Интернет
Денис Лисовски

«It’s Filthy Frank, motherfuckers»: взлёт и наследие самого дикого DIY-шоу интернета

Ey b0ss I habe cancer!

5 августа 2011 года на ютубе вышло довольно странное видео «Filthy Shit», в котором молодой человек в очках и с искажённым голосом рассказывал о приступе неконтролируемой диареи. Видео, выложенное на спор для друга, со временем породило целый культурный феномен в виде Шоу Филти Фрэнка — самого безумного, хаотичного и непредсказуемого шоу в истории современного интернета.

Само шоу закрылось в 2017 году, но за шесть лет существования прочно вписалось в культуру интернета и стало культовым, подарив миру множество мемов и став последним оплотом «старого» ютуба, а его создателя, Джорджа Миллера, называли то гением, то Эдом Вудом от ютуба. Сам же Джордж после закрытия шоу перезапустил карьеру, став одним из самых успешных поп-исполнителей последних лет.

И теперь, десять лет спустя, когда уже стоило бы сказать «Б-г ты мой, сколько ж времени прошло», настало время обернуться назад и вспомнить, как это было. Добро пожаловать в хронологию событий самого легендарного шоу ютуба, присаживайтесь поудобней и доставайте свои равиоли (и на всякий случай приготовьте ведёрко, если вы с шоу незнакомы и особо чувствительны). Будет весело и отвратительно.

На всякий случай тут следовало бы вставить небольшой дисклеймер. Шоу Грязного Фрэнка оправдывает своё название: этот материал кишит грубостями, за которые в наше время не задумываясь кэнселят, отвратительными сценами, матом на буржуйском, умеренным физическим насилием и прочими прелестями времён, когда интернет был местом непредсказуемым и беспощадным. Как говорится, viewer discretion is advised.

Вас предупредили.

2011. «I'd like to share with you a little story…»

Как уже было сказано ранее, история успеха началась с рассказа о диарее.

Фактически, всё началось ещё раньше. Джордж Миллер — старожил ютуба: первые ролики, появившиеся на его канале, датированы летом 2008 года. То были скетчи разной степени абсурдности, но ничего общего с шоу они не имели. Образ же Франциска Грязного впервые предстал миру 5 августа 2011 года. Голубая рубашка, очки, хриплый намеренно искажённый голос, отсутствие нормальной причёски — базовый образ Фрэнка не перетерпел существенных изменений с первого видео и до самого конца (если не учитывать смену голоса, на который повлияли как взросление самого Миллера, так и существенная нагрузка на связки).

Изначально, до эволюции в полноценное шоу, Фрэнк был просто сатирическим персонажем, грубо, грязно и абсурдно шутившим на абстрактные темы. Тем не менее, через три дня после выхода «Filthy Shit» Джордж купил розовый полиуретановый костюм — и это, возможно, стало одним из лучших решений в его жизни. Чем он, в общем-то, не постеснялся поделиться у себя в твиттере.

Покупка пошла в ход не сразу: лишь спустя полгода, после дюжины скетчей в образе Фрэнка, появилось видео «ME SINGING ADELE», в котором Джордж пел «Someone Like You» Адель в том самом розовом костюме.

Ну, то есть как пел…

Это видео можно считать ещё одной важной точкой для шоу, ибо здесь появился новый центральный персонаж шоу, Пинк Гай. Исходя из названия видео и его описания, можно предположить, что на тот момент образа Пинк Гая как такового даже не существовало — это был лишь очередной скетч. Тем не менее, уже в следующем видео, «BAMBI’S MOM DIES», Пинк Гай предстал уже самостоятельным персонажем. Помимо этого, данный ролик важен и тем, что здесь окончательно сформировалась не только манера повествования Фрэнка, но и его знаковый голос — хриплый, грубый и не щадящий связок (это даст знать о себе позже).

Важной особенностью шоу Фрэнка, начиная с самых ранних этапов, было тотальное отсутствие моральных и социальных границ — Миллер, будучи в образе Пинк Гая, творил абсолютно наглейшие и порой граничащие с законом вещи, вторгаясь в чужое пространство и изредка даже атакуя людей (в подавляющем большинстве случаев не всерьёз).

Споры о том, являются ли моменты внезапных нападений на людей постановкой или нет, не угасают до сих пор. Большинство мнений сходится в том, что люди в кадре ничего не подозревали, но доказательств с обеих сторон нет. Тем не менее, поговаривают, что во время съёмок шоу Миллер неоднократно приводился в полицию, но до обвинений дело так и не доходило.

