Интернет
Даша Лейзаренко

Dispo — соцсеть, в которой снимки «проявляются» спустя сутки. Почему ей пророчат успех и называют «анти-инстаграмом»

Приложение, имитирующее одноразовую камеру, хвалят за аутентичность, которой не хватает другим соцсетям.

Иллюстрация Protocol

Dispo — это соцсеть, где пользователи делятся снимками почти как в инстаграме, но фото автоматически выкладываются только на следующий день после съёмки. Перед публикацией их нельзя отредактировать или хотя бы посмотреть.

Приложение набрало популярность в американском App Store, заняв четвертое место в топе. Бета-версия вышла только 19 февраля, но инвесторы уже оценивают сервис в 200 миллионов долларов, блогеры делятся советами о его использовании, а вокруг приложения уже образовывается своя субкультура.

TJ разобрался, как пользоваться соцсетью, которую называют «анти-инстаграмом», что привлекло в ней пользователей и кто стоит за созданием сервиса.

Фотографируешь — и всё

Dispo — это не просто приложение для создания фотографий в стиле ретро, но и соцсеть, которая позволяет делать снимки с помощью встроенной камеры и делиться ими с друзьями в специальных лентах по интересам.

Снимки делают через маленький видоискатель — можно настроить зум и вспышку или поменять основную камеру на фронтальную. В Dispo нельзя загружать свои фотографии с устройства.

Видоискатель Dispo

Все снимки «проявляются» в библиотеке в соцсети — они будут доступны только в девять часов утра следующего дня. В этом и заключается основное отличие Dispo от других соцсетей, где делятся фотографиями: снимки нельзя смотреть сразу, поэтому пропадает смысл делать десятки одинаковых фото подряд, чтобы найти идеальный угол или освещение.

Фото нельзя никак изменить: обрезать, выбрать фильтр, поправить горизонт, добавить подпись, замазать участок или отредактировать. В каком виде пользователь сделал снимок, так он и опубликуется. На фото автоматически накладывается контрастный фильтр в стиле одноразовых плёночных камер — с ним тоже взаимодействовать никак нельзя.

Снимки можно делать не только для себя, но и публиковать их в «плёнках» (rolls) — своеобразных папках с фотографиями, которые разделены по темам. «Плёнку» может создать любой пользователь и сделать её приватной или публичной. Если выбрать последний вариант, то снимок автоматически станет доступен для всех. Если «слепой» метод пугает, то фото можно добавлять в «плёнки» из библиотеки уже после «проявки».

Список «плёнок»

Обычно пользователи Dispo создают «плёнки» на определённую тематику и приглашают туда друзей. При этом без приглашения публиковать в чужую «плёнку» нельзя — можно только её просматривать. Поэтому подписки нужны в основном для того, чтобы получать приглашения в «плёнки» или приглашать людей в свои.

Плёнка с уличными видами 

В этом заключается ещё одно отличие Dispo от остальных приложений: лента состоит только из «плёнок», на которые подписан пользователь, а не постов, как в твиттере, фейсбуке или инстаграме. Поэтому популярность в Dispo не имеет такого принципиального значения, как в других соцсетях — можно иметь кучу подписчиков, но не увидеть, что они публикуют, если вас не добавляют в «плёнки».

Профиль пользователя выглядит примерно так же, как в твиттере, или инстаграме: можно поставить аватар и написать описание. Иконка вспышки означает количество снимков, сделанных пользователем, а иконка людей — количество подписчиков. Количество подписок при этом нигде не указано. В профиле также отображается загадочный эмодзи огня, предназначение которого пытаются разгадать в соцсетях.

Профиль основателя Dispo (количество подписчиков и опубликованных фото вряд ли соответствует реальности)

После того, как пользователь выложил снимок в публичную «плёнку», другие получают возможность лайкнуть и прокомментировать снимок — точно так же, как в других соцсетях. Некоторые «плёнки» создают, чтобы предложить подписчикам угадать историю, стоящую за каждым фото, или оставить песню, которая ассоциируется с атмосферой снимка. В других публикуют фото записок, чтобы начать беседу в комментариях.

В отличие от инстаграма Dispo не требует много времени и усилий: здесь нет бесконечных историй, ленты с постами, рекомендаций и прямых эфиров. Достаточно делать фото в течение дня и не особо задумываться о результате, поскольку снимки нельзя «отполировать», как для инстаграма. К тому же «плёнки» обновляются только раз в день: за раз можно посмотреть все новые снимки, смысла обновлять приложение каждый час нет.

