Интернет
Женя Кузьмин

Китайские власти взялись за борьбу с «фанатской культурой» в сети. Некоторых знаменитостей «стирают» из интернета

Вокруг местных айдолов сложились сообщества молодых людей, готовых ради кумиров на всё. Компартия пришла за ними под лозунгом борьбы за «чистый интернет».

Фанаты снимают выступление китайского бойсбэнда Modern Brothers Getty

Что произошло

В конце августа Управление по вопросам киберпространства КНР (Cyberspace Administration of China) опубликовало ряд заявлений, касающихся усиления государственного контроля в интернете. Например, китайские власти предупредили, что будут удалять из соцсетей «очерняющий» экономику» страны контент и регулировать работу алгоритмов рекомендательных систем.

Ещё одной мерой стала борьба с «фанатской онлайн-культурой» — сообществами поклонников музыкантов, актёров и блогеров, а также кумирами пользователей. Китайские власти официально называют это «расчисткой хаоса»: The New York Times связывает давление с тем, что онлайн-слава и стремление к ней «отравляет умы молодежи» и даёт знаменитостям новой волны слишком много влияния.

Управление по вопросам киберпространства представила план из 10 пунктов, по которым будет вестись работа. Среди них:

  • Запрет «рейтингов звёзд» — ограничение возможностей зафиксировать популярность того или иного инфлюенсера. Рейтинговые списки фильмов, песен и телешоу всё ещё разрешены, но в них не должны упоминаться конкретные имена. В уже существующих чартах лайки и комментарии должны влиять на распределение мест меньше, чем профессиональная оценка;
  • Усиление контроля за фан-сообществами — «управляющие компании» (речь идёт о студиях и агентствах, которые работают со знаменитостями, и сами создают фан-клубы) должны контролировать, что происходит в группах поклонников, осуществляя «ежедневный надзор»;
  • Блокировка «нелегальных» фан-сообществ — под ними китайские власти подразумевают неподконтрольные места, где поклонники спорят, обсуждают слухи, собирают деньги и «провоцируют неприятности»;
  • Борьба с «побуждениями к потреблению» — фанатов не должны напрямую просить купить альбом или билет на фильм, накрутить просмотры, отправить донат или вступить в платное «стэн-сообщество»;
  • Ограничение участия несовершеннолетних — они не должны становиться администраторами фан-групп и влиять на составление рейтингов, а участие в группах не должно влиять на их учёбу и отдых;
  • Регулировка донатов — надзор над сбором средств для звёзд и удаление «незаконных» сборов денег.

Фан-культура в Китае — что она из себя представляет

Регулировка началась не просто так: фандом-культура в последние годы переживает огромный бум в Китае. Знаменитости переходят из ранга обычных звёзд в «идолов», а сообщества по их поддержке получили название fanquan — «фанатский круг». Это не просто группы по интересам, а сплочённые организации, порой даже с платным членством, основанные на «поклонении» конкретным актёрам, музыкантам или блогерам.

Фото китайского актёра Хуаня Цзиньюя на Таймс-сквер Getty

Бум этой культуры начался в 2010-х годах и сопоставим с феноменом кей-попа в Южной Корее. Фан-сообщества — часть огромной индустрии, включающей популярные телевизионные «фабрики талантов», рейтинги звёзд в соцсетях и постоянные соревнования, чей айдол популярнее. В какой-то момент обсуждения в фан-сообществах стали одними из самых свободных в китайском интернете.

Как описывают СМИ, китайцы собираются в чатах, форумах и каналах, где обсуждают кумиров и координируют действия. Они голосуют за них в реалити-шоу и рейтингах, накручивают просмотры и прослушивания, покупают сразу по несколько альбомов или билетов, чтобы поднять продажи, а порой даже собирают средства на рекламу и продвижение артиста.

Занимаются этим и подростки: по данным 2020 года, около 8% несовершеннолетних китайцев занимаются активными действиями по повышению популярности кумира. Всего объём рынка фандом-культуры в 2020 году оценили в 100 миллиардов юаней (более 15,5 миллиарда долларов), а к 2022 году она должна вырасти в 1,5 раза.

На онлайн-платформах существуют кузницы «айдолов», где китайцев в реалити-шоу превращают в новых звёзд. Фанаты объединяются вокруг любимчиков, что приводит к ситуациям как с россиянином Владиславом Ивановым (Лелушом), который попал на такой проект и не мог уйти, потому что удерживали с помощью голосования — это превратилось в своеобразную игру.

Фандом-культура сильно отразилась на брендах в Китае. Сотрудничать с тем или иным айдолом — значит привлечь огромную молодую аудиторию. По словам Марка Таннера, управляющего менеджера агентства China Skinny, на онлайн-знаменитостей уходит больше половины бюджета на маркетинг любой компании, которая хочет достичь успеха в Китае.

Это одинокое поколение, которое с детства получило возможность устанавливать общение через соцсети. Если вы бренд, то вы не можете недооценивать фанатов. Они покупают каждый продукт, который одобряют их кумиры, так что всё, что вам нужно — найти правильного амбассадора.