В плане дикости и абсурдности происходящего, а так же в плане самотравмирования и беспощадного отношения ко всем участникам событий, Шоу Фрэнка быстро вышло на один уровень с «Чудаками». Только если «Чудаки» были дорогим телевизионным проектом старого формата, то Шоу Филти Фрэнка предлагало взамен полную DIY-концепцию.

Со временем к шоу начали подключаться друзья Джорджа, взявшие аналогичные костюмы (например, Ред Дик и Чёрный Друг; роль Чёрного Друга исполнял Рей Браун, школьный друг Миллера, с которым они впоследствии будут сотрудничать уже более серьёзно в музыкальном плане). Сам же Миллер уже на ранних этапах начал создавать новых персонажей: Мистер Мэджик Мэн продержался всего несколько эпизодов, а вот Сафари Мэн и Саламандер Мэн стали регулярными персонажами шоу.

Так продолжалось ещё какое-то время. Фрэнк становился умеренно популярным в андерграундном сегменте ютуба, градус трэша и угара накалялся, расистские шутки шутились, появлялись новые персонажи...

...а потом наступил 2013 год.

2013. Harlem Shake

Да, тут как бы стоит напомнить, что Гарлем Шейку уже восемь лет.

И — да, для многих людей до сих пор становится откровением тот факт, что именно Миллер ответственен за Гарлем Шейк, первый по-настоящему массовый и по-своему революционный флешмоб в истории интернета. Видео, спровоцировавшее глобальный медиашторм, должно было остаться очередным куском странного андерграундного шоу, но что-то пошло не по плану. Про Гарлем Шейк трубил весь мир.

Как ни парадоксально, но на популярность самого шоу это почти никак не повлияло: за пределами завирусившегося видео канал странного человека со странными скетчами и странными персонажами не оказался глобально интересен внешнему миру. Гарлем Шейк вышел, Шоу Фрэнка осталось в тени.

Тем не менее, Шоу Грязного Фрэнка продолжало развиваться: в эпизоде «CHIN CHIN (A SERIOUS VIDEO) HD» в нём внезапно нарисовались рельсы сюжета. Вместе с основными персонажами шоу внезапно обзавелось главным злодеем, Чин-Чином — божественной сущностью, требующей регулярных жертвоприношений (в виде хромосом).

Незадолго до этого произошла ещё одна важная веха не только в развитии канала, но и в развитии Миллера как музыканта: вышло первое музыкальное видео Пинк Гая. Впоследствии музыкальные клипы Пинк Гая станут одной из самых успешных частей проекта: Миллер постепенно начнёт вкладывать больше ресурсов в продакшн как самой музыки, так и клипов к ней.

...ладно, если серьёзно, то уже в те годы даже в рамках очевидно комедийного персонажа Миллер демонстрировал свой талант в подходе к музыке и исполнению, несмотря на очевидную комедийность происходящего.

Примерно в тот же период с 2013 по 2014 Миллер полностью перевёл своё шоу на второй канал, TVFilthyFrank.

2014-2015. «Pink Guy», рост популярности, сюжет

В 2013-2014 году, параллельно основным выпускам шоу, Миллер начал выкладывать отдельные короткие видео и вырезки из основных роликов на канал TVFilthyFrank. Ввиду абсурдности и непонятности происходящего на подобных видео (например, на одном из таких, таких или таких), люди начали приходить к основным роликам в поисках ответов — и оставались ради всего остального. Помимо прочего, Миллер продолжал держать градус абсурда и безосновательной жести ради веселья.

Тогда же, в 2014, Миллер принял первую и единственную попытку появиться в рамках своего же шоу «как есть» — вне образов персонажей — и поговорить с аудиторией серьёзно. В ныне скрытом с канала видео, доступном в перезаливах, Миллер хотел разделить себя и своих персонажей, и поделился своими проблемами с точки зрения создания шоу и его негативного влияния на физическое состояние — так, именно в этом видео Миллер раскрыл, что страдает от вызываемых стрессом припадков (и что часть приступов, случавшихся в рамках шоу, не была запланированной и не являлась частью отыгрыша персонажей), и что намеренное огрубение голоса Фрэнка весьма негативно сказывается на его связках.

