{"id":778,"title":"\u041f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0432\u043e\u0434 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0443\u0448\u0430\u0442\u044c \u0430\u043b\u044c\u0431\u043e\u043c\u044b PJ Harvey","url":"\/redirect?component=advertising&id=778&url=https:\/\/tjournal.ru\/umg\/409290&hash=1d76a9de76197182b829a3caf8c744f76e1c6c2e28cf9d9780881819d0250715","isPaidAndBannersEnabled":false}
Интернет
Женя Кузьмин

Найти Сатоши: спустя 15 лет интернет решил загадку из игры в альтернативной реальности, отыскав человека по одному фото Статьи редакции

В 2005 году тысячи человек стали участниками запутанного квеста, но не раскрыли его последнюю тайну. Пройдя через годы поисков и забвения, загадка вновь всплыла в сети — на этот раз помогли новые технологии.

Иллюстрация Wired

Можно ли отыскать незнакомого человека, имея на руках лишь одно его фото и имя без фамилии? Сейчас ответ на этот вопрос чуть проще. А если задать этот же вопрос в 2005 году? В то время тысячи людей участвовали в масштабном квесте, проходившем в реальности и в онлайне, и одна из головоломок была именно такой: перед вами японец средних лет, сделавший селфи в каком-то европейском городе. Найдите его.

Все другие загадки квеста оказались решены, а вот на поиски Сатоши (так звали мужчину, и это не создатель биткоина) ушли годы. За это время поменялся интернет и то, как люди ищут информацию в сети, а от тысяч энтузиастов остались единицы, которые всё ещё хотели добраться до разгадки. И в конце 2020 года это всё же произошло — Сатоши нашли.

Историю поисков, занявших 15 лет, рассказало издание Wired.

Квест, объединивший тысячи людей

4 февраля 2007 года британец Энди Дарли отправился вглубь леса в Нортгемптоншире, следуя по карте с отметками: дойдя до определённого места, он начал копать яму. Веб-дизайнер из Лондона заметно нервничал: он уже не в первый раз приходил в этот лес, и беспокоился, что другие могут быть неподалёку. Накануне ночью он видел в гуще леса факел — если не он найдёт то, что так долго искал, то обязательно найдёт кто-нибудь другой.

Первая раскопка ни к чему не привела, но Дарли заметил, что неподалёку земля будто бы отличается от остальной на опушке. Британец снова начал копать и в итоге наткнулся лопатой на что-то твёрдое. Он всё-таки отыскал его, отыскал Куб, бесценный научный и духовный артефакт, похищенный из города Перплекс.

Иллюстрация Wired

Это не сюжет фильма или книги, а игра в альтернативной реальности (ARG) под названием Perplex City. 50 тысяч игроков из 92 стран полтора года искали Куб, исполняя роли специального отряда, пришедшего на помощь жителям футуристичного мегаполиса Перплекс. Узнать его местоположение можно было с помощью сети загадок, связывающей реальный и виртуальный миры: объявления, сайты, голосовая почта, SMS-сообщения, встречи. Игроки могли объединяться для решения задач, но победителем становился лишь один.

Дарли принёс Куб в офис лондонской студии Mind Candy, разработавшей Perplex City, и получил чек на 100 тысяч долларов. И хоть главная загадка была разгадана, у игры оставалось ещё несколько секретов. Часть подсказок игроки получали, покупая наборы (бустеры) карточек и решая головоломки. Сложность была разная: от детской загадки до карточки «Тринадцатый труд» с зашифрованным сообщением, на взлом которого ушли месяцы совместной работы 30 тысяч компьютеров.

Всего было 256 видов карточек, и 254 загадки из них участники ARG успешно решили. С оставшимися двумя ситуация была гораздо сложнее.

В карточке №238 «Риман» от игроков требовали доказать гипотезу Римана, одну из семи математических «задач тысячелетия»: её не могут решить с 1859 года, так что вряд ли разработчики Mind Candy ждали конкретного ответа, который до сих пор не могут дать даже авторитетные профессора. Позже они говорили, что это была ирония над сложностью головоломок.

