Интернет
Женя Кузьмин

Основатель «Луркоморья» скрыл часть статей — в том числе про «трапов» и феминизм. Это вызвало споры о цензуре

Противники решения говорят, что «Лурк» стал тем, с чем сам и боролся. Давид Хомак отвечает: «Концепция интернетов изменилась. Не хочешь меняться — иди на**й».

13 апреля основатель Lurkmore («Луркоморье») Давид Хомак объявил об ограничениях для части статей на сайте. Эти страницы неформальной «энциклопедии интернета» всё ещё можно открыть и прочитать, но сделать это сложнее: их скрыли для индексации поисковиками и перенесли в архив, а при открытии появляется соответствующая плашка.

Хомак объяснил свою позицию: по его словам, «Луркоморье» «делалось для людей, которые хотят чего-то нового, интересного, хотят понять, как устроен мир вокруг нас, не получить ответы, а получить информацию». «Мы делали это для того, чтобы принести западную культуру, со всей её тогдашней повесточкой, в безнадежный русский интернет с чатиком кроватка и внутренними интернетами в каждом крупном городе», — добавил он.

По мнению основателя проекта, спустя почти 14 лет контекст вокруг «Луркоморья» и его статей сильно поменялся — сайт оказался захвачен консерваторами и альт-райтами: «Теми, кто романтизирует старину и хочет угорать, набегать и нагибать, как в золотую эпоху диких интернетов». Из-за этого энциклопедия оказалась заполнена оскорбительными и антинаучными статьями, считает Хомак.

Сейчас на «Лурке» пишут статьи о том, что глобального потепления не существует, и оскорбления в адрес Греты Тунберг — это результат того, что мы и лично я огребли по полной, но добились-таки общественного признания. «Лурк» — это принятый и допустимый в консервативном обществе способ бунта. Для тех, кто не умеет или тупо ссыт плыть против течения. Да, именно эти люди хихикают над футболками с Че Геварой, потому что это допустимый в их обществе штамп про глупую молодежь. 50 лет смеются, пластинку так просто не сменить.

Я много лет не вмешиваюсь в контент сайта. Но вы доигрались. [...] Это был интересный проект, потом это был архив, но вы со своими альт-райтовскими, консервативными и тупо расистскими идеями не даёте ему умереть спокойно.

Давид Хомак

Хомак не уточнил, какие именно статьи попали под архивацию, но по находкам пользователей и его комментариям можно составить список из пяти пунктов: «Трап» (на странице появился комментарий основателя проекта, что транс-сообщество было недовольно репрезентацией в статье), «Ахтунг» (так называли гомосексуалов на «языке падонков»), «Грета Тунберг» (которую уже несколько лет критикуют в рунете), «Феминизм» и «Глобальное потепление».

Основатель «Луркоморья» подчёркивает, что не считает скрытие статей цензурой: «Ни один Роскомнадзор и ни один Рамзан Кадыров не может заставить меня удалить что-то с „Лурка“. Соответственно, всё переезжает в архив. Нужно припасть к источнику ненависти — приложите некоторые усилия и нажмите несколько кнопок». Хомак добавил, что за 14 лет с создания сайта изменился и он сам, и интернет, и пользователям нужно принять эти изменения: «Не хочешь меняться — иди на**й».

Действия Хомака вызвали резонанс в соцсетях. В 2021 году «Луркоморье» нельзя назвать актуальной интернет-энциклопедией (об этом говорит и сам основатель), но для многих пользователей соцсетей конца нулевых-начала десятых сайт с неформальными статьями становился входной точкой в онлайн-культуру. И сейчас Lurkmore считается памятником рунета прошлой эпохи, который пережил пик популярности, суды, блокировки и «консервацию».

Несмотря на позицию Хомака, в соцсетях его решение всё равно вызвало споры о цензуре и «добравшейся культуре отмены». Критики архивации статей писали, что «Луркоморье» строилось на «принципах радикальной свободы слова». И выборочное скрытие «спорных» страниц нарушает эти принципы.

Также в соцсетях заподозрили в архивации некоторых статей не «запрос сообщества», как говорил Хомак, а его личные мотивы. В конце марта он сделал каминг-аут как небинарная персона (человек, который не относит себя ни к мужскому, ни к женскому гендеру): «Мне стало намного лучше. Мальчик я, девочка, нечто среднее — мне с собою стало намного лучше». В интервью «Холоду» Хомак рассуждал в том числе о наследии «Луркоморья».

Я думаю, «Лурк» создавался в эпоху другого интернета. Это тогда была наша песочница, свободная от «взрослых». Механизмы авторитетности, механизмы наведения порядка были особенные. Мы могли компромат на людей собирать, чтобы поставить их на место — это был тогда единственный способ. Сейчас, когда интернет везде, «Лурк» воспринимается совсем иначе. Он устарел безнадёжно. У него есть какая-то культурная ценность, но он — дитя интернета нулевых.

Давид Хомак

Критики скрытия статей сошлись на мнении, что Хомак предал идеалы собственного ресурса.

Блок telegram недоступен

15 апреля Хомак опубликовал новый пост в ответ на критику, где в том числе рассказал почему не удаляет «Луркоморье». Основатель проекта отметил, что под «предупреждение» разместили лишь несколько статей из 10 тысяч.

Под предупреждение они спрятаны потому, что это именно то, с чем мы боролись на раннем «Лурке»: переписанная луркоязом херня из других источников. Раньше это были статьи из «Википедии», теперь это дремучая конспирология напуганных сорокалетних консерваторов. Нет, это не цензура, просто вы не нужны.

Давид Хомак

Часть пользователей встала на сторону Хомака.

Другие же во время дискуссии удивлялись, почему в 2021 году в рунете обсуждают «Луркоморье».

#соцсети #резонанс