Тем не менее, циничная публика не восприняла такой подход, и в какой-то момент Миллер скрыл видео с канала. На странице Джорджа Миллера в фанатском вики-разделе шоу красуется надпись «2014-2014, he was sacrificed to Chin-Chin by his autistic fanbase».

Шоу продолжалось.

В мае 2014 он под именем Пинк Гая выпустил свой первый альбом с одноимённым названием «Pink Guy». Альбом, который практически невозможно найти на стриминговых сервисах, содержал в себе 21 трек — большинство из них либо на тот момент уже так или иначе присутствовало в шоу, либо готовилось к выходу. «Pink Guy» можно и нужно считать очень важной вехой как в развитии шоу, так и в развитии самого Миллера как музыканта, ибо это был его первый крупный релиз в целом. Пусть и в таком формате.

Обновлённый подход к каналу дал свои плоды: ролики Фрэнка, будь то скетчи или треки Пинк Гая, агрессивные выпады в адрес разных поп-культурных явлений вроде виабу и justgurlythings, абсурдного контента вроде рэпа из названий порнороликов, глума над крысиными тушками или простые компиляции из разряда «best of» начали вируситься один за другим.

Шоу начали замечать.

Аудитория канала начала расти, как на дрожжах, и Миллер не преминул воспользоваться этим. В мае 2015 года в рамках шоу было объявлено о сборе пожертвований хромосом Чин-Чину во имя спасения Фрэнка.

Фанбаза не подвела и поддалась безумию, достойному создателя. Где-то в этот момент стало понятно, что она не такая уж и маленькая.

Практически сразу после этого сюжет сдал очередную петлю — оригинальный Фрэнк был отправлен на рисовые поля, новым хостом шоу стал Фейк-Фрэнк, а само шоу вошло в свою финальную фазу.

2015-2016. Фейк-Фрэнк, Коллаборации, градус ада, финал

После ролика про жертвоприношения Чин-Чину новым хостом шоу стал Фейк-Фрэнк —личность, внешне очень похожая на оригинального Фрэнка, но более агрессивная и бесконтрольная (насколько это в принципе было возможно по меркам этого шоу). Вместе с Фейк-Фрэнком настала эра коллабов: вокруг Миллера со временем сколотилась небольшая тусовка, готовых сеять трэш и угар на платформе настолько, насколько это позволяют соглашения и мораль. В эту тусовку, помимо собственно Миллера, входили Idubbbz, MaxMoeFoe, HowToBasic, Dolan Dark, Anything4Views и другие отчаянные коллеги Миллера по платформе.

Первым роликом, в котором появилось сразу несколько человек из новообразовавшейся тусовки, был «DUMBASS GETS PEWDIEPIE TATTOO», в котором Anything4Views, судя по всему, проигравшему некий спор, набивали брофист (тогдашний логотип Пьюдипая) на одну из ягодиц (с последующим дефиле по улице). Однако это было лишь первое видео из целой череды — весной 2016 года на канале Фрэнка вышло видео «THE GENTLEMEN'S GUIDE», в котором компания ютуберов насмехалась над кодексом джентльменов и предавалась болезненному чаду кутежа на скользкой платформе, а затем на канале Макса MaxMoeFoe начали один за другим выходить коллаборационные ролики, в которых они той же компанией (и периодически при участии других ютуберов) устраивали контент в духе «Чудаков» — то играли в твистер с мышеловками и свечами (есть и ещё более трэшовая вторая часть, доступная в виде перезалива), то косплеили Марио, Луиджи и Данки Конга (с обкидыванием канистрами).

Апофеозом всего этого безобразия, а заодно пиком трэш-контента на ютубе стала «The Cake Trilogy» — ныне удалённая с ютуба трилогия роликов, начавшаяся в 2015 с «VOMIT CAKE» и закончившаяся в 2016 эпичнейшим «HUMAN CAKE». В рамках этой трилогии Фрэнк, Idubbbz и MaxMoeFoe при содействии HowToBasic (и периодически Anything4Views) готовили торты. В первом видео — из рвоты. Во втором — из волос. В самом масштабном, третьем — из разнообразных выделений и продуктов жизнедеятельности ютуберов всех сортов. Для «HUMAN CAKE» свои ногти, сопли, слюни, мочу, лобковые волосы и прочие очень личные частички себя пожертвовала целая масса блогеров, среди которых были Пьюдипай, Энтони Фантано, VSauce, JonTron, Jacksepticeye, KSI и другие.

