Интернет
Даша Лейзаренко

Краткая история Patreon: как музыкант пытался заработать на клипе и построил крупнейшую платформу для авторов контента

Не обошлось без обвинений в политической цензуре и борьбы с эротическим контентом.

Иллюстрация Patreon

Инвесторы оценили платформу платной подписки на авторов контента Patreon в четыре миллиарда долларов — это в три раза больше, чем в сентябре 2020 года. Всё благодаря тому, что во время пандемии сервис привлёк независимых художников и музыкантов, которые потеряли возможность привычного заработка из-за запрета массовых мероприятий.

За восемь лет Patreon позволил зарабатывать множеству нишевых художников, подкастеров, блогеров и разработчиков игр, которым сложно монетизировать свой контент напрямую в соцсетях. TJ вспоминает, как появился сервис, что собой представляет и с какими проблемами сталкивается.

Как появился Patreon

В 2013 году музыкант Джек Конте играл в инди-дуэте Pomplamoose вместе со своей девушкой и будущей женой Натали Дон. Однажды ему пришла идея снять клип с огромным космическим кораблём и поющими роботами. В течение 50 дней он воспроизводил копию «Тысячелетнего сокола» из «Звёздных войн» и снимал в нём ролик. В итоге Конте превысил лимит по кредитным картам, потратив на проект 10 тысяч долларов. «Я очень устал и был на взводе», — рассказал о том времени музыкант изданию TechCrunch.

Группа Pomplamoose

У ютуб-канала Конте было около 100 тысяч подписчиков, то есть с рекламы он мог бы заработать примерно 100 долларов, что никак не окупило бы затраты. В те времена на ютубе была не так развита партнёрская программа, встроенных донатов тоже не было. Тогда он задумал просить подписчиков жертвовать любую сумму денег, чтобы создавать ролики и дальше. Музыкант поделился мыслью с предпринимателем Сэмом Ямом, бывшим соседом по комнате в колледже и основателем рекламного агентства AdWhirl.

В мае 2013 года Конте и Ям запустили бета-версию Patreon. Музыкант опубликовал клип на ютубе и в конце добавил, что просит поддержать себя на специальном сайте, который он сделал с другом Сэмом. Там можно было бесплатно скачать клип и проспонсировать следующие ролики.

Прежде чем представить Patreon фанатам, Конте связался с 40 создателями контента и попросил их зарегистрироваться на сайте. Не заинтересовался никто. Он, его девушка и Ям были единственными авторами на площадке во время запуска.

Конте полагал, что зрители будут жертвовать по паре долларов за видео. Но в течение пары недель за каждый ролик он уже зарабатывал по четыре тысячи долларов. Хотя клипы были бесплатно доступны на ютубе, спонсоры (патроны) получали доступ к эксклюзивным постам, возможности первыми купить билеты на концерты и другим небольшим преимуществом.

За первые 18 месяцев на площадке зарегистрировалось более 125 тысяч пользователей. Уже к концу 2014 года создатели сайта рассказали, что патроны жертвовали создателям контента по миллиону долларов в месяц.

В чем заключается идея сервиса

Конте создавал Patreon как платформу для «спонсирования творческого класса», представителям которого трудно монетизировать своё хобби. Многим авторам сложно заработать на жизнь в соцсетях или хотя бы окупить производство контента, поэтому они не могут посвящать творчеству своё свободное время или вообще забрасывают занятия.

На старте платформу часто сравнивали с краудфандинговыми платформами вроде Kickstarter или GoFundMe, на которых пользователи донатят на определённый проект. Разница заключается в том, что Patreon предоставляет авторам контента большую свободу: у них нет обязательства сдать готовый продукт подписчикам, которые вложили крупные суммы и ожидают результата.

Создатели контента принимают регулярные пожертвования от фанатов — и это приносит больше денег, чем обычный подписчик на других платформах. Так Patreon должен решить финансовые проблемы авторов и подарить им творческую свободу, не обременённую зависимостью от рекламодателей. В ответ сервис призывает создателей контента относится к патронам не как к благотворителям, а как к участникам закрытого клуба, которые получают доступ к различным преимуществам: чатам с авторами, различным бонусам или превью проектов.

При этом сервис едва ли помогает начинающим авторам: он эффективен для авторов, которые уже имеют активную фанбазу или наращивают её в других соцсетях. Patreon не имеет инструментов для продвижения внутри самой платформы. В 2017 году платформу критиковали за то, что только 2% авторов зарабатывали больше прожиточного минимума в США.

