Интернет
Даша Лейзаренко

«Facebook удалил Австралию из друзей»: чем важен запрет соцсети делиться новостями внутри страны

Власти хотят заставить IT-компании платить австралийским СМИ за публикацию ссылок на них — это может создать прецедент для других стран.

Такое сообщение появляется у пользователей фейсбука в Австралии Фото Getty Images

Австралийские власти работают над законопроектом, по которому IT-компании должны платить за использование новостей СМИ в своих сервисах. В ответ Google договорилась с издателями, а Facebook запретила австралийским СМИ и пользователям делиться новостями.

Под блокировку также попали госорганы, некоммерческие организации, музыканты и даже официальная страница самого Facebook. В ответ в соцсетях призвали удалять страницы в соцсетях и обеспокоились судьбой демократии в стране, а другие посчитали, что Facebook не обязан подчиняться местным законам.

Обновлено:
уже через несколько часов после запрета австралийские СМИ <a href="https://vc.ru/media/210984-facebook-zapretila-delitsya-novostyami-iz-avstralii-mestnye-smi-poteryali-30-trafika-iz-za-rubezha" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">потеряли</a> примерно 13% трафика из Австралии и около 30% трафика из-за рубежа.

Что произошло

Facebook запретил всем пользователям делиться новостями австралийским СМИ, а австралийцам — смотреть любые новости. Утром 18 февраля соцсеть удалила посты всех австралийских СМИ, включая Guardian Australia, The Saturday Paper, Sunday Morning Herald и других. Для пользователей из Австралии новости из любых СМИ не отображаются.

Помимо новостных изданий, Facebook также заблокировал страницы государственных органов, включая Метеорологическое бюро, Департамент пожарной и аварийно-спасательной служб Западной Австралии и Министерство здравоохранения Квинсленда. Кроме того, под блокировку попал профсоюз, музыкант Джимми Барнс, филиал WWF и организация, предоставляющая юридические услуги для аборигенов и жителей островов Торресова пролива.

Представитель Facebook рассказал The Verge, что запрет не должен был повлиять на страницы государственных органов, и признал, что произошла ошибка: «Мы взяли слишком широкое понятие новостного контента». В компании пообещали восстановить страницы, которые подверглись блокировке случайно.

Зачем Facebook заблокировал австралийские новости

Действия соцсети — это ответ на австралийский законопроект, по которому Google и Facebook должны платить австралийским СМИ за использование их материалов в ленте новостей Facebook и поиске Google.

Закон предполагает создание института арбитров, которые будут определять, сколько Facebook и Google обязаны платить местным новостным изданиям, если они сами не договорятся о цене. Платформам не предоставили возможности выйти из соглашения.

Закон устанавливает штрафы за нарушение условий партнёрства — до 10% годовой выручки платформы за каждое. Если Facebook или Google нарушат договоренности, их могут оштрафовать на сумму до 7,5 миллионов долларов.

Почему австралийские власти решили обязать Facebook и Google платить

Закон разработали, чтобы возместить потери рекламных доходов традиционных медиа из-за роста популярности IT-компаний. До 80% расходов на онлайн-рекламу в Австралии приходится на Google и Facebook. Законодатели посчитали, что из-за этого сокращаются редакции и закрываются СМИ.

Во время пандемии в стране закрылась часть старых медиа. Крупнейший газетный издатель — News Corp Руперта Мёрдока, которая владеет 70% печатных СМИ в Австралии, — прекратил печать 60 местных изданий. По данным Axios, именно эта компания пролоббировала закон в парламенте.

Власти Австралии заявляли, что не примут закон, если Google и Facebook самостоятельно договорятся со СМИ, но этого не произошло. Законопроект приняли 17 февраля сразу в трёх чтениях.

Google, в отличие от Facebook, договорилась с издателями. Компания 17 февраля заявила о многолетнем сотрудничестве с News Corp. IT-корпорация заключила контракты с крупнейшей в Австралии медиакомпанией Nine Entertainment, а также Junkee Media и Seven West Media. Ранее Google угрожала уйти из Австралии в случае принятия закона, а власти страны заявили, что не реагируют на угрозы.