Последняя карта набора №256 называлась «Миллиард к одному». На ней было фото мужчины азиатской внешности и надпись на японском 私を見つけなさい, что переводится как «Найди меня». И больше ничего: на первый взгляд, никаких дополнительных подсказок или советов, с чего начать поиски.

Студентка из Техаса Лора Холл впервые услышала о Perplex City ещё во время промо-компании: игру продвигали с помощью загадочных объявлений в газетах, где искали добровольцев, чтобы помочь отыскать Куб. Об ARG нигде не говорили, так что даже ходили слухи, что реклама — скрытый набор в британскую MI5.

Холл ещё с детства любила детективы про Ненси Дрю, а затем всерьёз увлеклась головоломками и шифрами, так что игра в альтернативной реальности сразу привлекла её. Теперь уже 35-летняя девушка рассказывает, что её затянула идея мира, который скрашивает обычные будни, если поверить в него: «В этой игре и в иммерсивном жанре в целом меня зацепил потенциал для приключений, которые доступны прямо здесь и сейчас — стоит только сделать шаг к ним».

Perplex City объединяла людей в сообщество: игроки вместе следили за развитием сюжета, общались на форуме Unfiction, вели онлайн-газету, дополняли лор и рисовали арты. Персонажам можно было написать на электронную почту — и они бы ответили. В то время был совсем другой интернет, где соцсети ещё не прижились окончательно, и идея сочетать реальный мир со своим присутствием в интернете казалась чем-то прорывным.

Один из артов, представляющих город Перплекс

Майкл Смит, основатель студии Mind Candy, вспоминает: «Это была одна из самых необычных креативных вещей, над которыми я работал. И в то же время одна из самых коммерчески провальных». Про ARG говорили много, но как продукт она не генерировала прибыль даже с продажей карточек. Поэтому Perplex City так и не получила продолжения, а мир игры навсегда застыл без официального развития.

Кто-нибудь видел этого парня?

Несмотря на розыгрыш главного приза, Холл, которая сама занималась наполнением вики-энциклопедии игры, не готова была отпускать этот мир и связанных с ним людей. Она вглядывалась в карточку №256: селфи мужчины, кажется, он японец, но архитектура на фоне европейская. Не было какого-то шифра или секрета. Разработчики, казалось, проверяли теорию шести рукопожатий в век интернета: можете ли вы добраться до него, используя связь между друг другом по всему миру?

К моменту окончания основной части игры пользователи нашли лишь скрытую подсказку в другой карточке о том, что мужчину зовут Сатоши. Сейчас бы, возможно, отыскать его можно было бы с помощью одного вирусного поста в тиктоке, но в 2006 году твиттер едва появился, реддит праздновал первый день рождения, а фейсбук лишь недавно вышел за пределы университетов. Лора Холл создала на WordPress сайт findsatoshi.com: его посетителей встречало фото Сатоши и обращение: «Головоломка теории шести рукопожатий. Возможно ли найти человека по фотографии и имени без фамилии?».

Карточка №256

В попытках разгадать тайну личности японца посвящённые Mind Candy форумы вроде того же Unfiction не прекратили активность даже после раскопки Куба. Пользователи искали знакомых в Японии, обращались к местным сайтам, а о поисках Сатоши написали The Guardian и The New York Times. Ситуацию осложняло то, что мужчину нужно было именно найти: даже если бы Сатоши узнал о поисках, то нужно было, чтобы кто-то по своей инициативе лично обратился к нему.

Продюсер Perplex City Эдриан Хон вспоминает, что происходящее было «коллективной детективной работой», которая воплощала лучшее, что есть в интернете. Нашедший Куб Энди Дарли даже пообещал отдать часть выигрыша тому, что найдёт Сатоши. Пользователи установили, что фото было сделано в коммуне Кайзерсберг во Франции. «Кажется, кому-то стоит съездить туда», — писали на форумах. И так совпало, что в 2007 году у Лоры Холл состоялась рабочая поездка в соседний город. Она не упустила шанс заехать в Кайзерсберг и оказаться на том же месте со снимка. В поисках это никак не помогло, но лишь укрепило чувство, что всё это не просто так.

