Интернет
Женя Кузьмин

Интервью Собчак со скопинским маньяком — создание звезды из преступника или важное раскрытие монстра? Рунет ищет ответ

Дискуссия о журналисткой этике и «монетизации насилия» продолжается второй день, пока видео не сходит с вершины трендов YouTube.

22 марта Ксения Собчак выпустила на своём YouTube-канале интервью со «скопинским маньяком» — так в СМИ и интернете называют 70-летнего Виктора Мохова, который недавно вышел из колонии, где провёл 17 лет за то, что похитил двух несовершеннолетних девушек, держал их несколько лет взаперти и насиловал.

Это первое большое интервью Мохова после освобождения. Ранее ходили слухи о его участии в ТВ-шоу за гонорары в несколько миллионов рублей, но после того, как информация об этом попала в сеть, телеканалы открестились от приглашения скопинского маньяка. Mash со слов Мохова рассказал, что команда Собчак заплатила ему за интервью 50 тысяч рублей и купила мебель для дома: «Это копейки». «Лично я деньги никому не платила», — ответила Собчак.

Всё это привело к дискуссии в рунете, которая продолжается второй день. Критики интервью говорят, что Собчак — пример того, как из преступника делают новую звезду, которая ещё и зарабатывает на своих деяниях. Защитники отмечают, что такие видео помогут в будущем «распознать монстра», и СМИ не «пиарят» Мохова, а лишь показывают его таким, какой он есть.

* * *

Кто такой скопинский маньяк

В 2000 году Виктор Мохов похитил двух несовершеннолетних девушек из Скопина: 14-летнюю школьницу Екатерину Мартынову и 17-летнюю Елену Самохину. Он запер их в подвале на территории своего участка и удерживал более трёх лет: насиловал, морил голодом, бил резиновым шлангом, держал без света и распылял в подвале слезоточивый газ.

Мохова задержали после неудачной попытки «подселить» в подвал третью девушку. В мае 2005 года его приговорили к 17 годам лишения свободы — из тюрьмы он вышел в марте 2021 года. За ним установили административный контроль, но в первый же день он не приехал к месту жительства. По данным СМИ, Мохов сразу после освобождения поехал в Москву на съёмки ток-шоу — ему обещали гонорар около 3 миллионов рублей.

Часовой выпуск Собчак состоит не только из разговора с Моховым: она поговорила с одной и жертв, а высказывания «скопинского маньяка» постоянно комментировала Анна Кулик — эксперт-профайлер, которая сотрудничает с ФСБ и СК.

TJ приводит отрывки из интервью с Моховым, которые вызвали наибольший резонанс — в основном они касались его спорных высказываний.

  • Первым же вопросом Собчак узнала у Мохова, как он относится к своей популярности после выхода из тюрьмы. «По кайфу», — ответил он;
  • Вспоминая обстоятельства похищения, Мохов переложил часть вины на жертв, которые сели к нему в машину: «Ну раз они ехали, то зачем? Попить вино, а затем расстаться? Я их воспринимал как девушек лёгкого поведения. Когда они отказали мне, то это уже не клеилось»;
  • Несколько раз Мохов довольно мягко относился к собственным поступкам: «Ну оступился немножко, с кем не бывает?», «Вину свою я искупил, конечно. Что теперь, всю жизнь страдать? У девочек сейчас все хорошо, меня это радует. У них всё наладилось»;
  • Мохов периодически иронизировал по поводу своих жертв, а в один момент он произнёс: «Катя там [в подвале] жила — она не рожала, а Лена рожала, а сейчас наоборот получилось: Катя родила, а Лена нет — от меня родила, а больше не рожает. Уж не знаю, надо, наверное, опять мне заняться ею»;
  • В конце ролика Мохов заявил, что у него «не охладели» чувства к Екатерине Мартыновой. Он передал извинения девушке и выразил желание снова с ней встретиться. Екатерина отказалась от встречи, подчеркнув, что не верит в его раскаяния.

Это лишь небольшая часть из выпуска — ради контекста стоит ознакомиться с ним полностью.

