Интернет
Женя Кузьмин

Внутри Parler: как устроена и что писали в соцсети, которую из-за сторонников Трампа забанили Google, Apple и Amazon

Самая обсуждаемая соцсеть начала 2021 года ушла в офлайн. Для тех, кто не застал лично, рассказываем, что происходило в Parler и вокруг него.

Фото Getty

Parler — соцсеть, про которую до января 2021 года мало кто слышал. Но уже несколько дней её обсуждают в СМИ и соцсетях, а точнее — уход сервиса в офлайн после того, как Apple и Google заблокировали его приложения, а Amazon отключил платформе хостинг.

Причина — штурм Капитолия и бан на крупнейших онлайн-площадках Дональда Трампа (а также ряда его сторонников). Parler позиционирует себя как альтернативу Twitter, но со «свободой слова», и в последний год туда потянулись сторонники действующего президента США, а заодно — ультраправые группировки и поклонники теории заговора QAnon.

Apple, Google и Amazon посчитали, что соцсеть не удаляет опасный контент, включая обсуждения повторного штурма Конгресса. А критики решения говорят, что Big Tech всё активнее выдавливает из интернета «неугодных». 11 января Parler ушёл в офлайн, поэтому TJ рассказывает, что происходило внутри и вокруг главной соцсети начала года.

Что такое Parler и как он набрал популярность

Parler, по сути, это альтернативный Twitter — сервис микроблогов c возможностью оставлять посты, ретвитить (в Parler это называется «эхо»), лайкать и комментировать записи, а также обмениваться сообщениями. Функционально платформа мало чем отличается от мейнстримных соцсетей (с поправкой на масштабы), но разработчики сделали ставку на другое — на концепцию места, где пользователи не должны бояться санкций за свои взгляды и мнения.

Parler появился ещё в 2018 году, назвав себя «главной платформой для свободы слова и настоящих дискуссий». Его создатель — выпускник Денверского университета Джон Матце (John Matze), который основал компанию «из-за усталости от недостатка прозрачности Big Tech, идеологического давления и нарушения конфиденциальности».

Ядро Parler как раз собралось из людей, посчитавших, что в твиттере, фейсбуке и инстаграме их притесняют и цензурируют. В отличие от них, Parler перекладывает вопросы модерации преимущественно на пользователей: они сами для себя скрывают контент, который считают неуместным. А в крайних случаях (спам, угрозы насилия и незаконная деятельность) решение по удалению принимает «жюри сообщества», куда входят добровольцы.

СМИ отмечают, что в Parler, например, есть пользователи, которые публикуют свои обнажённые фото и видео, поскольку мейстримные соцсети всё больше ужесточают требования к подобному контенту. Но основную массу пользователей составляют американские консерваторы и альтернативные правые, которые считают Big Tech цензорами.

В 2020-2021 годах Parler пережил три всплеска популярности, и все они связаны с политической ситуацией в США:

  • Июнь: в США разгораются протесты движения Black Lives Matter, а соцсети ужесточают модерацию постов «антимасочников» и теорий о происхождении Covid-19. Twitter делает свои фактчек-пометки к твитам Трампа. На этом фоне сенатор-республиканец Тед Круз объявляет о переходе в Parler — платформа набирает миллион пользователей за сутки и ненадолго возглавляет американский AppStore. Также туда переходит ультраправая группировка Proud Boys, которую заблокировали в основных соцсетях;
  • Ноябрь: проходят выборы президента США, где большинство голосов набирает демократ Джо Байден. В день выборов Трамп и его соратники сталкиваются с мерами от твиттера: посты удаляют, маркируют как недостоверные, а также ограничивают возможность лайкать и ретвитить. Трамп объявляет о фальсификациях и «краже голосов», но популярные твиты об этом помечают как вводящие в заблуждение — официальные службы не выявили нарушения. О Parler начинают говорить всерьёз — из-за «цензуры Big Tech» туда уходят многие популярные консерваторы и ультраправые. За неделю аудитория соцсети увеличивается с 4 до 8 миллионов пользователей;
  • Январь: происходит митинг сторонников Трампа в Вашингтоне и последующий штурм Капитолия. Крупнейшие соцсети и сервисы отвечают «большой чисткой»: с 6 января Reddit, Twitter, Facebook и другие компании удаляют страницы сторонников Трампа. На фоне этого появляются слухи, что действующий президент США ушёл из твиттера именно в Parler, и приложение быстро поднимается в топы App Store и Google Play. Но на самом деле официального аккаунта Трампа в Parler так и не появилось.

