Интернет
Женя Кузьмин

В 2013 году журналистка оплатила биткоинами ужин с незнакомцами. Исторический курс вырастил её чек до $200 тысяч

После того, как курс биткоина обновил рекорд, журналистка поговорила с владельцем того самого бара: оказалось, он распорядился криптовалютой куда разумнее её самой.

Иллюстрация The New York Times

16 декабря курс биткоина впервые превысил 20 тысяч долларов, обновив исторический максимум. В 2017 году он торговался по 19 729 долларов, после чего последовало резкое падение, но 2020 год стал криптовалютным «возрождением»: в ноябре его цена впервые с декабря 2017 года превысила 18 тысяч долларов, 1 декабря курс достиг максимума в 20 тысяч долларов. За 2020 год курс биткоина вырос почти на 180%.

На этом фоне журналистка The New York Times Кашмир Хилл (Kashmir Hill) рассказала, как в 2013 году, до криптовалютного бума, потратила 10 биткоинов в суши-баре, оплатив ужин незнакомцам. В то время курс биткоина был совсем другим, и к декабрю 2020 года её чек вырос с тысячи долларов до 200 тысяч долларов.

Кашмир не только вспомнила об этом, но и связалась с владельцем-суши бара, который одним из первых среди заведений в США ввёл оплату биткоинами. Как оказалось, он распорядился своими накоплениями в криптовалюте гораздо разумнее.

* * *

В мае 2013 года Хилл работала репортёром отдела технологий в Forbes. Тогда предприниматели, инвесторы, экономисты и энтузиасты только начинали всерьёз интересоваться биткоином — курс на него к тому времени вырос до 100 долларов. На этой волне журналистка решила приобрести криптовалюту и пожить с ней неделю в «реальном мире».

У Хилл было не очень много вариантов, где потратить биткоины, но в «технологической Мекке» Сан-Франциско, где она жила, уже появлялись первые бизнесы, принимающие оплату в криптовалюте. Один из них — суши-бар Sake Zone. В последнюю ночь эксперимента журналистка отправилась туда, чтобы отпраздновать и потратить оставшиеся биткоины: для этого она позвала незнакомцев — криптовалютных энтузиастов с Reddit.

Хилл предупредила владельца ресторана Юн Чена, что на встрече будет человек 15, но в итоге из было более 60. Среди них были разработчики биткоин-приложений, экономисты, два основателя фестиваля Burning Man и «криптовалютный спекулянт» в очках Google Glass. Хилл оплатила ужин всем пришедшим.

В конце вечера я получила чек на 957 долларов плюс чаевые. В то время я чувствовала себя виноватой перед Юн Ченом, отдавая «смешные деньги» эквивалентом в тысячу долларов, поскольку я на тот момент не могла понять, должны ли биткоины вообще чего-то стоить.

Кашмир Хилл

В конце материала 2013 года Хилл пришла к выводу, что «глупо» пользоваться биткоином как средством сбережения средств: «Я не верила аргументам, что криптовалюта подобна золоту. На самом деле, я задавалась вопросом, не обманула ли я владельца этого ресторана».

Перед тем, как курс биткоина обновил исторический максимум, Хилл позвонила 63-летнему Юн Чену и узнала, что он сделал с заработанными биткоинами. Оказалось, что он ушёл из ресторанного бизнеса ещё несколько лет назад, устав от «долгих часов работы». Отчасти он смог это сделать благодаря криптовалюте — у него осталось чуть больше 40 биткоинов, полученных от клиентов.

Кашмир Хилл и Юн Чен, 2013 год

В 2017 году, когда биткоин был на первом пике, Чен продал около четверти своего портфеля. Теперь он жалеет об этом решении: «Я продал немного биткоинов, и это огорчает меня. Теперь я просто храню их, словно акции, и жду».

По словам Чена, биткоин стал его основным сберегательным активом — сейчас на его счету около полумиллиона долларов.

Чен объяснил раннюю веру в биткоин своим технологическим прошлым: в 1984 году он переехал из Гонконга в Калифорнию и поступил в университет Беркли, а его первой работой было тестирование маршрутизаторов для телефонных компаний. Чена и его жену познакомили сотрудники организации Internet Archive, чей офис располагался рядом с суши-баром. Соседи помогли владельцу ресторана создать биткоин-кошелёк и предоставили бесплатный Wi-Fi для транзакций.

Брюстер Кейл, глава Internet Archive, в разговоре с Хилл вспомнил, что тогда пытался заинтересовать биткоинами всю улицу: он верил, что помогает строить «валюту интернета», которую не смогут контролировать правительство и корпорации. Сейчас, по его словам, мечта умерла: «Теперь это спекулятивная система, просто гэмблинг. Как рынок акций».

Хилл рассказала Чену, как чувствовала себя виноватой, расплачиваясь за суши в 2013 году десятью биткоинами, и как она жалеет об этом сейчас. Тот сказал: «Я бы не беспокоился об этом, по сравнению с нашими обычными продажами это была ещё небольшая сумма. В то время биткоины не стоили дорого. А теперь они стоят очень дорого».

«А то я не знаю», — ответила журналистка.

#истории #криптовалюты #биткоин