Как устроена платформа

На Patreon регистрируются блогеры, художники, фотографы, подкастеры, писатели, журналисты, косплееры, активисты и не только: в целом это авторы любого развлекательного или образовательного контента. Доказывать наличие подписчиков на каких-либо платформах для регистрации не нужно — достаточно указать стоимость подписки и ждать, пока появится аудитория.

Каждый автор Patreon может предложить патронам один из двух форматов подписки: ежемесячные платежи или оплату за единицу контента. В первом случае система будет списывать деньги с подписчика каждый месяц, во втором — после публикации очередного ролика, статьи или другого материала. С каждой транзакции Patreon берёт комиссию в размере от 5% до 12% в зависимости от выбранного автором плана. Рекламы на платформе нет.

Помимо форматов, автор может установить различные уровни подписки или тиры (tier с английского — ярус, уровень). Patreon разрешает назначать любую стоимость для каждого тира и закреплять за ним различные бонусы. Например, за два доллара в месяц автор может обещать доступ к архивным трансляциям, за пять долларов — вырезанные из роликов отрывки, а за 10 — благодарность в титрах к видео. Для самих тиров авторы стараются придумать мотивирующие названия: за пять долларов вы «человек не с помойки», а за 20 — уже «герой».

Тиры создательницы видеоэссе Contrapoints

Патроны могут комментировать контент авторов, ставить лайки постам и общаться друг с другом. В этом плане Patreon напоминает обычную, но закрытую соцсеть с доступом по подписке.

К моменту написания заметки самые популярные авторы на Patreon — это подкастеры. Они занимают 8 из 10 мест среди создателей контента с наибольшим количеством патронов. Например, политическому подкасту левого толка Chapo Trap House почти 40 тысяч человек ежемесячно жертвуют около 170 тысяч долларов.

Как Patreon боролся с риторикой ненависти

Patreon не избежал проблем с ненавистическими высказываниями. В 2017 году сервис заблокировал политическую активистку Лорен Саузерн, которая пыталась помешать кораблю некоммерческой организации перевезти беженцев в Европу — об этом она рассказала на ютубе. Официальная причина бана — действия, «которые могли привести к смерти человека».

В 2018 сервис заблокировал блогера Карла Бенджамина за использование гомофобных и расистских оскорблений в ролике на ютубе. Пользователи принялись бойкотировать сервис, поскольку решили, что Бенджамина забанили за политические взгляды. В знак протеста подкастер Сэм Харрис, политический обозреватель Дейв Рубин и канадский психолог Джордан Питерсон покинули платформу, пообещав создать аналог Patreon «без цензуры».

Проблемы с «политическими» блокировками на этом не закончились. В 2020 году забаненный на платформе комик Оуэн Бенджамин подал в суд на Patreon — он заявил, что компания вмешивается в экономические отношения авторов, и потребовал компенсацию в размере трёх с половиной миллионов долларов. Бенджамин призывал своих подписчиков сделать то же самое, после чего компания столкнулась с групповым иском от 72 человек, каждый из которых потребовал по 10 тысяч долларов убытков. Суд принял дело к рассмотрению, а Patreon изменил правила так, чтобы иски могли подавать только заблокированные пользователи. Завершено ли разбирательство, неизвестно.

Как Patreon избавился от эротического контента

Patreon всегда позиционировал себя как сервис «не для порнографии», но разрешал порноактёрам, секс-работникам и создателям секс-игрушек публиковать эротический контент с отметкой NSFW. Вскоре компания превратилась в одну из крупнейших платформ, на которых авторы контента для взрослых смогли зарабатывать напрямую.

В 2017 году Pateron начал бороться с авторами «взрослого» контента на платформе, запретив донатить на «любой порнографический контент», включая вебкам-сессии, производство фильмов или разработку сайтов. После этого группа авторов написала открытое письмо руководству Patreon с просьбой «не бросать их», а петиция с просьбой отменить новые правила набрала почти две тысячи подписей.

Компания не прислушалась к жалобам, а в 2018 году заблокировала оставшихся на платформе создателей взрослого контента за «скрытую обнажённую натуру» из-за требований платёжных систем Stripe и PayPal. Под волну банов попали в том числе и создатели ASMR-контента. Пока Patreon продолжал борьбу с эротическим контентом, его создатели уже перешли на аналог — OnlyFans.

#соцсети #истории #patreon