Некоторые известные республиканцы, объявившие о переходе в Parler

После штурма Капитолия и нового взлёта Parler события развивались стремительно. Соцсеть обвинили в том, что якобы именно там координировалось вторжение в здание Конгресса США, а также вторая атака, назначенная на 19 января. Следом Apple и Google заблокировали Parler в своих магазинах приложений. Причина: недостаточная модерация, которая не даёт «предотвратить распространение угроз общественной безопасности».

Вдобавок к этому Amazon отключил хостинг для Parler, сославшись на нарушение правил. Сотрудники компании насчитали в соцсети минимум 98 постов, в которых есть призывы к насилию. Решение Amazon фактически вынудило Parler на время уйти в офлайн начиная с 11 января. Матце назвал произошедшее «скоординированной атакой Big Tech на конкуренцию на рынке».

Изначально глава Parler говорил, что соцсеть вернётся спустя неделю, но спустя время прогнозы стали менее оптимистичными: «Мы делаем всё возможное, чтобы вернуться в онлайн, но у нас много проблем — все партнёры отказываются с нами работать. Потому что если Apple и Google не одобряют, то за это никто не возьмётся».

Что писали в Parler

Администрация Parler во всех комментариях подчёркивала: «Мы не специализированный ультраправый консервативный сайт. Мы — публичная площадь, где каждый может высказаться». Но «площадь» заняли преимущественно республиканцы, консерваторы и альтернативные правые. Среди них: Тед Круз, сын Дональда Трампа Эрик и жена Иванка, советник предвыборного штаба Трампа Бред Парскейл, консервативный ведущий Дэн Бонджино, один из лидеров альтернативных правых Майло Яннопулос и автор хэштега #Twexit («Уход из твиттера») Лора Лумер.

В июне Джон Матце даже объявил о «прогрессивных бонусах» до 20 тысяч долларов для либеральных активистов, от которых требовалось перейти в Parler. Но в целом глава соцсети относился к перекосу одной из сторон спокойно: «Компания создавалась не для поддержки Трампа. Да, большая часть аудитории — сторонники Трампа. Мне всё равно. Я не осуждаю их».

При этом влияние республиканской аудитории ощущается уже с первых минут после регистрации. Parler рекомендует подписаться на наиболее популярных блогеров платформы — в их число входят Тед Круз, консервативный ведущий Марк Левин и ведущий Fox News Шон Хэннити. Новым пользователям приходят два приветственных сообщения: от команды Parler и аккаунта Team Trump с текстом «помоги нам сделать Америку снова великой».

В Parler действительно можно встретить значительное количество постов с ультраправой риторикой, теориями заговора QAnon, заявлениями о фальсификациях на выборах в США и обычной дезинформацией. На фоне этого в твиттере набрал популярность аккаунт Parlertakes («Тезисы с Parler»), где собирают наиболее одиозные посты — и таких там немало. Впрочем, такое можно найти далеко не только в Parler.

Не весь Parler состоит из таких постов, но обратную сторону соцсети продемонстрировать сложно, поскольку она ушла в офлайн.

Незадолго до ухода в офлайн в Parler разошлись посты Эл Лин Вуда — адвоката из команды Трампа, которая подавала иски о пересмотре результов выборов президента. Вуда заблокировали в твиттере, поэтому тот появился в новой соцсети и сразу пообещал, что вскоре раскроется «шокирующая информация» о демократической элите, включая избранного президента Джо Байдена.