Марк Таннер

Порой такая одержимость всем, к чему имеют отношение айдолы, доходит до крайностей. В мае китайская молочная компания запустила акцию: при покупке пачки молока можно было отсканировать QR-код, который засчитывал голос за любимого исполнителя в шоу Youth with You. В итоге тысячи участников фан-клубов принялись скупать молоко в магазинах, чтобы поддержать кумира. Сам продукт им был не нужен — в сеть попало видео, где молоко сливают в канализацию. Как отмечают в The Guardian, акция возмутила китайские власти, которые продвигают сокращения пищевых отходов.

Кадр из шоу Youth with You

Это не единственная нашумевшая ситуация, связанная с фан-сообществами. The New York Times сообщает, что коммунистическая партия обеспокоилась новостями о «радикальном» поведении — соперничающие группы использовали ботов, распространяли негативные слухи о кумирах и занимались доксингом (сливом личных данных в сеть) активистов. Столкновения фанатов разных айдолов даже стали поводом для судебных исков.

В июле китайская полиция арестовала двух фанаток актёра и певца Ван Ибо: они давно преследовали кумира и даже установили отслеживающее устройство на его автомобиль, чтобы знать о его ежедневных маршрутах. Более того — Ван ранее уже жаловался на навязчивых сталкеров, которые стали заметной частью фан-культуры в Китае.

Китайский вариант «культуры отмены»

Китайские власти взялись за сообщества поклонников ещё с июня, заявив, что их поведение «запятнало чистую экосистему интернета, оказало сильное влияние на физическое и психологическое состояние подростков, а также вызвало сильную оппозицию со стороны общественности». За два месяца Управление по вопросам киберпространства удалило более 150 тысяч «негативных сообщений», а заодно заблокировало свыше 4 аккаунтов, 1,5 тысяч групп и 39 приложений.

27 августа китайская видеоплатформа iQiyi объявила о закрытии всех айдол-шоу, некоторые из которых были крайне популярны и приносили большой доход за счёт платных голосований. Представители сервиса заявили, что готовы «противостоять плохому влиянию и поддерживать чистый и здоровый интернет». Ранее компания отменила финал третьего сезона айдол-шоу Youth with You из-за акции с молоком.

Китайские власти взялись и за самих айдолов. Летом национальное управление по радио- и телевещанию устроило «этический тренинг» десяткам местных знаменитостей. В то же время актрису Чжэн Шуан оштрафовали на 300 миллионов юаней за уход от налогов, а певца Криса Ву задержали по подозрению в изнасиловании несовершеннолетней фанатки.

Крис Ву

В качестве предупреждения некоторых звёзд стали буквально «стирать» из китайского интернета. В августе это произошло с актёром Чжан Чжэханем: его аккаунты в соцсетях удалили, убрали упоминания на сайтах, треки пропали со стриминговых платформ, и, как сообщают СМИ, из фильмов стали вырезать сцены с его участием. Причина — Чжэхань сфотографировался в святилище Ясукуни, где поклоняются душам японских воинов, погибших в разных битвах. Китай неоднократно осуждал посещение этого храма.

В конце августа похожее произошло с одной из самых известных китайских актрис Чжао Вэй. Упоминания о ней исчезли из китайского интернета буквально за одну ночь. Её аккаунт и фан-страницу в Weibo (аналог твиттера) удалили, фильмы и телешоу убрали из библиотек стриминговых сервисов, имя пропало из списков исполнителей ролей.

Пользователи Weibo отметили, что некоторые из известных приятелей актрисы удалили общие фото с ней из соцсетей. При этом у Вэй за 25-летнюю карьеру сложился положительный образ. Такую «отмену» некоторые связывают с тем, что она дружила с Джеком Ма — у основателя Alibaba был конфликт с властями Китая. Либо она попала в чёрный список по иной причине.

По данным СМИ, стриминговым сервисам не сообщили, зачем нужно применять санкции к актрисе — от них просто потребовали удалить все упоминания. Неизвестность привела к слухам о том, что именно случилось с Вэй — она нигде не комментировала произошедшее, как и руководство КНР, и толком не выходила на связь. Она лишь появилась в инстаграме, чтобы опровергнуть новости о переезде во Францию, но затем пост удалили.

CNN отмечает, что китайские власти пошли на такие меры в первую очередь из-за беспокойства по поводу того, насколько лояльны фанаты по отношению к кумирам. Вокруг молодых знаменитостей выстраиваются организации, активисты которые доказали возможность координировать действия и мобилизироваться. Издание добавляет, что после задержания Криса Ву в китайских соцсетях поклонники стали собирать деньги на погашение возможных штрафов, и появились даже предложения «как-то вызволить его из тюрьмы».

Чжао Вей

При этом правительство Китая не намерено полностью истреблять фан-культуру — скорее, получить над ней контроль. Известны случаи, когда госпропаганда поддерживала фан-клубы: например, в 2019 году, когда некоторые группы поклонников виртуально атаковали тех, кто поддерживал независимость Гонконга.

27 августа в главной газете коммунистической партии Китая вышла программная статья, ставшая своеобразным предупреждением: «Если вы хотите продолжать карьеру деятеля искусства, то вы должны придерживаться норм закона и морали. Как только вы переступаете черту, то ваша карьера достигает финиша».

#китай #соцсети #блогеры