{"id":1026,"title":"\u041f\u0440\u043e\u043a\u0430\u0447\u0430\u0439\u0442\u0435 \u043f\u0438\u0449\u0435\u0432\u0443\u044e \u0438\u043d\u0442\u0443\u0438\u0446\u0438\u044e \u0432 \u0442\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0441 \u0448\u0438\u0444\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0438\u0437 \u0435\u0434\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=1026&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/kaleidofood&placeBit=1&hash=9cb013a59ccce4d2e86882e627db11b6482213ed208d150cb78cb4997d731210","isPaidAndBannersEnabled":false}

Жизнь в симуляции: как главная идея «Матрицы» стала одной из любимых конспирологических теорий мира и интернета

Религия матриксизма от фанатов фильма не пережила тест временем. В отличие от вечно популярного вопроса, реален ли мир на самом деле.

Вышедший 9 сентября трейлер «Матрицы: Воскрешение» подогрел интерес к главной франшизе сестёр Вачовски. На стыке тысячелетий она основательно повлияла на кинематограф и индустрию развлечений в целом, задав новые стандарты для графики, режиссуры и идейного наполнения вымышленных историй.

Причём со смыслами в «Матрице» оказалось всё так хорошо, что её идеи живут до сих пор, а сам сюжет анализируют со стороны нейробиологии, христианства, мифологии и многих других течений. Одно из них трилогия породила и сама, а называется оно матриксизм или «путь Избранного».

TJ изучил, как появилась пародийная религия, главные идеи которой закрепились в интернете и культуре в целом.

Оглавление:

Матриксизм — что это и откуда появилось?

Главный герой серии «Матрица» — программист Томас Андерсон, также известный под псевдонимом Нео. Однажды он узнаёт, что мир вокруг него — лишь иллюзия, созданная машинами. В реальности же всё человечество используют роботы в качестве питания для себя. Лишь часть людей, осознавших нереальность «обычного» мира, ведёт борьбу за свободу.

Рабочее место Нео дома

По ходу сюжета оказывается, что Нео — Избранный, если верить пророчеству, освободит человечество от гнёта машин и раскроет ему глаза на правду о мире. При этом суть пророчества и его подлинность остаются под вопросом до самого финала трилогии. В итоге Нео сам должен решить, что реально для него, и какое будущее он хочет для всех людей.

Успех «Матрицы» оказался колоссальным. Каждая часть трилогии окупилась в несколько раз, многие приёмы из фильмов Вачовски впоследствии заимствовали известные режиссёры, а уж количеству отсылок на «Матрицы» в других произведениях и вовсе не счесть. Один только мультсериал «Симпсоны» ссылался на историю Нео как минимум с десяток раз.

Последняя часть «Матрицы» вышла в 2003 году. Уже тогда серия стала сверхпопулярной и к тому же пополнилась игрой Enter the Matrix, аниме-антологией The Animatrix, серией комиксов и официальным скринсейвером для Windows и macOS. При этом с выходом «Матрицы: Революция» высокое мнение о франшизе критиков и зрителей несколько подпортилось, так как финальная часть будто променяла свою же философию на экшен и банальное сражение «добра против зла». Как результат — 47 баллов на сайте Metacritic.

Матриксизм появился уже летом 2004 года. Его создала группа анонимных пользователей на основе сервиса GeoCities от Yahoo. Сервис позволял делать собственные сайты при помощи доступного конструктора.

Главная страница сайта про матриксизм

На официальной странице матриксизма говорилось не только о религиозном течении, но предлагалось дополнительно купить сопутствующие товары (например, томики «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше) и пообщаться с единомышленниками. Также на сайте призвали к распространению идеи матриксизма: в массы предлагалось нести её символ — японский иероглиф со значением «красный», взятый из аниме The Animatrix.

Символ матриксизма

Сейчас сайт уже полноценно не работает, но осталась его архивная копия. Именно благодаря ней можно узнать об основных постулатах матриксизма как вымышленной религии.

От макаронного монстра до Чувака — что вообще за вымышленные религии?

Точное количество религий в мире подсчитать практически невозможно. Согласно исследованию Университета Мичигана, ещё в 2005 году их насчитывалось больше десяти тысяч — и число со временем только растёт. При этом 84% верующего населения планеты относят себя к самым популярным религиям: христианству, исламу, буддизму или индуизму. Отдельно выделяют местные вероисповедания многочисленных поселений и общин.