Вряд ли хоть кто-то из форумчан думал, что так произойдёт, но поиск Сатоши растянулся на годы. Пользователи обменивались теориями, однажды даже обсуждали пост пользователя, который якобы несколько лет назад работал в PR-агентстве с человеком, который знал японца, но добраться до разгадки не удавалось. Лора же настолько прочно вошла в комьюнити, что в итоге вышла замуж на сотруднике Mind Candy, который знал, кто такой Сатоши. Но пара договорилась никогда не обсуждать это, чтобы не испортить «охоту» себе и интернету.

К 2011-2012 году забылась не только сама ARG, но и загадка карты №256. А имя Сатоши стало ассоциироваться в первую очередь с другой таинственной фигурой — создателем биткоина Сатоши Накамото. Кто-то даже пытался связать этих людей, но Эриан Хон отвечает: «Если бы мы тогда знали о биткоине, то были бы сейчас гораздо богаче». В итоге пользователи принялись писать, что пора оставить эту задачу:

«Нужно думать о других способах, чтобы сделать это. Например, вы сами или кто-то из ваших знакомых работает в ФБР, ЦРУ, Интерпол или где-то ещё. Готов поспорить, у вас на работе гораздо большие возможности в поиске по лицу. Так что, вы работаете в таком месте на нужной позиции и готовы рискнуть работой и возможным сроком в тюрьме...».

Интерес к теме пробудился в феврале 2020 года, когда на ютубе появился популярный ролик с рассказом об ARG и загадке личности Сатоши. Тогда же появилось сообщество на реддите с тысячей участников и тематический Discord-сервер. Поиски возобновились, но это беспокоило и Лору Холл, и её мужа, работавшего в Mind Candy: в 2005 году идея найти кого-то через интернет ещё казалась чем-то свежим и волнующим. 15 лет спустя это уже вызывало вопросы о приватности и личных границах. Американка просила новых «детективов» помнить об этике и уважении — ведь за фотографией скрывается реальный человек.

Технологии же за эти 15 лет тоже не стояли на месте. Кто-то прогонял снимок через FaceApp, чтобы понять, как выглядит японец сейчас. А в декабре 2020 года на видео о Сатоши наткнулся Том-Лукас Сэгер, немец, проводящий по работе исследования в области искусственного интеллекта. Поэтому он был хорошо осведомлён о польском сервисе PimEyes, позволяющим на основе одного фото найти другие снимки человека. Том-Лукас загрузил фото с карточки «Миллиард к одному» и нажал кнопку поиска.

Первые три результата мало чем помогли немцу, но четвёртое фото его заинтересовало. На нём стояли десять японцев, и мужчина справа позировал с кружкой пива в руке — он очень напоминал Сатоши. Оказалось, что снимок сделали 2018 году на летнем фестивале. Сэгер загрузил уже это фото, и обнаружил мужчину, финиширующего во время марафона. Списке участников оказалось интересное имя — Сатоши Симодзима.

В дальнейшем получилось отыскать другие его фото, место работы, а главное — адрес электронной почты. Сделать последний шаг должна была именно Лора Холл. Собравшись, она написала, переведя сообщение на японский с помощью гугла: «Я 14 лет пытаюсь решить головоломку. И я надеюсь, что вы сможете мне помочь! Я хочу задать вопрос: это вы мужчина на фотографии?».

Привет, я Сатоши

В 2005 году Джей Биддулф, будущий муж Лоры Холл, занимался придумыванием задач для карточек игры Perplex City. В карточке «Миллиард к одному» он захотел поэкспериментировать с теорией шести рукопожатий: загадке присвоили высший уровень сложности, а её подсказка на всякий случай не должна была быть сильно важной, чтобы можно было найти Куб и без неё. Биддулф почти выбрал мужчину из Эквадора, но в последний момент появился Сатоши: он общался со знакомой девушкой из рекламного агентства, подрядчика Mind Candy.

