Интернет
Максим Друковский

Подростки снимают колпачки с автомобилей и хвастаются «уловом» в тиктоке. Региональные СМИ жалуются на новый челлендж

Автолюбители пытаются найти нарушителей сами — ущерб слишком незначительный, чтобы этим занялась полиция.

В конце июня в региональных русскоязычных СМИ стали появляться новости о новом тренде среди подростков: школьники примерно 10-14 лет воруют колпачки с колёс автомобилей, собирают коллекции, продают и обмениваются ими. На вандализм пожаловались жители Казани, Твери, Смоленска, Кирова и других городов.

  • «Новый тренд из TikTok по скручиванию колпачков с машин добрался до Смоленска» — Readovka67
  • «Сомнительные увлечения: новый «челлендж» в TikTok оставляет водителей Тверской области без колпачков от колес» — Афанасий Бизнес
  • «Охота на колпачки: в TikTok раскручивается незаконный челлендж» — Вести.ру
  • «Костромские блогеры начали воровать ради лайков в TikTok» — Kostroma Today
  • «Ради хайпа и денег. В Омске школьники воруют колпачки с авто для коллекции или продажи» — om1.ru

Колпачки скручивают с ниппелей, причём в первую очередь подростки ищут металлические, цветные или брендированные образцы. Некоторые участники челленджа нацелены на количество и снимают даже самые простые — чёрные пластиковые заглушки.

Челлендж зародился и набирает популярность в тиктоке, там подростки делятся сотнями роликов с инструкциями и показывают свои коллекции. Видео с хэштегом #колпачки посмотрели уже 40 миллионов пользователей, похожие теги набрали ещё по несколько миллионов просмотров.

Участники челленджа придумали свои термины, они называют сам процесс «скрутом», найденные за один день или прогулку колпачки — «уловом», а простые пластиковые заглушки — «дефолтом». Аудитория челленджа пересекается с новой волной популярности анонимусов: в некоторые ролики на фон ставят гимн снюсоедов, а в инструкциях рекомендуют скрывать лицо маской Гая Фокса.

Видео-инструкции можно разделить на два типа. В теоретических роликах подростки показывают примеры колпачков, ранжируют по ценности и рассказывают, где их можно сдать. Помимо «Авито» или «Юлы», колпачки и заглушки принимают некоторые шиномонтажки. Практические инструкции объясняют сам процесс: как найти колпачок, правильно скрутить и не попасться на глаза владельцу автомобиля.

Стоимость колпачков невысокая — редкие выставляют на продажу за 100-200 рублей за штуку, часто их продают сразу комплектами. Низкая цена оправдана низкими рисками: ниппели почти всегда вынесены наружу колеса, а постоянно следить за машиной могут не все. Скрутить колпачок во время прогулки не составляет труда для подростков, особенно во время каникул.

Скриншот с Авито

Некоторые участники челленджа призывают к частичной ответственности. Пока одни демонстративно выкидывают накопленные колпачки или возвращают их на колёса, другие предлагают не оставлять ниппели открытыми и менять редкие заглушки на стандартные.

Автомобилисты отмечают, что материальный ущерб от челленджа незначительный. При этом новые заглушки приходится покупать в специализированных или онлайн-магазинах, а это отнимает много времени. С некоторых автомобилей колпачки могут снимать по несколько раз.

Из-за этого люди практически не обращаются в полицию — времени и сил на поиск нарушителей уйдёт больше. Кто-то решает бороться своими силами, устанавливает личность нарушителей по камерам наблюдения и обращается к родителям или в учебные заведения.

Региональные органы сообщают, что заявлений о краже колпачков не поступает, при этом местные власти иногда обращают внимание на челлендж. К примеру, инспекция по делам несовершеннолетних РОВД белорусского города Лида выложили в своей группе «ВКонтакте» пост о вредном увлечении. В нём подросткам напомнили об административной и уголовной ответственности за кражу и мелкое хищение.

Несовершеннолетние пользователи соцсети «ТикТок» придумали новый способ повысить свой рейтинг и свою «крутость». Они передают друг другу эстафету, соревнуются, кто больше скрутит колпачков – ниппелей с колес автомобилей, стоящих на стоянках города.

Инспекция по делам несовершеннолетних города Лида

#tiktok #челленджи #регионы #соцсети