Анонсируя видео в телеграме, Собчак объяснила выбор героя, заранее ответив на критику (о скором выходе фильма было известно заранее): «Это наше право как журналистов — исследовать границы добра и зла. Нельзя понять природу зла, если не заходить на его территорию». Она добавила: «Все почему-то привыкли думать, что интервью с маньяком или фильм про него — это какая-то форма комплимента. Что если интервью, то обязательно с хорошим и правильным человеком. А как по мне, плох тот журналист, кто не воспользуется подвергнувшимся шансом взять интервью у Гитлера».

Блок telegram недоступен

Интервью произвело резонанс — видео Собчак второй день находится в трендах YouTube, а её фамилия не пропадает из «актуальных тем» русскоязычного твиттера. Дискуссия развернулась и в комментариях под роликом (у которого 46 тысяч лайков против 29 тысяч дизлайков), и в других соцсетях.

Основной тезис критиков — Собчак таким образом превращает человека, совершившего тяжкое преступление, в звезду, которая не только наслаждается всеобщим вниманием, но и монетизирует свои проступки.

В рунете упомянули о том, как дела обстоят в США, где тоже берут интервью у маньяков и убийц в рамках, например, true-crime сериалов. И вспомнили американский «Закон сына Сэма» (Son of Sam law) — он запрещает преступникам получать прибыль от огласки своих преступлений: они не получают гонорары за книги или съёмки. «Сын Сэма» — псевдоним серийного убийцы Дэвида Берковица: в 1970-х годах после его ареста возникли опасения, что продаст свою историю книжному издательству или киностудии. В 2000-х закон смягчили.

Блок telegram недоступен

Ещё одной темой для критики стало то, что сама Собчак тоже монетизировала историю «скопинского маньяка»: сразу после демонстрации подвала Мохова появляется реклама экспресс-тестов на коронавирус.

В то же время другие пользователи отмечали, что видео с Моховым демонстрирует — маньяком может оказаться каждым, и важно «научиться распознавать монстров». В пример привели один из документальных хитов Netflix «Записки Теда Банди» про одного из самых известных маньяков США: в сериал включили отрывки из 100-часового архива разговоров с преступником.

В твиттере на это отвечали, что брать интервью можно даже у маньяков, но важно правильно их преподнести.

Дискуссия состоялась и в фейсбуке, где участники могли высказать мнение без лимита на символы.

Ксения Собчак все-таки решила поучаствовать в процессе создания звезды из скопинского маньяка Виктора Мохова. Телеведущая выложила фильм об освободившемся «герое». Как интересно у нас устроена система. Маньяк несколько лет держит в подвале и насилует школьниц, а потом выходит на свободу и становиться настоящей звездой. Вместо пожизненного срока, ему платят деньги, берут интервью, приходят в гости на чай известные люди. Не удивлюсь, если ему теперь предложат написать книгу, открыть музей и фонд, позовут в политику. [...]

Это зашквар какой-то… Сигнал всем маньякам и их последователям, что на Изнасиловании и похищении можно сделать крутую карьеру, а потом ещё и цинично говорить в кадре, что секс-это круто... Перевёрнутая пирамида российских медиа(

В отечественной журналистике есть такая дилемма. Должен ли Юрий Дудь взять интервью у Рамзана Кадырова? Да/Нет/ Разум, как вайфай отключили.

Ксения Собчак тоже живет без вайфая и предлагает свое прочтение жанра "беседа со сложным человеком (которого стремится закэнселить Запад)". Для этого она даже пригласила "НЕЗАВИСИМОГО эксперта при ФСБ и СК". Оказывается, хоть что-то в России от этих двух институций не зависит. Эксперт говорит, расположившись у синенькой занавески и глядя в синенький лэптоп: маньяки бывают разные, некоторые сумасшедшие, а некоторые так.

Ксения Собчак тоже не сидит сложа руки. У нее скорбное лицо. У нее укладка. У нее вопросы из серии: скажите, а тот факт, что одна из пленниц дважды родила в заточении и обоих детей маньяк у нее отобрал - как-то повлиял на потерпевшую?Еще у Ксении есть реклама. Ее могло бы именно в этом выпуске не быть (как и самого выпуска), но она есть. Рекламируют тесты ПЦР. Быстро, удобно и никакого заточения (карантинного).

Предвидя количество дислайков, Ксения опубликовала дисклэймер, в котором сравнивает свою работу с фильмами Дэвида Финчера и Ларса фон Триера. Как говорится - искусство или смерть. "А как по мне так плох тот журналист, кто не воспользуется подвергнувшимся шансом взять интервью у Гитлера" (орфография сохранена).