В приложении пока много багов: периодически не удаляются фотографии, не создаются плёнки, страницы до конца не прогружаются, кнопка «Подписаться» сразу же подписывает и отписывает от пользователя.

Публичный бета-тест Dispo начался 19 февраля. Приложение пока доступно только на iOS и по приглашениям — каждому пользователю выдают по 20 инвайтов. Версию для Android обещают выпустить в 2021 году.

Не переживать о результате

Бета-тестеры похвалили ограниченность функций приложения. «Мне кажется, что фото — это намного проще. Приложения вроде Clubhouse слишком шумные. В Dispo ты просто делаешь снимки. Ты фиксируешь момент и отпускаешь его», — рассказала изданию The New York Times основательница медиа-агентства Warm Robots Голди Чен.

«Мне не нужно сидеть и обрезать или редактировать. Я делаю снимок и надеюсь, что он получится. Я смогу посмотреть на него позже, а не редактировать его прямо сейчас или переживать о том, чтобы сделать ещё 10-12 фотографий этой штуки, которую я пытаюсь заснять», — отметила домохозяйка Аня Гарсия, которая неделю пользовалась Dispo.

Другим понравилась грубоватая эстетика снимков, популярная среди представителей поколения Z, которые не заинтересованы в «идеальности» фото. «Фильтры инстаграма сделали всех красивыми, а фильтры тиктока — уродами. Если инстаграм делал плохие фото хорошими, то Dispo намеренно делает хорошие фото хуже», — отметил директор венчурной фирмы Index Ventures Рекс Вудбери.

«Инстаграм сделал всех фотографами. Dispo делает тебя фотографом, у которого есть цель», — полагает бренд-менеджер Терри О’Нил. Он создал несколько «плёнок» c разной цветовой тематикой и попросил пользователей помочь ему найти подходящие объекты: «Вот где проявляется сообщество: все снимают одни и те же вещи своим взглядом».

«Главное в Dispo — это совместные „плёнки“. Люди могут творить вместе. Это словно конкурс, в котором пользователи пытаются превзойти друг друга по креативности — такого я не видел ни в одной соцсети», — считает специалист по соцсетям Люк Юн.

Избавить людей от одержимости делать идеальные фото

Dispo создал 24-летний ютуб-блогер Дэвид Добрик с 18 миллионами подписчиков. «Когда я ходил с друзьями на вечеринки, у них по всему дому были разбросаны одноразовые камеры, и они фотографировали людей всю ночь напролёт. Утром они собирали камеры, смотрели отснятый материал и такие: „А что произошло прошлой ночью?“», — рассказал The New York Times основатель компании.

Добрик и его друзьям нравилось вспоминать мимолётные и забытые мгновения. «Каждое утро было похоже на концовку „Мальчишника в Вегасе“», — отметил Добрик. В июне 2019 года он начал публиковать проявленные фотографии в отдельном инстаграме и быстро набрал миллион подписчиков.

Блок instagram недоступен

За трендом последовали знаменитости вроде Джиджи Хадид и их фанаты. Вскоре Добрик захотел воссоздать опыт использования одноразовой камеры в цифровом формате, чтобы избавить людей от одержимости делать идеальные снимки. «Ты не видел картинку, не проверял освещение. Ты просто жил моментами, а утром заново их переживал», — отметил Добрик.

В декабре 2019 года Добрик выпустил приложение David’s Disposable, с помощью которого пользователи могли делать снимки, которые «проявлялись» за ночь. Других функций там не было, только в начале 2021 года приложение превратилось в социальную сеть.

В Dispo работает всего девять человек, а команда уже планирует расширяться на международном уровне и открыть офис в Японии. Стартап оказался привлекательным для венчурных капиталистов: в октябре компания привлекла стартовый капитал в размере 4 миллиона долларов от сооснователя Reddit Алексиса Оганяна. В феврале в стартап инвестировали 20 миллионов долларов. Dispo также проводит переговоры с другими крупными венчурными фирмами, включая Sequoia Capital, Andreessen Horowitz и Benchmark.

Несмотря на то, что подражатели несомненно вскоре появятся, Добрик полагает, что Dispo предлагает опыт, который приложения с фильтрами не могут повторить: «Когда видишь снимок с одноразового фотоаппарата, ты знаешь, что он настоящий, его не обрабатывали или редактировали. Что-то произошло, ты это заснял. Вот что делает это увлекательным».

#соцсети #dispo #разборы