В тиктоке заказали ролики с призывом не ходить на митинги и жалобами на усталость от «шума с Навальным»
В открытый доступ попало подробное ТЗ для блогеров с указанием, какие тезисы и хэштеги использовать. Вознаграждение — до двух тысяч рублей за ролик.
У пользователей тиктока заказали ролики с призывами не ходить на акции 23 января, а на следующий день — об «усталости от этого шума с Навальным» и о малом количестве участников акций. За публикацию видео предложили до двух тысяч рублей. Авторов роликов, чьи высказывания совпали с тезисами из рекламных объявлений, в соцсети обвинили в «продаже» будущего и своей аудитории.
На ролики с похожими тезисами, в которых призывают не ходить на митинги, обратил внимание продюсер рекламного агентства «Пикчер» Анатолий Капустин, который опубликовал скриншоты технического задания для блогеров.
Заказчик рекламы — «общественная организация по делам молодежи», которая хочет «предостеречь детей от участия в несогласованных акциях». Блогерам предложили упомянуть в видео четыре тезиса: против участников акций могут возбудить уголовное дело; они могут попасть в СИЗО, а потом не найти высокооплачиваемую работу; «Навальный сидит, потому что у него два условных срока»; «дети Навального учатся в Америке».
Заказчик попросил использовать только один тезис и разрешил указать хештеги #нетреволюции или #нехочуреволюцию. Ролик необходимо было согласовать и опубликовать до конца 24 января, «но лучше до 23-го». Заплатить за него пообещали две тысячи рублей блогерам, у которых больше 50 тысяч подписчиков, и тысячу рублей тем, у кого от 10 до 50 тысяч подписчиков.
Капустин опубликовал несколько тиктоков, авторы которых практически дословно повторяли тезисы из технического задания. К моменту написания заметки эти блогеры удалили ролики, хотя в документе говорилось, что «видео запрещено удалять».
При этом в соцсети остались ролики с высказываниям, которые напоминают тезисы из техзадания. В комментариях пользователи обвиняют авторов в том, что те «продались за две тысячи рублей».
Тиктоки под хештегами #нетреволюции и #нехочуреволюцию в целом набрали почти три миллиона просмотров. При этом эти теги используют также авторы, которые разоблачают заказные ролики.
На следующий день после митингов, 24 января, Борис Канторович, заместитель коммерческого директора компании «Авторские медиа», представляющей интересы блогеров перед рекламодателями, рассказал о новом рекламном предложении от того же заказчика.
Канторович рассказал, что заметил объявление со «срочным заказом» в телеграм-чате, где тиктокерам предлагают рекламные интеграции. Условия оказались такими же, как в первом заказе — у блогера должно быть от 10 тысяч подписчиков, за ролик предложили заплатить до двух тысяч рублей. Канторович связался с автором объявления — тот заявил, что ролик нужно опубликовать 24 января, «желательно в течение 30 минут».
Блогер Лада Тутова подтвердила «Новой газете», что ей пришла аналогичная рассылка в телеграм-боте: «Я решила узнать, та ли это реклама, о которой я думаю. Написала менеджеру, мне сказали — да, все верно, реклама против митинга. За ролик предложили полторы тысячи рублей». Она отказалась принимать предложение. Тутова отметила, что «крупным блогерам писали в директ и предлагали уже совсем другие суммы».
Согласно техническому заданию, блогерам предложили упомянуть в видео следующие тезисы: «очень устали от этого шума с Навальным», «детей вытащили и за ними прятались», «провоцировали полицию, это было явно не мирное шествие», «собралось мало людей», «надоела политика» и «разоблачение фейков про смерти на митингах». Ролик необходимо было согласовать и опубликовать до конца 24 января.
На этот раз появились новые правила: не указывать никаких хэштегов — вероятно, чтобы заказанные ролики было сложнее отследить. Заказчик также попросил использовать только один тезис и не повторять его слово в слово. На случай удаления ролика заказчик заявил, что «подаст жалобу в Сбербанк за мошенничество», после чего «заблокирует карту» и «взыщет деньги обратно».
В твиттере начали искать блогеров, которые повторили тезисы из нового заказа. Судя по небольшому количеству лайков, большинство роликов в ленту рекомендации не попали, несмотря на то, что у всех тиктокеров было как минимум по 10 тысяч подписчиков. Многие закрыли комментирование, а тех, кто оставил, обвинили в «продаже будущего за две тысячи».
Есть вероятность, что рассылаемая реклама — некий розыгрыш. Подобное уже было перед голосованием по поправкам в Конституцию — летом Александр Харчевников разослал рассылку с предложением прорекламировать поправки и опубликовал список блогеров, которые заинтересовались рекламной интеграцией. Но даже если это пранк — десятки пользователей тиктока сняли ролики по пунктам техзадания.
Тем временем видео под хештегами #свободунавальному и #23января набрали по 333 миллиона и 472 миллиона просмотров соответственно. 23 января пользователи тиктока массово публиковали ролики с митингов.
23 января более чем в 100 российских городах прошли массовые акции протеста в поддержку арестованного основателя ФБК Алексея Навального. По всей России задержали более 2300 человек, правозащитники сообщали об избиении задержанных. Глава СПЧ заявил, что не видит нарушений в задержаниях на протестных акциях.
#23января #навальный #tiktok