Почему Facebook не заплатил издателям, как это сделал Google

«Закон фундаментально неправильно понимает отношения между Facebook и издателями, которые используют платформу, чтобы публиковать новостной контент», — отметил управляющий директор Facebook в Австралии и Новой Зеландии Уильям Истон.

Истон также подчеркнул, что для Facebook прибыль от новостей минимальна: «Новости составляют менее 4% контента, который люди видят в своей ленте». По его мнению, законодатели не учли этот факт при составлении закона.

Это законодательство создаёт прецедент, когда правительство решает, кто заключает соглашения о новостном контенте, и, в конечном счёте, сколько денег получит та сторона, которая уже получает выгоду от бесплатного сервиса. Теперь мы будем отдавать приоритет инвестициям в другие страны.

Уильям Истон

Почему ситуация в Австралии может повлиять на мировое сообщество

Законопроект Австралии — это самая масштабная реформа отношений между СМИ и IT-компаниями, считают в Reuters. Его принятие может стать прецедентом для других стран, которые хотят регулировать деятельность IT-компаний.

В 2019 году Европарламент одобрил директиву об авторском праве, по которому Google, Facebook, Instagram, YouTube платить новостным изданиям за отображение даже части их материалов в публикациях.

Первой директиву ЕС использовала Франция. В 2020 году власти постановили, что Google должен платить издателям за использование их материалов. Спустя несколько месяцев переговоров с издателями Google согласилась. До 7 июня 2021 года директиву могут задействовать другие страны.

В ответ на инициативу ЕС Facebook запустил в США и Великобритании раздел с новостями Facebook News, за публикации в котором платит отдельным изданиям. В 2020 году Google запустил сервис Google News Showcase и пообещал заплатить издателям один миллиард долларов в течение трёх лет.

По примеру опыта Австралии ЕС запланировал заставить Google и Facebook платить издателям за новости.

Как местные власти отреагировали на действия Facebook

После реакции Facebook член парламента Австралии Пол Флетчер заявил, что государство не намеренно отказываться от закона: «Мы хотим, чтобы Google и Facebook остались в Австралии, но мы ясно дали понять, что если вы занимаетесь бизнесом в Австралии, вы должны соблюдать законы, принятые парламентом этой страны».

Флетчер подчеркнул, что закон касается важных вопросов политики в области конкуренции и СМИ, которые являются «серьёзной частью демократического процесса»: «Возможно, в Кремниевой долине это не кажется важным, но это важно для австралийского государства и австралийцев».

Член парламента Джош Фриденберг раскритиковал действия Facebook и назвал закон «важной реформой»: «Facebook не прав. Их действия были необязательными, они нанесли вред репутации компании в Австралии. Сегодняшние события подтверждают всем австралийцам невероятную мощь этих медиа-гигантов».

«Влияние такого решения на общество очень велико... Тот факт, что под блокировки попали государственные департаменты здравоохранения, пожарные и аварийно-спасательные службы — это вопрос общественной безопасности», — продолжил Фриденберг. Ранее он заявлял, что «конструктивно побеседовал с Цукербергом».

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон написал в фейсбуке, что компания «удалила из друзей» страну и «прекратила предоставлять информацию в области здравоохранения и экстренной помощи». Чиновник назвал действия соцсети «высокомерными» и «разочаровывающими».

Как в соцсетях отреагировали на запрет Facebook

Австралийские пользователи объявили бойкот компании и призвали удалять страницы в соцсети. Для этого они вспомнили хештег #DeleteFacebook, который набрал популярность во времена скандала с Cambridge Analytica.

Многие посчитали, что действия Facebook несовместимы с налогом, который бы им пришлось заплатить, а также решили, что компания ставит под угрозу демократический строй в Австралии.

Другие, наоборот, раскритиковали закон, который заставляет технологические компании платить налог издателям просто за публикацию ссылок на принадлежащие им СМИ. По их мнению, издатели сами подставили себя под удар, а Facebook просто не захотел играть по их правилам.

Некоторые удивились, как Facebook удалось так быстро удалить весь контент, хотя компания до сих пор не может полностью побороть распространение ложной, опасной и конспирологической информации.

P.S.

#Facebook #австралия #соцсети #резонанс