В оставшиеся 16% входят самые разные религии, причём некоторые из них довольно неординарные. К ним относится пастафарианство — вера в Летающего Макаронного Монстра. Зародилась она как протест физика Бобби Хендерсона против решения ввести штате Канзас (как альтернативу стандартному учению об эволюции) курс «Разумного замысла», который продвигает идею зарождения жизни неким высшим творцом.

Из более безумных примеров — религия «Вселенные люди», совмещающая уфологию и христианство. Из неё пошла теория о разумных ящерах, которые хотят захватить Землю и тайно управляют обществом. А дискордианство ставит во главе всего хаос, что в корне отличает его от остальных религий, стремящихся как-то упорядочить действительность. Связей с сервисом Discord, к слову, тут никаких.

Религии часто адаптируют или вообще создают с нуля для всевозможных художественных произведений. Их настолько много, а влияние их порой столь велико, что профессор социологии и исследователь влияния современной культуры на общество Адам Поссамай в своей книге ввёл термин «гиперреальной религии».

Понятие основано на тезисе, что в современных условиях симуляции и вымыслы невозможно отделить от объективной реальности. Поэтому и вымышленные религии вполне могут быть реальными для определённого пласта людей, разве что берут начало не из мира вещей, а как раз из гиперреальности мыслей и выдумок.

При этом закономерно, что наибольшее влияние приобрели гиперреальные религии, основанные на максимально популярных франшизах. Благодаря «Звёздным войнам» (в особенности — концепции Силы и мидихлориан) появилась религия джедаизм. В её основе лежит общность всего во Вселенной. Джедаизм оказался настолько популярным, что во время одной из переписи вероисповедания в англоязычных странах многие указали его как свою религию.

Ещё один яркий пример — толкиенология, то есть вера в правдивость «Властелина колец» и «Сильмариллиона». А в штате Аризона можно найти настоящую Церковь Ктулху, члены которой верят, что Древние из произведения Говарда Лавкрафта существуют на самом деле. Список можно продолжать очень долго и пополнить его, скажем, боконизмом из романа «Колыбель для кошки», Церковью исцеления из игры Bloodborne и фременами из цикла «Дюна».

Загвоздка в том, что не каждая гиперреальная религия может воплотиться в реальности из-за ограничений, наложенных на неё первоисточником. Те же сектанты из «Дюны» тесно связаны с вымышленном веществом спайс на планете Арракис, а основа постулатов Церкви исцеления лежит в экспериментах с кровью сверхъестественных существ. В обычной жизни всё это попросту невозможно.

Церковь исцеления из Bloodborne

С другой стороны, гиперреальной религией может стать то, что в оригинале религией не было вовсе. Ярчайший пример — дудеизм, основанный на принципах жизни Чувака из фильма «Большой Лебовски». Приверженцы этой религии уверены, что идеалы главного героя зародились ещё во времена первых цивилизаций, а придерживались их известные личности вроде Эпикура и Иисуса Христа.

Получается, что для становления гиперреальной вымышленной религии необходимо опираться в первую очередь на некие умозаключения или взгляды на мир. И матриксизм вполне подходит под такой тезис, ведь пускай он зародился на основе научно-фантастической киберпанк-вселенной, его основные догмы вполне применимы и для объективного мира.

Основные тезисы матриксизма — не просто вера в господство компьютеров

Зная подробности сеттинга «Матрицы», можно легко предположить, что проповедует матриксизм. Якобы это вера в то, что мир вокруг — лишь компьютерная симуляция. На деле всё немного сложнее.

Сами последователи не дают чётких наставлений, вместо этого призывая людей ознакомиться с «Матрицей» и самому сделать все выводы. Это роднит течение с реформацией протестантов в Европе 16 века, во время которой людей призывали по-новому взглянуть на религию, но не навязывали конкретные идеи.

Образ компьютерной симуляции из первоисточника матриксисты (или путисты — от «пути Избранного») воспринимают аллегорически. Об этом прямым текстом говорится в FAQ на сайте религии. Матрица в матриксиме — это метафора устоявшихся норм и правил современного общества.

Религия воплощает в себе гиперреальность, то есть вымыслы в формате телевидения, радио, кино, интернета и прочего, которые влияют на человека ровно так же, как и повседневная действительность. Для лучшего понимания концепции гиперреальности основатели матриксизма советуют прочитать трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция».