Подвергнуться и взять, найти и не сдаваться. Благодаря журналистике без границ мы узнаем, что Гитлер (Мохов), кажется, тоже против Путина. Это очень приятно. Сложный человек сложен во всем. А простой прост. Так что ставлю Ксению Анатольевну в режим mute. Пока она не мутирует обратно.

Я фильм про скопинского маньяка не смотрел и не буду (ну, что там интересного, полубезумный озабоченный чувак без этических ограничений), но моральную панику не очень понимаю.

Конечно, интервью можно и нужно брать у всех, кто интересен публике. Джеймс Добсон брал интервью у Теда Банди, например, и ничего, никто не умер. А Тед Банди, простите, был похуже.

Проблем со скопинским маньяком две, обе непосредственного отношения к Собчак, которую я, что уж там, не очень-то люблю, не имеют. Первая проблема в том, что очевидно представляющий опасность для общества чувак в итоге вышел на свободу. Тут наша судебная система неожиданно показала себя с гуманной стороны, хотя лучше бы, наверное, нет. Вторая проблема в том, что российское законодательство, судя по всему, не запрещает ему монетизировать собственную историю. В тех же штатах, есть, например, так называемый «закон сына Сэма», который направлен ровно на это. Более того, даже если этот закон по мелочи удастся как-то обойти, распространена практика гражданских исков от жертв и родственников жертв — если преступник что-то и заработает таким способом, скорее всего, почти все заработанные деньги в результате уйдут к ним.

Этого достаточно. Публика получает кровожадные подробности, журналист — популярный материал, жертвы — материальную компенсацию. Опасный преступник в это время сидит в тюрьме. Этические ограничения не то чтобы испарились, но жирно смазаны деньгами, это им всегда к лицу.

Что касается аморальности позиции Собчак и ее команды, то, во-первых, мы ничего нового из этого фильма о Ксении узнать не можем, а, во-вторых, мы все, конечно, классные и даже в чем-то эльфы, но кто-то же обеспечил почти 1,5 миллиона просмотров меньше, чем за сутки, правда?

Откуда возникает потребность в романтизации маньяков? Это ковид так на мозги влияет? Всюду идет реклама сериала про Чикатило и интервью со скопинским маньяком Виктором Моховым (на фото). Последний в беседе с Ксенией Собчак рассказал, что всегда радовался успехам своих жертв и даже пошутил, что готов «заняться» одной из женщин, которая трижды рожала от него, находясь у него в секс-рабстве, но после этого больше не смогла забеременнеть.

Мохов освободился из колонии в Саратовской области 3 марта после 17 лет заключения за похищение двух несовершеннолетних девушек, которых он четыре года держал в подвале, истязал и насиловал. Елена Самохина, которой на момент заточения было 17 лет, трижды была беременна от Мохова. Двоих детей она родила в его подземном бункере, скопинский маньяк их отобрал; третьего ребенка девушка родила, когда оказалась уже на свободе.

И вот сейчас этот Мохов стал настоящей находкой для СМИ и соцсетей - он раздает интервью, шутит над своими жертвами, купается в лучах славы, а создатели роликов с ним хвастаются миллионными просмотрами и колоссальным интересом публики к судьбе маньяка. Чего-то я в этом не понимаю. Или это потому, что насильники и силовики и есть герои нашего времени?

* * *

Как развиваются события после выхода интервью:

  • Депутат Госдумы от «Единой России» Оксана Пушкина попросила Генпрокуратуру и ФСИН проверить слова Мохова о том, что тот рассматривает вариант «заняться» одной из жертв;
  • Глава Союза журналистов Владимир Соловьёв предложил запретить преступникам давать интервью: «Я бы предложил нашим законодателям внимательно присмотреться к этому случаю и подумать о том, как запретить подобным представителям преступного мира, даже, может быть, искупившим свою вину, но тем не менее, популяризировать свою деятельность и рассказывать на страницах газет и на экранах телевизоров о своих преступлениях»;
  • Владимир Жириновский тоже призвал разработать законопроект, запрещающий интервью с с лицами, осужденными за изнасилование или убийство;

#резонанс #соцсети #скопинскийманьяк