Интернет
Женя Кузьмин

«Википедии» исполнилось 20 лет. Главный её феномен — «кроличьи норы», куда все эти годы погружаются пользователи

Рассказываем о феномене и составляем список статей, после которых можно задержаться на «Википедии» на многие часы, открывая ссылки одну за одной.

Иллюстрация Thrillist

Журналистка издания The Atlantic Ширли Ли узнала, что золотой ретривер из комедии 1997 года «Король воздуха» умер от рака через год после премьеры фильма. Как она это выяснила? Прочитала в «Википедии». Заходила ли она на сайт с намерением узнать этот факт? Нет.

Она зашла почитать про небоскрёбы, затем перешла в список самых высоких зданий мира, кликнула на статью про небоскреб «Пирамида Трансамерика» в Сан-Франциско, продолжила читать про сам город, заметила подборку «Сан-Франциско в поп-культуре», зашла почитать про ситком «Фулл Хаус», оттуда — на страницу «Король воздуха», а закончила статьёй про главного героя фильма, того самого ретривера.

Всё это — классический пример википедийной «кроличьей норы». Пользователь заходит на сайт с конкретной целью, но статьи настолько связаны, что с каждым переходом по ссылке он всё дальше отдаляется от первоначальной цели и несколько часов читает о чём-то совсем другом. Потому что в «Википедии» путь от истории празднования Нового года до разборок итальянской мафии гораздо короче, чем кажется.

15 января «Википедии» исполнилось 20 лет. В честь этого TJ рассказывает о феномене кроличьих нор, а также предлагает собрать список статей для погружения на несколько часов.

* * *

В фонде «Викимедиа» называют погружение в кроличьи норы «квинтэссенцией всего опыта от использования „Википедии“». Сам термин Wikipedia Rabbit Hole отсылает к произведению Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес»: главная героиня через кроличью нору попадает в сказочный мир. И метафора настолько стала частью «Википедии», что в официальном магазине даже можно купить соответствующую футболку.

Принт футболки Wikipedia Rabbit Hole

По данным исследователей, примерно каждый третий пользователь заходит на сайт, чтобы больше узнать о теме, возникающей в медиа (СМИ, соцсети, телевидение), и зачастую на какое-то время «пропадает», переходя по ссылкам. Свою роль играет само устройство «Википедии»: пересечение миллионов внутренних ссылок оставляет читателя на сайте и не вызывает у него ощущения, что он отошёл от первоначальной цели.

После погружения у пользователя есть два пути: подробное изучение ссылок, сгруппированных вокруг первоначальной темы, или постепенных уход совершенно в другую область. Паттерны второго пути отследить довольно сложно. А вот первый во многих случаях вызывают исторические фильмы и сериалы, которые становятся стартовой точкой. СМИ даже составляют список картин, после которых можно отправляться на «Википедию».

Типичный пример: в 2020 году на Netflix вышел четвёртый сезон сериала «Корона», рассказывающий о правлении британской королевы Елизаветы II. И релиз каждого сезона приводил к резкому скачку популярности статьи «Елизавета II» и других исторических личностей, появлявшихся в сериале.

В итоговом топ-50 популярных статей на «Википедии» за 2020 год оказались сразу пять членов королевской семьи: Елизавета II, принцесса Маргарет, принцесса Диана, принц Филипп, принц Чарльз и Георг VI. Из-за этого «Корона» становится не только популярным сериалом, но и точкой погружения в кроличью нору для тех, кто хочет больше узнать о реальных героях шоу.

В Wikimedia Analytics на основе данных о переходах по ссылкам подробно изучают, как именно пользователи попадают в кроличьи норы. Всё довольно просто: статьи группируются по тематическим кластерам, связанным внутренними ссылками. Но буквально в один клик можно сменить кластер: например, пользователь изучает историю Олимпийских игр и в какой-то видит ссылку «Вторая мировая война».

Наглядно это можно увидеть в проекте французского дата-инженера Оуэна Корне. Он создал трёхмерную визуализацию «Википедии» в виде галактики из сотен тысяч «звёзд» (статей), показав и связь между ними. Сначала проект назывался WikiGalaxy, затем — Wikiverse. Также есть Chrome-расширение WikiMapper, позволяющее отследить свой путь по статьям «Википедии».

В «Википедии» кроличья нора бесконечна, и только сам пользователь решает, в какой момент оторваться от чтения статей. И в интернете в какой-то момент придумали финишную точку — «Википедию» точно пора закрывать в тот момент, когда очередная ссылка приводит к странице «Адольф Гитлер».

Так появилась фраза «Каждая вики-статья рано или поздно приводит к Гитлеру» и соответствующая игра. Её правила простые: пользователи открывают рандомную статью на «Википедии» и пытаются кратчайшим путём добраться до Гитлера. Кому понадобилось меньше переходов по ссылкам, тот и победитель. На Reddit собирают примечательные пути в этой игре: например статью «Гавайская пицца» (та, которая с ананасами) от статьи «Гитлер» отделяет два клика.

В то же время у Гитлера есть весомый конкурент — философия. Если в «Википедии» открыть случайную статью и кликать по первой же ссылке, то путь рано или поздно приведёт к статье «Философия». По данным фонда «Викимедиа», это применимо к 97% статей на сайте — в остальных случаях путь заканчивается либо на зацикливании, удалённых страницах или страницах без ссылок вообще.

* * *

Идеальная статья для погружения в кроличью нору обычно подробно рассказывает о реальном историческом событии, месте или личности (хотя существуют и обратные примеры, например, список персонажей комиксов Marvel). Но часто дополнительным плюсом становится налёт таинственности: истории вроде причин гибели группы Дятлова читают (и наполняют) охотнее. Хорошая стартовая страница для многочасового похода по ссылкам — «Категория: Необъяснимые исчезновения».

В марте 2020 года пользователи Reddit с раздела UnresolvedMysteries («Нераскрытые загадки») составили свой список кроличьих нор для тех, кто оказался в самоизоляции. TJ приводит русскоязычные аналоги некоторых статей.

Предлагаем пользователям TJ составить в комментариях собственный список кроличьих нор «Википедии». Редакторы TJ начали со статей, в которые в последнее время погружались сами.

#соцсети #интернет #истории