Один пост был такой: «Торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации и педофилия — это всемирная пандемия. Опубликованные материалы коснутся Джо Байдена, Барака Обамы, главного судьи Джона Робертса, Хиллари Клинтон, Нэнси Пелоси, Майка Пенса, Джеффри Эпштейна, Билла Гейтса и тысяч других. Я видел доказательства. Это убедительно. Воистину, это битва между добром и злом».

При этом теория заговора, что высокопоставленные демократы связаны с тайной организацией педофилов — основа QAnon. А «шокирующий» компромат на демократов пока не появился. Ранее Лин утверждал, что у него есть доказательства фальсификаций на ноябрьских выборах. Но адвокат их так и не обнародовал, а суд отклонил все иски Трампа.

Что произошло после блокировок Parler

Ещё до ухода соцсети в офлайн журналисты стали пристально изучать Parler. В в твиттере разошёлся тред аналитика Дэйва Троя: он обратил внимание на то, что Матце с 2017 года женат на уроженке Казани Алине Мухутдиновой.

«Всё это не складывается. Невзрачный технарь случайно встречает привлекательную русскую приманку, едет в Россию, женится на ней, а затем возвращается в США, чтобы создать соцсеть с явными очевидными целями? Окей», — писал Трой. Аналитик пришёл к выводу, что Parler — спланированная «политическая атака» на США, но признал, что прямых доказательств у него нет.

Фото из инстаграма Алины Мухутдиновой (она закрыла профиль вскоре после того, как на него обратили внимание в соцсетях)

Но главное началось уже после блокировки Parler. Интернет-исследователи заявили, что успели сохранить 99% публичных постов в соцсети, написанных до, во время и после штурма Капитолия. По словам хакера @donk_enby, она заархивировала миллионы сообщений, фото и видео, включая «все связанные метаданные».

Среди метаданных — например, GPS-координаты, хотя большинство соцсетей предварительно удаляют их. В TechCrunch предполагают, что архив станет «золотой жилой» для американских властей, которые во время расследования смогут соотнести участников штурма Капитолия с пользователями Parler.

В соцсетях ходили слухи о более масштабном взломе Parler: якобы хакеры получили права администратора, нашли посты и файлы, которые платформа удаляла, и даже получили доступ к сканам водительских прав, которые пользователи отправляли для верификации аккаунтов. Но @donk_enby заявила, что в её архиве находятся только публичные сообщения без каких-либо личных данных.

Блокировка Parler крупнейшими платформами вызвала дискуссию в сети. При этом, как и в случае с баном твиттера Трампа, обеспокоенность выразили и те, кто не поддерживает нынешнего президента США и теорию о фальсификации выборов. Например, колумнист Slate Амре Метвалли отметил, что Apple и Google подходят к вопросу модерации избирательно, не убирая из магазинов фейсбук, твиттер или ютуб, которые тоже не справляются с наплывом риторики ненависти. И подобный непрозрачный подход может создать опасный прецедент.

Подобного мнения по поводу Big Tech придерживаются и другие пользователи. Но есть и те, кто поддержал блокировку Parler, поскольку соцсеть стала «домом» для слишком опасных групп (которые, впрочем, оперативно нашли себе другие площадки).

11 января Parler подал в суд на Amazon за «политически мотивированное» отключение от серверов и потребовала от компании вернуть доступ к соцсети. В иске утверждается, что Amazon нарушил договор между компаниями, согласно которому должна была уведомить об отключении от хостинга хотя бы за 30 дней. Также блокировка якобы нарушает антимонопольное законодательство, поскольку Amazon не применял ранее подобных мер к твиттеру, где тоже писали ультраправые активисты.

#штурмкапитолия #parler #соцсети #разборы