Томик «Симулякров и симуляции» в самой «Матрице»

При этом несколько конкретных догм у матриксизма всё-таки есть. Их можно свести к следующим утверждениям:

  • пророчество об Избранном, сулящее апокалипсис, — реально;
  • психоделические наркотики можно использовать в качестве священного таинства;
  • реальность следует воспринимать многоуровневой и субъективной;
  • стоит сохранять верность принципам как минимум одной из мировых религий до прихода Избранного.

Матриксизм не запрещает и даже поощряет причастность последователей к другим мировым религиям. По сути, «путь Избранного» — это лишь дополнение к существующим догмам, что ещё сильнее роднит течение с философией или субкультурой.

Идея пророчества об Избранном плотнее связывает матриксизм и реальные религии. Ближайший аналог — второе пришествие Христа. А вот касательно психоделических наркотиков сложнее. Основоположники «пути Избранного» цепляются за сцену, в которой Морфеус предлагает Нео выбрать таблетку. В первоначальном варианте сценария Нео сравнивал красную таблетку с мескалином — сильном психоделиком, вызывающим галлюцинации и искажение мыслительных процессов.

Чтят психотропные вещества в матриксизме настолько, что один из официальных праздников религии — 19 апреля, в этот день в 1943 году химик Альберт Хофман первым в истории специально попробовал ЛСД. Ещё один праздник попадает на 22 ноября и называется «День памяти и рефлексии», а связан он годовщиной смертью Джона Кеннеди.

Существуют в матриксизме и несколько правил, которые должны соблюдать все последователи:

  • фотографии людей нельзя использовать для рекламы и маркетинга любого рода;
  • порнография приравнивается к проституции и полностью запрещена;
  • любые формы распространения цифрового контента одобряются;
  • однополые браки разрешены, но пары с двумя мужчинами не могут воспитывать детей;
  • разрешаются всего пять форм брака: между мужчиной и женщиной, между мужчиной и двумя женщинами, между двумя мужчинами и женщиной, между двумя мужчинами, между двумя женщинами;
  • все профессиональные спортивные соревнования отменены.

Истоки матриксизма в философии и религии

Сами основатели матриксизма утверждают, что религия основана не только на серии «Матрица» и мировоззрении сестёр Вачовски. К «основателям» течения также приписывают Олдоса Хаксли («О дивный новый мир»), Клайва Стейплза Льюиса («Хроники Нарнии») и Абдул-Баху, которые «опирались на плечи гигантов» вроде Иисуса Христа и Будды. Создатели сайта матриксизма при этом предпочли остаться анонимными.

Абдул-Баха

Тут стоит отдельно выделить Абдул-Баху. Это религиозный деятель, который в своей книге «Провозглашение всеобщего мира», выпущенной в 1912 году, несколько раз использовал слово «матрица». Также Абдул-Баха упоминал выражение «в начале жизни, человек был лишь эмбрионом в мире матрицы». При этом никаких дополнительных пояснений автор не дал, но и столь размытых фраз хватило, чтобы связать его работы с матриксизмом.

Матриксизм вдохновлён трилогией «Матрицы», бахаизмом и психоделическими учениями. Также у его последователей растёт вера в интернет. Объединения, смешивающие религии и массовую культуру, были и раньше – например, в 60-х существовала «Церковь Целого Мира», основанная на научно-фантастических книгах, а церковь Сатаны на метафорическом уровне использует материал Говарда Лавкрафта для некоторых своих ритуалов.

Адам Поссамай
профессор социологии и заместитель декана Школы социальных наук и психологии в Университете Западного Сиднея

Люди ещё с зарождения цивилизации задавались вопросом, реален ли мир вокруг нас. В мировоззрении ацтеков считалось, что реальность — всего лишь книга или картина божества Теотля. В индийский вероисповеданиях существует понятие майя — особой силы или энергии, скрывающей настоящую сущность вещей. А в даосской книге «Чжуанцзы», написанной в третьем веке до нашей эры, притча «Сон о бабочке» касается вопроса ирреальности жизни.

Более основательно вопрос симуляции реальности пытались обдумать философы Древней Греции, в особенности — Платон. Его миф о пещере предполагает, что человек видит не настоящую природу вещей, а лишь их «тени». И требуются огромные усилия, чтобы наконец-то сорвать «оковы», выйти из «пещеры» и наконец-то познать настоящую природу мира.

