Интернет
Даша Лейзаренко

Наступил июнь — и в соцсетях снова иронизируют над брендами, которые поддерживают ЛГБТ только в «месяц прайда»

Компании обвиняют в эксплуатации праздника и попытке заработать на тематическом мерче.

Во многих странах мира в июне отмечают месяц прайда в честь истории и культуры представителей ЛГБТ-сообщества. В последние годы к празднику всё чаще присоединяются бренды, которые ставят радужные аватары и выпускают тематический мерч.

Такую вовлечённость по большей части критикуют, причём со всех сторон: противники ЛГБТ объявляют бойкот любимым компаниям, а участники ЛГБТ-сообщества считают, что брендам стоит делать нечто большее, чем менять аватарки на радужные. Каждый июнь в соцсетях можно встретить тезис, что корпорации занимаются лицемерием и эксплуатируют праздник ради прибыли.

История месяца прайда уходит корнями к Стоунволлскому восстанию, которое произошло 28 июня 1969 года: в тот день полиция Нью-Йорка организовала рейд на гей-бар «Стоунволл Инн», чтобы арестовать его посетителей. Обстановка обострилась, когда люди стали оказывать сопротивление аресту и бросать в офицеров бутылки. Столкновения с полицией вылились в массовые протесты и беспорядки.

Событие считается отправной точкой для широкой борьбы ЛГБТ-сообщества за свои права. После нескольких недель протестов активисты занялись организацией движений, которые занимались гражданскими правами ЛГБТ-сообщества и созданием безопасных пространств, где не дискриминируют из-за сексуальной ориентации.

На годовщину Стоунволлских бунтов, 28 июня 1970 года, нью-йоркское ЛГБТ-сообщество организовало первый гей-парад. К ним присоединились другие города, включая Чикаго и Лос-Анджелес, а в 70-х правозащитница Бренда Ховард, известная как «Мать прайда», организовывала недельные празднования. Вслед за Америкой гей-парады начали проводить в Англии, Германии, Швейцарии и других странах. В 1999 году президент США Билл Клинтон впервые объявил июнь месяцем прайда.

Теперь сотни брендов, включая разработчиков видеоигр, издателей комиксов, спортивных команд, сетей супермаркетов и других, отмечают месяц прайда — ставят радужные аватары, выпускают мерч, добавляют тематические функции и поздравляют представителей ЛГБТ-сообщества с началом месяца.

В соцсетях часто негативно реагируют на такие публикации, особенно от игровых компаний: пользователи обвиняют их в политизированности и объявляют бойкоты их продуктам. Российские представительства компаний избегают месяца прайда, но пользователи рунета доходят до «центральных» аккаунтов брендов — например, в 2020 году BMW обвинили в «предательстве» и «ущемлении традиционных ценностей», как английском, так и на русском языках.

В большей степени в соцсетях иронизируют над самой вовлечённостью брендов в месяц прайда. В мемах пользователи критикуют циничную, по их мнению, эксплуатацию праздника ради получения прибыли или расширения аудитории путём привлечения внимания представителей ЛГБТ-сообщества и их сторонников.

Корпорации 1 июня: «Посмотри на меня. Посмотри на меня. Я теперь гей»

Любая компания завтра: «Я отправляюсь к геям»

Любая корпорация в июне: «Привет, мне нравятся деньги»

Когда начинается июнь, и ты видишь, что компания использует обычный логотип: «Почему ты не гей?»

Я был бизнесменом, который занимался бизнесом

Компании во время месяца прайда: «Знаете, я и сам немного гомосексуал»

Привет, гомосексуальные друзья, это я, корпорация. Я напоминаю, что я поддерживаю ваш образ жизни, раз уж он стал легальным, а теперь мы можем безопасно зарабатывать на мейнстримовом тренде. Почему мы ждали до тех пор, пока однополые браки легализуют, чтобы вас поддерживать? Хватит вопросов, гомосексуал, покупай наш товар

Когда компании меняют свои логотипы в месяц прайда / Геи / Компании: «Иди... купи наш товар»

«О, наступил месяц пр...» / Каждая компания: «Отдай нам свои гейские деньги»

Бренды также критикуют, потому что месяц прайда они отмечают только в западных странах, где к представителям ЛГБТ относятся в большей степени толерантно, а там, где радужные аватары могут вызывать негативную реакцию, игнорируют праздник. В основном в качестве примера показывают скриншот с аккаунтами издателя игр Bethesda, которую сделали ещё несколько лет назад. В 2021 году радужный аватар поставил только основной аккаунт компании.

Нередко компании подвергаются критике за мерч, который те выпускают к месяцу прайда: обычно он яркий, радужный, блестящий и содержит вызывающие слоганы — то есть соответствует стереотипам о геях.

Сторонники представителей ЛГБТ тоже иронизируют над мерчем в формате «Какой мерч пытаются продать компании геям» / «Как выглядят мои ЛГБТ-друзья», где на первой картинке появляется участник гей-парада, а на второй — более мрачные персонажи из поп-культуры.

В июле компании обычно возвращают радужным логотипам изначальный облик — и это тоже становится поводом для шуток в соцсетях.

Компании 1 июля: 

Каждая крупная компания в июне: «Мы все гомо» / Первый день июля: «Гомо сапиенс»

Компании во время месяца прайда / Компании после месяца прайда

В Inc отмечают, что поздравлять маргинализованное сообщество только во время месяца прайда — это показная поддержка. «Люди, которых системно недооценивали или игнорировали, быстро могут понять, когда бренды искренни, а когда просто пытаются нажиться. Никто не хочет, чтобы его эксплуатировали или обращали на него внимание только потому, что это популярно или политически корректно в определенный месяц», — отмечает журналистка Соня Томпсон. Она предлагает брендам осуждать гомофобию не только во время прайда, высказывать поддержку во время важных событий, например, принятия законов о легализации однополых браков, и включать представителей ЛГБТ в свои рекламные компании.

В СМИ также предлагают покупать мерч брендов, которые жертвуют деньги на помощь ЛГБТ-сообществу. Однако в Vox подчёркивают, что покупка таких товаров превращается в «слэктивизм» (от слова «to slack» — бездельничать), когда люди считают, что вносят вклад в решение сложных социальных проблем, просто тратя деньги на вещи. Желающим отметить прайд посоветовали пожертвовать деньги напрямую некоммерческим организациям.

По мнению журналиста Vox Алекса Абада-Сантоса, с помощью радужных аватарок компании ничего не делают для ЛГБТ-сообщества, кроме концепта «осведомлённости». Поскольку представители ЛГБТ сталкиваются с множеством разных сложностей, их нельзя свести к единому целому и «осведомлять» о нём. Поэтому коммерциализация прайда ослабила политическое движение и заглушила реальные проблемы, подчёркивает Абад-Сантос.

#мемы #соцсети #лгбт