Интернет
Даша Лейзаренко

В тиктоке заказали ролики с призывом не ходить на митинги и жалобами на усталость от «шума с Навальным»

В открытый доступ попало подробное ТЗ для блогеров с указанием, какие тезисы и хэштеги использовать. Вознаграждение — до двух тысяч рублей за ролик.

У пользователей тиктока заказали ролики с призывами не ходить на акции 23 января, а на следующий день — об «усталости от этого шума с Навальным» и о малом количестве участников акций. За публикацию видео предложили до двух тысяч рублей. Авторов роликов, чьи высказывания совпали с тезисами из рекламных объявлений, в соцсети обвинили в «продаже» будущего и своей аудитории.

На ролики с похожими тезисами, в которых призывают не ходить на митинги, обратил внимание продюсер рекламного агентства «Пикчер» Анатолий Капустин, который опубликовал скриншоты технического задания для блогеров.

Заказчик рекламы — «общественная организация по делам молодежи», которая хочет «предостеречь детей от участия в несогласованных акциях». Блогерам предложили упомянуть в видео четыре тезиса: против участников акций могут возбудить уголовное дело; они могут попасть в СИЗО, а потом не найти высокооплачиваемую работу; «Навальный сидит, потому что у него два условных срока»; «дети Навального учатся в Америке».

Заказчик попросил использовать только один тезис и разрешил указать хештеги #нетреволюции или #нехочуреволюцию. Ролик необходимо было согласовать и опубликовать до конца 24 января, «но лучше до 23-го». Заплатить за него пообещали две тысячи рублей блогерам, у которых больше 50 тысяч подписчиков, и тысячу рублей тем, у кого от 10 до 50 тысяч подписчиков.

Капустин опубликовал несколько тиктоков, авторы которых практически дословно повторяли тезисы из технического задания. К моменту написания заметки эти блогеры удалили ролики, хотя в документе говорилось, что «видео запрещено удалять».

При этом в соцсети остались ролики с высказываниям, которые напоминают тезисы из техзадания. В комментариях пользователи обвиняют авторов в том, что те «продались за две тысячи рублей».

@golyakov_

@nikitenko_lash

@katyajin

Тиктоки под хештегами #нетреволюции и #нехочуреволюцию в целом набрали почти три миллиона просмотров. При этом эти теги используют также авторы, которые разоблачают заказные ролики.

@ideniza

@in4in

На следующий день после митингов, 24 января, Борис Канторович, заместитель коммерческого директора компании «Авторские медиа», представляющей интересы блогеров перед рекламодателями, рассказал о новом рекламном предложении от того же заказчика.

Канторович рассказал, что заметил объявление со «срочным заказом» в телеграм-чате, где тиктокерам предлагают рекламные интеграции. Условия оказались такими же, как в первом заказе — у блогера должно быть от 10 тысяч подписчиков, за ролик предложили заплатить до двух тысяч рублей. Канторович связался с автором объявления — тот заявил, что ролик нужно опубликовать 24 января, «желательно в течение 30 минут».

Блогер Лада Тутова подтвердила «Новой газете», что ей пришла аналогичная рассылка в телеграм-боте: «Я решила узнать, та ли это реклама, о которой я думаю. Написала менеджеру, мне сказали — да, все верно, реклама против митинга. За ролик предложили полторы тысячи рублей». Она отказалась принимать предложение. Тутова отметила, что «крупным блогерам писали в директ и предлагали уже совсем другие суммы».

Согласно техническому заданию, блогерам предложили упомянуть в видео следующие тезисы: «очень устали от этого шума с Навальным», «детей вытащили и за ними прятались», «провоцировали полицию, это было явно не мирное шествие», «собралось мало людей», «надоела политика» и «разоблачение фейков про смерти на митингах». Ролик необходимо было согласовать и опубликовать до конца 24 января.

На этот раз появились новые правила: не указывать никаких хэштегов — вероятно, чтобы заказанные ролики было сложнее отследить. Заказчик также попросил использовать только один тезис и не повторять его слово в слово. На случай удаления ролика заказчик заявил, что «подаст жалобу в Сбербанк за мошенничество», после чего «заблокирует карту» и «взыщет деньги обратно».

В твиттере начали искать блогеров, которые повторили тезисы из нового заказа. Судя по небольшому количеству лайков, большинство роликов в ленту рекомендации не попали, несмотря на то, что у всех тиктокеров было как минимум по 10 тысяч подписчиков. Многие закрыли комментирование, а тех, кто оставил, обвинили в «продаже будущего за две тысячи».

@masha_guseva0

@ya_prof

@_savchen_

@danyamarkelof

@burmistrov__bdd

Есть вероятность, что рассылаемая реклама — некий розыгрыш. Подобное уже было перед голосованием по поправкам в Конституцию — летом Александр Харчевников разослал рассылку с предложением прорекламировать поправки и опубликовал список блогеров, которые заинтересовались рекламной интеграцией. Но даже если это пранк — десятки пользователей тиктока сняли ролики по пунктам техзадания.

Тем временем видео под хештегами #свободунавальному и #23января набрали по 333 миллиона и 472 миллиона просмотров соответственно. 23 января пользователи тиктока массово публиковали ролики с митингов.

@humorman_87

@bolshak_junior

@inna.vshn

23 января более чем в 100 российских городах прошли массовые акции протеста в поддержку арестованного основателя ФБК Алексея Навального. По всей России задержали более 2300 человек, правозащитники сообщали об избиении задержанных. Глава СПЧ заявил, что не видит нарушений в задержаниях на протестных акциях.

#23января #навальный #tiktok