Сатоши согласился и прислал своё фото из поездки во Францию. С тех пор он никогда не слышал об ARG или поисках: японец жил в Нагано, работал в фирме-производителе автомобильных запчастей, увлекался бегом и воспитывал с женой двух детей. В декабре 2020 года он получил сообщение с упоминанием Perplex City и поначалу даже не понял, о чём речь, приняв письмо за спам. Затем он зашёл на сайт FindSatoshi.com, о котором раньше не знал, увидел треды на форумах и на реддите. «Лора там просила уважать мою частную жизнь — и люди сделали это», — заметил Сатоши. Он написал ответное письмо.

Привет,

Спасибо за сообщение. Вы искали парня по имени Сатоши... Это я. Да! Я Сатоши, которого вы искали!

Вау, я совсем забыл об этой игре и даже не думал, что кто-то всё это время искал меня. Изначально я должен был передать сообщение тому, кто найдёт меня, но... Боже, прошло больше десяти лет! Я забыл сообщение, простите меня.

В любом случае, вы нашли меня! Всего лишь по одной фотографии, сделанной на границе Франции и Германии, пока я был в Японии. Только с подсказкой, что меня зовут Сатоши! Моё имя очень распространено в Японии, но вот, спустя 14 лет, вы меня нашли! Это потрясающе!

Поздравляю с решением головоломки №256.

Уже 49-летний Сатоши не помнил, что он должен был передать тому, кто его найдёт — зато помнил Биддулф. Тот должен был задать вопрос на японском, который переводится как «Кто породил пламя и умер?». Это отсылка японскому фольклору: согласно ему, вслед за первым поколением небесных богов родились Идзанаги и Идзанами, первые мужчина и женщина. Вторая считается богиней творения и смерти, и после рождения бога-духа огня Кагуцуги она отправилась в страну мёртвых Ёми. Ответ, соответственно, «Идзанами».

Идзанаги и Идзамами

Разгадка не стала для Холл «фейерверком» — скорее, у неё появилось ощущение чего-то наконец завершённого. Спустя годы она смогла сесть со своим супругом и открыто поговорить о карточке №256 и процессе её создания: много лет эта тема не поднималась в семье по её инициативе. Сатоши же пригласил пару в гости в Японию.

Произошедшее укрепило веру Лоры Холл в то, что интернет может объединять людей и помогать им совершить невероятные вещи. Но многое в сети изменилось с тех пор, как создатели ARG впервые решили поместить на карточку фото японца: инструментов, сообществ и «онлайн-хабов», которые помогли найти Сатоши, в 2005 году попросту не существовало. В то же время многого из того, что тогда считалось обычным, уже не существует: масштабные ARG-игры не делают, форум Unfiction закрылся в 2018 году.

Perplex City не стала культовой, но помогла людям объединиться, а кому-то и найти себя. Холл признаётся, что сейчас бы она уже не смогла проводить дни напролёт за подобной активностью, так как стала старше. Зато сейчас она работает дизайнером квестов в реальности с «побегом из комнаты» — страсть к загадкам осталась с неё и спустя 15 лет. Поиск Сатоши стал для неё закрытой главой «старого интернета» — и в то же время доказательством, что в хорошей компании что угодно может стать приключением.

{ "author_name": "Женя Кузьмин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442","\u0438\u0433\u0440\u044b"], "comments": 24, "likes": 219, "favorites": 182, "is_advertisement": false, "subsite_label": "internet", "id": 394959, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 11 Jun 2021 17:45:11 +0300", "is_special": false }
0
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
52

Не Накамото.

Забирайте своего Сатоши обратно.

Ответить

Ответный каякер

9

Почему глупый интернет до сих пор не решил последнюю загадку ЦИКАДЫ??????

Ответить
29

Цикады - срань. Ты лучше расскажи мне ответ на загадку "почему русские так терпят?"

Ответить

Тревожный космос

Олег
2

Тому шо каждый русский в душе мечтает стать атаманом?