Это была высшая точка безумия, которую нельзя было переплюнуть. Это было настолько отвратительно, что с недавних пор ютуб не только забанил оригинальную трилогию, но и начал банить все перезаливы.

Но интернет помнит.

Параллельно с коллаборациями на своём и других каналах Миллер начал плотно заниматься музыкой. На его Soundcloud начали появляться первые треки под именем Joji — «thom» и «you suck charlie»; вместе с этим был анонсирован альбом «Chloe Burbank Vol. 1» (спойлер — он так и не увидел свет). На своём основном канале Миллер не только двигал сюжет вперёд, но и начал потихоньку пиарить второй альбом Пинк Гая — «Pink Season». Для «Pink Season» Джордж более серьёзно подошёл к вопросу продакшна и звучания. «PINK LIFE» пестрил не только мощным битом и ещё более подросшим качеством исполнения, но и дорогим арендованным транспортом, а «STFU» стал главным хитом Пинк Гая, обогнав по количеству просмотров абсолютно все остальные ролики на канале (на данный момент — 80 миллионов просмотров против 37 на втором по популярности ролике про виабу).

«Pink Season», вышедший 4 января 2017 года, оказался буквально непредсказуемо успешен: неожиданно почти для всех он влетел на первое место глобального чарта iTunes и продержался там целых две недели.

Это был феноменальный успех.

Блок spotify недоступен

Клипы Пинк Гая стали приоритетным контентом для канала, бросив тень на основные сюжетные ролики — их стало выходить мало, но они стали более объёмными и «серьёзными» (насколько это возможно). Одним из таких стало видео «FILTHY FRANK VS CHIN CHIN», вышедшее в конце ноября 2016 — в нём оригинальный Фрэнк вернулся окончательно, закрыв эру Фейк-Фрэнка (а вместе с ней и эру коллабораций с другими ютуберами).

После этого ролики стали выходить крайне редко, и половину из вышедших роликов составляли клипы Пинк Гая.

2017 стал последним годом для шоу.

2017. Финал сюжета, закрытие шоу, сольная карьера

В 2017 году карьера Джорджа начала смещаться из шоу в сторону реальной жизни.

После грандиозного успеха «Pink Season» Джордж вплотную начал заниматься тем, чем планировал заниматься изначально — музыкой.

Одна из легенд гласит, что всё Шоу Филти Фрэнка было изначально задумано как трамплин для последующей музыкальной карьеры Джорджа — что, оглядываясь назад, оказалось не лишено смысла. Так ли это или нет, мы уже не узнаем — сам Джордж ныне мало говорит о шоу.

До конца 2017 года шоу ещё не было закончено, хоть и поток загрузок упал до критически низкой отметки. Но после того, как Джордж выстрелил второй раз как музыкант уже за пределами шоу — всем всё стало понятно. Закрытие Шоу Грязного Фрэнка было лишь вопросом времени.

Последним видео на канале TVFilthyFrank стало «FRANCIS OF THE FILTH (OUT NOW)». Это было последнее крупное сюжетное видео, которое обрывалось открытой концовкой. Это же видео было анонсом книги «Francis Of The Filth» — полной энциклопедии Омнивселенной, созданной Миллером. Эта книга дополняла сюжет и вселенную, а заодно закрывала все открытые в ней вопросы.

После этого Джордж сосредоточился на музыке уже под именем Joji.

В октябре 2017 Миллер выпустил свой первый официальный сингл «Will He» и клип на него. Через некоторое время после релиза трек вырвался на первое место в Spotify Global и продержался там больше недели. Чуть позже он официально выпустил свой первый крупный релиз под именем Joji — EP «In Tongues». Это была совершенно другая музыка — нечто между лоу-фай хип-хопом, трип-хопом и соулом. Это была грустная музыка грустного человека, которая ну вот совсем никак не вязалась с многолетней историей Шоу Филти Фрэнка.

Блок spotify недоступен

29 декабря 2017 года Джордж Миллер официально объявил о закрытии шоу. Среди причин закрытия были как уже озвученный ранее вред здоровью, так и желание целиком и полностью сосредоточиться на серьёзной музыке.

Закрытие шоу стало ожидаемым, но всё равно крайне печальным исходом: большинство фанбазы поняло и приняло желание Джорджа расти дальше, но многие отмечали, что Шоу Филти Фрэнка на момент своего закрытия оставалось эдаким «последним оплотом» старого ютуба — свободного от рамок, креативного, безумного и хаотичного.