Но увиденное человек может и отвергнуть, вернувшись к комфорту «теней». Именно так в первой «Матрице поступил Сайфер, который предал людей и вступил в сделку с машинами ради беззаботной жизни внутри симуляции.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше.

Платон
философ

Отдельно философ выдвинул теорию форм, согласно которой обычный мир вещей — это нечто нереальное, а истина заключается только в мире идей. Именно Идеи или Формы (Платон выделил их в отдельные сущности, потому в данном случае это имена собственные) образуют Вселенную, а предметы вокруг нас — лишь имитации.

На «Матрицу» и матриксизм также сильно повлияла философия Иммануила Канта, в частности — труд «Критика чистого разума». Его основная мысль заключается в предположении, что существует некий мир настоящих вещей, которые невозможно познать через опыт и чувства. А привычная реальность формируется лишь благодаря нашим же мыслям.

В первом издании «Критики чистого разума» даже считывались идеи фантастического идеализма, которые сводятся к существованию условного мира-симуляции, созданного буквально из ничего. И даже мысли и чувства могут быть лишь частью этой симуляции.

Хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из этого опыта.

Иммануил Кант
философ

Отдельно Кант выделял мысль, что для понимания истины человек должен сам её преследовать, совершить сознательный выбор и усомниться в реальности. Это требует огромных усилий, потому на подобное пойдёт не каждый.

Так же и в «Матрице» многие люди просто смирились со своей участью, не желая и думать, что находится за пределами мира-симуляции. Матриксизм в этом плане взывает к идеям Канта и побуждает выйти за границы привычной действительности — при помощи психотропных веществ или просто путём активных размышлений.

Ещё один источник вдохновения — работа философа и учёного Рене Декарта «Размышления о первой философии». Первая же глава трактата посвящена мыслительному эксперименту, в котором Декарт предполагает, что вся реальность вокруг нас и даже мы сами — лишь иллюзия, созданная неким Злым демоном.

У меня может не быть ни рук, ни глаз, ни плоти, ни крови, ни чувств, но я ложно верю, что у меня есть всё это.

Рене Декарт
философ

В «Матрице» Злой демон — это машины, которые заточили людей в искусственной реальности. В матриксизме же — сама привычная реальность с её нормами и шаблонами. Учитывая, что Злой демон — всё-таки абстрактная концепция, а не конкретный персонаж, то догмы «пути Избранного» в целом довольно чётко следуют этой идее Декарта.

Из концепции Злого демона зародился ещё один вид мыслительных экспериментов, непосредственно связанных с симуляцией реальности. Он получил название «мозг в колбе». Его придумал американский логик и философ Хилари Уайтхолл Патнэм, представив более научную версию эксперимента Декарта.

Основа заключается в следующем: весь наш мир можно теоретически описать лишь последовательностью электрических сигналов, передаваемых в мозг. И если их правильно подобрать, то у человека исчезнет возможность понять, живёт ли он на самом деле или давно стал всего лишь «мозгом в колбе». Идея «мозга в колбе» оказалась достаточно популярной, а в поп-культуре на неё ссылаются регулярно.

Если подойти к матриксизму со стороны религии, то ближайшим аналогом окажется христианство. На него опирались и сёстры Вачовски при создании оригинальной «Матрицы». Образ Нео часто связывают с Иисусом, Тринити получила своё имя от Святой Троицы, а сама концепция Избранного, призванного спасти мир, берёт своё начало в вере людей в высшее провидение и спасение.

Однако сама «Матрица» затрагивает также темы, связанные с индуизмом, буддизмом гностицизмом и иудаизмом. Вероятно, именно поэтому последователи матриксизма одобряет все основные религии — ведь так же к ним относились Вачовски в первоисточнике.

Увядание и перерождение матриксизма после «Матрицы»

Как самостоятельное течение матриксизм просуществовал относительно недолго. «Путь Избранного» в принципе зародился уже после пика ажиотажа вокруг «Матрицы». Пускай в 2005 году ещё вышли две новые видеоигры (The Matrix: Path of Neo и The Matrix Online), особой народной любви они не снискали. Так что сама основа матриксизма на момент появления течения начала увядать.