Ответить
0

путин терпел и нам велел

Ответить
2

Потому что нет мотивации что-то менять, нет любви к стране, мы всегда жили в дерьме и тупо привыкли. Это всё равно что пытаться заставить бросить пить алкоголичку со стажем в большую часть её жизни, к сожалению. Так шо увы, но тут либо съёбывать с тонущего корабля, либо медленно тонуть вместе с ним (

Может быть я не прав и реально как-то можно заставить всех пойти против системы, я очень хочу в это верить

Ответить
2

Я достаточно долго следил за цикадой. Ещё со времён форчана когда он был адекватным.
Решить последнию задачу это тоже самое что решить карточку Римана. Дали не решаемую задачу что бы закончить игру.
Но, можно ведь пойти и по другому пути? Не обязательно решать их.
Короче, есть ощущение что это Дуровы (можешь начинать кидаться говном).
Я просто провёл параллели. Сравнил какие соц.сети или мессенджеры вышли в то время (это точно не Signal). Сам уровень загадок (там были много загодок по истории и философии,(почему? ведь это разработка ПО для анонимного общения, зачем добавлять бессмысленные задания?) проверь образования братьев Дуровых поймёшь).
Также пытался узнать что за программисты работают в телеге (хуй). Всё что мы знаем из одного интервью то это "предприниматель уточнил, что вместе с ним будут работать шесть победителей конкурсов программирования ACM и еще шесть программистов, которые побеждали в других профессиональных конкурсах". То есть он их всех набирал с помощью конкурсов, но этого недостаточно. Где-то 50 разрабов как и ВКонтакте должно быть. Где остальные? Сам Дуров на этот вопрос ответил что у него работают самые умные люди в мире. Хех.
P.S.
Вообще ещё много чего можно сказать. От схожести кода до философии анонимности. Но, лень здесь всё расписывать.

Ответить
1

Также главный тезис забыл упомянуть. Откуда такие огромные вложения в загадку? Это не ARG профита они не получили.
А, у Дурова в то время как раз акции от вк на 300 лямов вечнозелёных было. Также про неудачный блокчейн можно упомянуть.

Ответить
7

Клевая статья, офигеть

Ответить

Женский хичхакер

3

Пацаны, расслабьтесь, это не про Накамото

Ответить
2

очень крутая тема, спасибо! обожаю такие штуки и было очень интересно читать

Ответить
2

в итоге вышла замуж на сотруднике Mind Candy

вычитка? редактор? не, не слышали :)

Ответить
1

Интересно, спасибо за статью)

Ответить
1

Отличная статья!

Ответить
1

Сложна вырубай

Ответить

Научно-Технический браслет

0

дефицит японских имён в природе

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить

Тревожный космос

Aleksei
2

Слышал про роман, да - и наверняка он же всю эту идею с ARG и популяризовал: на вскидку вспоминаются слышанные арг-промокампании по Halo, «Остаться в живых», Gravity Falls и Villainous, из наблюдавшихся лично - по Portal 2, Overwatch, да CP’77…

Ответить
0

Есть сейчас какие то похожие реально-виртуальные игры, кроме игры на бирже?..

Ответить
0

У Остина есть неплохое эссе на тему
https://youtu.be/_wG5SoaiSgU

Ответить
0

на лурке же писали, что код был написан двадцатью сатошами 

Ответить
Читать все 24 комментария
Обсуждаемое
Новости
Сотрудники Activision Blizzard объявили о забастовке из-за реакции руководства на обвинения в дискриминации сотрудниц
Они выдвинули ряд требований к топ-менеджменту, включая отказ от арбитражной оговорки в контрактах.
Истории
«Для друзей я абсолютно здорова — они не знают о порезах»: что такое селфхарм и почему он не избавляет от проблем
Истории людей, для которых самоповреждения стали частью жизни.
Беларусь
Фото: Встреча Светланы Тихановской с Джо Байденом в Белом доме
По её словам, со встречи она вышла с уверенностью, что «голос миллионов жителей страны был услышан».
Популярное за три дня
Музыка
Умер один из основателей группы Slipknot, барабанщик Джои Джордисон
Музыканту было 46 лет.
Спорт
Олимпийскому чемпиону Евгению Рылову не разрешили выйти на награждение в маске в виде морды кота
«Плакать хочу. Мне не дали выйти в маске с котиком».
Новости
Роскомнадзор заблокировал сайты Навального, Соболь, Волкова и 39 штабов
Сайты заблокировали по решению Генпрокуратуры.
null