2018 — наше время. Joji, признание, наследие

После закрытия шоу Джордж целиком и полностью посвятил себя карьере музыканта. В 2018 году вышел его дебютный альбом «BALLADS 1», успех которого был феноменален — Джордж стал независимой R'n'B звездой первой величины с десятками миллионов прослушиваний. Его меланхоличной музыкой восторгались по всему миру.

Блок spotify недоступен

Резкий успех за пределами шоу дал свои неожиданные плоды: в 2020 году новообразовавшиеся поклонники и поклонницы начали узнавать о «тёмном прошлом» Джорджа Миллера в лице Шоу Грязного Фрэнка. Это открытие неудачно вписалось в новую волну BLM — пользователи Твиттера начали обвинять Миллера в расизме и гомофобии, а так же в злоупотреблении словом «nigger» (что особо иронично в свете наличия в Шоу целого ролика на эту тему).

В конечном итоге Миллеру, на тот момент готовившему свой второй альбом, пришлось извиняться за всё это у себя в инстаграме.

Тем не менее, «отменить» Joji не удалось: его новый альбом, «NECTAR», был невероятно успешен — все треки с него в момент релиза дебютировали в топ-100 американского Spotify.

Блок spotify недоступен

Публика же спустя почти десять лет с момента выхода первого эпизода шоу начала обращать внимание на то, что Джордж оказался достаточно талантлив, чтобы дважды оформить себе карьеру мирового уровня — сначала в качестве трэш-ютубера, затем в качестве музыканта.

Мемы и наследие

Миллер оставил очень большой культурный отпечаток на интернете.

Например, Harlem Shake, уже упомянутый ранее, предположительно послужил отправной точкой к появлению Little Big — изначально, за полтора месяца до появления первого клипа Little Big, на ютубе появилось ныне скрытое видео «Harlem Shake - True Russian Style», снятое тогда ещё существовавшей тусовкой «Давай Лайма», в котором можно было углядеть все будущие атрибуты ранних Little Big — нарочитый русский колорит, низкорослых девушек в кокошниках и Ильича в шапке-ушанке.

Помимо Гарлем Шейка, Фрэнк оставил свой отпечаток в мем-пласте интернета: после того, как в сети появилась целая серия роликов с Фрэнком на фоне хромакея, сам Фрэнк стал регулярной частью монтажной сцены. В частности, особо популярным стало видео «it's time to stop», которое в итоге выросло в самостоятельный мем.

Кроме хромакейных роликов, шоу породило несколько мемов с самим Фрэнком и Пинк Гаем (самыми популярными из которых сегодня остаются шаблоны формата «Пинк Гай против Бэйна» и «Пинк Гай против Ника Фьюри»), а так же «Know Your Fucking Place, Trash» — ролик, часто используемый в мемных монтажах на ютубе.

Естественно, шоу не могло закрыться просто так: обязательно должен был найтись хоть кто-то, кто захотел бы сохранить и продолжить его идеи. Таким «продолжателем» стал Эли Марголис, он же TVFilthyFrank2, он же EJM, он же «Отчим», он же Еврейский Фрэнк: в 2019 году он взял на себя смелость подобрать заброшенное шоу и перезапустить его.

Мнения разделились: кто-то посчитал это осквернением памяти лучшего шоу ютуба, а кто-то, наоборот, посчитал это успешным перезапуском, сравнив подобный подход с концепцией «Доктора Кто». (одна суть — разные исполнители).

Сам Миллер никак не отзывался о творчестве Эли, но часть фанбазы приняла перерождение шоу в его версии. В конечном итоге Эли даже удалось добиться такого же повреждения связок, и он зазвучал в точности, как старый Фрэнк.

* * *

Шоу Грязного Фрэнка оставило неизгладимый отпечаток: оно стало своеобразным «финальным аккордом» старого ютуба. Безбашенное и абсолютно безрассудное шоу, создатель которого обрёл свою славу дважды двумя абсолютно разными способами, стало последним символом DIY-культуры и свободы на ютубе, потонувшими под весом коммерциализации и family-friendly ориентированности платформы в последние годы.

Многие считают, что шоу, подобным ему, уже никогда не будет.

Скорее всего, так и есть.

Но всё-таки оно было, и оно было прекрасным.

#лонгриды #юбилеи #ютуб