The Matrix: Path of Neo

Активной деятельностью последователи «пути Избранного» тоже не отличились. Пускай можно найти фотографии с символом матриксизма из разных стран, но дальше этого дело особо не пошло. Призывы распространять идеи религии через имиджборды, форумы, библиотеки и книжные магазины не помогли.

Как заявляют анонимные основатели матриксизма, на пике у течения насчитывалось 2000 последователей. География религии распространилась от Австралии до США, но в целом сосредоточилась в англоязычных странах. Но чем меньше вспоминали «Матрицу» в интернете, тем реже проявляли себя и матриксисты.

Смертью течения считается 2008 год, а в 2009-м прекратилась поддержка сервиса GeoCities, на котором и хостили сайт матриксизма. При этом с появлением новостей о «Матрице: Возрождение» некоторые издания начали пытаться раскопать что-то про «путь Избранного». Но все сайты, связанные с религией, давно находятся в архивах или вообще недоступны.

Одним из самых последних пристанищ матриксизма оказалась группа в Фейсбуке под названием Matrixism. Она была активна в 2017 году, а посты в ней в вольной форме передавали идеалы «пути Избранного». Впрочем, в группе явно слишком буквально относились к концепции Матрицы как симуляции реальности.

Представители всех религий уверяют, что у них есть особый доступ к высшей истине. Но на деле истина — это иллюзия, поддерживаемая Матрицей.

Пример поста из группы Matrixism

Группа привлекла чуть больше 600 человек. Её основатель — Сафат Хуссейн из города Дакка, столицы Бангладеша. Он пригласил в группу много своих друзей, но честно признался в разговоре с TJ, что матриксизм для него — по большей части шутка.

Честно говоря, я создал эту страницу в качестве шутки. Я подозревал, что мы живём в матрице, но не имел серьёзного желания превращать это в религию. Я не знал, что уже существует полноценное движение, когда делал страницу. При продумывании концепции моей основной проблемой стало то, что для превращения её в религию не хватало ритуала, который у меня не получалось придумать.

Сафат Хусейн
создатель сообщества о матриксизме в Facebook

Так что по состоянию на 2021 год матриксизм можно считать мёртвым. Возможно, премьера «Матрицы: Возрождение» подогреет интерес к течению у обывателей, но сейчас с ним всё глухо.

Впрочем, пускай «путь Избранного» исчез, его идеи видоизменились и вполне хорошо сейчас себя чувствуют. Всё дело в активном распространении интернета и общем техническом прогрессе за последние 20 лет. Теперь в кармане у каждого есть смартфон, который буквально может накладывать симуляцию на реальность при помощи AR-технологий, а само словосочетание «войти в сеть» начало звучать несколько странно, ведь в сети мы почти постоянно.

Сама идея компьютерных симуляций и «мозгов в банке» стала одним из распространённых тропов в поп-культуре. Тема симуляций и гиперреальностей обыгрывается в играх (SOMA, Observer, Cyberpunk 2077), фильмах («Первому игроку приготовиться», «Исходный код»), сериалах («Доктор Кто», «Чёрное зеркало») и даже в более необычных форматах вроде мюзикла Бо Бермена «Дома».

Изменилось и отношение к самой концепции симуляций. Пускай их всё ещё регулярно выставляют как нечто потенциально опасное, компьютерные миры в поп-культуре также представляют методом общения, средством развлечения, рабочим инструментом и просто утешением для самых разных людей.

Скриншот Observer

Так реален ли мир вокруг нас?

Матриксизм — это в некоторой степени пародийная религия, которая к тому же не прошла проверку времени в своей первозданной форме. А вот споры о том, живём ли мы в реальном мире или симуляции, довольно активно протекают последние несколько десятилетий. И однозначных выводов в них нет.

Гипотеза симуляции заключается в том, что вся Вселенная может являться лишь результатом работы компьютерной программы или симуляцией другого вида. Её популяризатором считается шведский философ и трансгуманист Ник Бустрём. Свои основные тезисы он изложил в работе «Живёте ли вы в компьютерной симуляции?», которую свёл к трём утверждениям, как минимум одно из которых должно быть правдой:

  • вероятность развития человечества до постчеловеческой фазы (то есть до уровня технологий, когда мы сможем самостоятельно создавать симуляции реальностей) крайне мала;
  • постчеловеческие цивилизации с крайне низкой вероятностью будут создавать симуляции своей эволюционной истории;
  • вероятность, что все люди живут в симуляции, стремится к 100%.

