тому виду, что показан в фильме. Но неоновая эстетика во фрагменте с голограмой — полностью заслуга Дикинса. «Мы ни разу не меняли цвета, установленные Дикинсом. На некоторых кадрах мы сделали Кея ярче, добавили туман, но к освещению Дикинса мы бы не осмелились притронуться», — рассказывали специалисты по спецэффектам.

На сцену не обратили большого внимания критики и журналисты, но интернет сделал её культовой. На момент встречи с голограммой Кей находится в низшей точке — как морально, так и физически. В сцене герой Гослинга ничего не говорит, и можно только представить, о чём думает в этот момент персонаж.

В соцсетях можно встретить многочисленные размышления на этот счёт. Одна из популярных теорий — поведение «второй Джой» показывает, что «первая Джой» никогда по-настоящему не любила Кея, хотя в фильме показывали обратное. Просто она, как виртуальная жена, запрограммирована на определённые действия и симуляцию эмоций.

Вскоре после выхода фильма на 4chan сделали версию героя мемов вояка в стиле Гослинга из сцены. А сообщение отсылало одновременно к переживаниям Кея, тесту на репликанта и более жизненным ситуациям.

Что ты чувствуешь по поводу того, что любовь всей твоей жизни покинула тебя? Клетки. Что она не думает о тебе, хотя ты думаешь о ней? Клетки. Впервые ты почувствовал, что можешь кому-то доверять, а она бросила тебя. Связаны. Ты пытаешься принять это, но проваливаешься, и всё становится только хуже. Связаны. Ты толстеешь, пьёшь, потребляешь медиа — и так по кругу. Связаны.

Со временем Гослинг в образе вояка стал одним из символов культуры думеров, которая тоже завязана на мрачности, депрессии и одиночестве. На YouTube можно найти ролик «„Бегущий по лезвию 2049“, одинокий думер» под русскоязычный пост-панк или думерские анимации с образом Кея. А картинка с Гослингом-вояком до сих пор встречается в соцсетях.

Но гораздо популярнее другой пласт интернет творчества — многочисленные пародии на ту самую сцену с огромной голограммой. Оказалось, что вместо Гослинга и Аны де Армас можно подставить персонажей любых фильмов, сериалов и игр. Главное — сохранить депрессивное настроение сцены (даже если с налётом иронии) и неоновую эстетику.

Этой идее для фотожаб уже больше трёх лет, но интернет раз за разом возвращается к формату из-за его вариативности, узнаваемости и эмоциональному посылу. С отсылками к сцене из «Бегущего по лезвию» даже в самых ироничных картинках пробивается чувство одиночества и меланхолии.

Помимо этого, сцена всё ещё живёт в артах.

А выход Cyberpunk 2077 только актуализировал формат, породив кроссоверы между двумя киберпанк-вселенными.

P.S.

#соцсети #мемы #фильмы