В тёмном лесу нашего нынешнего невежества, все три варианта можно воспринимать с одинаковой вероятностью. И если мы сейчас не живём в симуляции, наши потомки никогда не создадут свою.

Ник Бустрём
философ

Бустрём также побывал на подкасте Джо Рогана, в котором рассказал о своих идеях чуть больше. По его словам, идея «мозга в колбе» — слишком идеализированная, ведь и наш мозг может быть лишь симуляцией.

Идеи Бустрёма поддержали и некоторые другие учёные. Профессор экономики и социальных наук Робин Хансон в начале «нулевых» опубликовал научную статью «Как жить в симуляции», в которой нереальность нашего мира взял практически за данностью. В самом тексте акцент делался на советах для тех, кто осознал своё существование в симуляции, но пока не может с ним смириться.

Некоторыми «людьми» в симуляции толпы могут управлять очень простые программы, которые заставляют покачиваться и бормотать «горошек и морковь», как это делают актёры массовки в кино. Если предположить, что вы не так сильно заботитесь об этих фальшивых смоделированных людях, то, при прочих равных, вы не должны слишком сильно переживать, как ваши действия влияют на остальной мир.

Робин Хансон

профессор экономики и социальных наук

Профессор философии Барри Дайтон подошёл к вопросу симуляции с этической стороны. В работе «Потеря невинности. Симуляционные сценарии: перспективы и следствия» он вывел несколько требований и условий к создателям симуляций. К примеру, реальную жизнь Дайтон провозгласил безоговорочно разнообразнее симуляций, а сами симуляции вообще следует запретить, чтобы у цивилизаций была гарантия, что они уже не живут в одной из них.

Илон Маск тоже однажды высказался в поддержку гипотезы симуляции на подкасте у Джо Рогана. Он сравнил её с развитием видеоигр, которые однажды должны стать настолько реалистичными, что их будет невозможно отличить от настоящего мира. Для самого Маска существует всего «шанс один на миллиард», что человечество, при опредёленных условиях, не живёт в симуляции.

Касательно мира-симуляции высказался также астрофизики и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон. К гипотезе он относится неоднозначно.

Я хотел бы найти весомый аргумент против теории симуляции, но у меня никак не получается.

Нил Деграсс Тайсон
астрофизик

Одно из основных противоречий в гипотезе симуляции Тайсон нашёл в следующем: все гипотетические моделируемые вселенные с высокой точностью воспроизведения способны создавать точно такие же вселенные. И поскольку сейчас этого не наблюдается, то либо мы всё ещё в реальном мире, либо в самом конце долгой цепочки симуляций, когда новое воссоздание перестало быть возможным. Последний вариант к тому же сулит довольно печальные перспективы для человечества.

У гипотезы симуляции огромное количество критиков в научном сообществе. Многие указывают на логические ошибки в работах Бустрёма, Хансона и Дайтона вроде ссылок на свои же аргументы, которые образуют «логический круг», и нарушение причинно-следственных связей. Так что в отдельные научные исследования вопрос симуляции почти никогда не перерастает.

Попытки найти серьёзные доказательства всё-таки предпринимали. В 2012 году группа учёных из США и Германии подошла к вопросу симуляции со стороны физики. Они планировали доказать, что структура пространства симуляции в разы проще, чем у реальности, а сам мир-симуляция ограничен сеткой с определённым шагом. Оказалось, что для моделирования кубического метра материи по всем законам физики понадобится около 140 лет.

Иными словами, текущий уровень развития технологий пока не позволяет всерьёз заняться изучением гипотезы симуляции. Так что вопросы о её подлинности остаются открытыми.

Мемы про «сбои в Матрице»

Философия «Матрицы» сводится к крайне сложным понятиям, для полного понимания которых нужно быть подкованным в ряде наук. Но идеи, лежащие внутри трилогии Вачовски, подарили интернету не только поводы для дискуссий, но и как минимум один популярный мем.

Речь о «сбоях в Матрице», то есть необъяснимых обстоятельствах, которые больше похожи на баги видеоигр или сбои в компьютерной программе. Это могут быть совершенно одинаковые люди рядом, необычные формы предметов и на удивление удачное совпадение событий.

А иногда «сбои в Матрице» бывают ещё и довольно жуткими.

Сама фраза «сбой в Матрице» больше всего популярна в рунете. И популяризировала её как раз трилогия, которую многие до сих пор помнят и любят. Не меньшей популярностью пользуются и русскоязычные видео, авторы которых разбирают теории о жизни в симуляциях — они порой набирают до 12 миллионов просмотров на YouTube.

Четвёртая часть «Матрицы», судя по показанным в трейлере кадрам, отойдёт от непосредственной войны людей и машин ради возвращения к теме симуляции реальности и поисков настоящего среди вымысла. Именно за подобные неоднозначные вопросы в своё время полюбили первую часть «Матрицы».

Вполне вероятно, что декабрьская премьера фильма подстегнёт новые витки рассуждений о философии в главном творении сестёр Вачовски и истинных смысла пути Нео. А заодно вновь заставит усомниться, реален ли мир вокруг, чем возродит если не сам матриксизм, то как минимум его первоначальные догмы.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

0
26 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Маленький бокал

В реальности же всё человечество используют роботы в качестве питания для себя. Лишь часть людей, осознавших нереальность «обычного» мира, ведёт борьбу за свободу.
Периодически задумываюсь, почему в "Матрице" машины решили сделать скучную MMORPG - с серыми буднями, мировыми проблемами и возможностью онлайн-кооперации, а не выдали каждому по личной сингл-плеер утопии с ботами. Мне кажется, что в такой ситуации вероятность успеха любого сопротивления была бы околонулевой.

Ответить
5
Развернуть ветку
Андрей Бугаев

Первая версия матрицы и была, буквально, раем. Но машины не смогли всё правильно запрограммировать, так как они не понимали концепт абсолютного счастья. Потом была версия с кошмарами. Призраки во втором фильме - это оставшиеся программы из 2 версии матрицы. Но тоже отказались. А потом решили воссоздать "пик человечества".

Ответить
4
Развернуть ветку
Маленький бокал

машины не смогли всё правильно запрограммировать, так как они не понимали концепт абсолютного счастья.
Так и знал, что айтишники виноваты

Ответить
4
Развернуть ветку
Андрей Бугаев

Это я от себя добавил. В оригинале: 
Some believed that we lacked the programming language to describe your "perfect world". But I believe that, as a species, human beings define their reality through misery and suffering

Ответить
2
Развернуть ветку
Маленький бокал

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
6
Развернуть ветку
Глеб Ворончихин

симуляция это или нет, что изменится если мы узнаем наверняка? практическое применение например будет?

Ответить
5
Развернуть ветку
Артем Горбов

Если мы в симуляции, то значит, всё программируемо и это, в теории, можно взломать. Заменить законы физики или терраформировать целые континенты.

Ответить
3
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов

что изменится, если мы узнаем наверняка?

Изменится осознание содержания, смысла и цели жизни.

практическое применение, например, будет?

Да, появятся новые психотерапевтические методики и техники.

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Так много букв. Можно было просто сказать, что Матрица иносказательно описывает суть Буддизма.

Ответить
2
Развернуть ветку
Selfish Ledger

Религия и мифов вообще. Чистый тысячеликий герой, попадание в другой мир, ментор, баба, изменение и осознание себя, весь набор. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

Звучит как рандомный рассказ про пападанцев

Ответить
1
Развернуть ветку
Selfish Ledger

Пропп и Кемпбелл. Все истории это мономиф и он будет существовать столько сколько человечество потому что у нас такое восприятие.

Ответить
0
Развернуть ветку
Павел Морозов

За фильмом стоит сложная философия Жака Бодрияра, описывающая симулякры и «общество потребления». постмодернистский дискурс.

Ответить
0
Развернуть ветку
Дима Орлов

И науки

Ответить
0
Развернуть ветку
EugeneT

Что конечно же не так.

Ответить
0
Развернуть ветку
Nikolay Churin

Мы живем в симуляции. Главный разраб — Бог. Ну и какие тут еще вопросы, аметисты?

Ответить
2
Развернуть ветку
Маленький бокал

Вероятность того, что мы живем всего лишь в симуляции далеко не на ноль

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Симуляции оргазма

Ответить
3
Развернуть ветку
Маленький бокал

Сообщение удалено

Ответить
1
Развернуть ветку
цорiк

Если бы в симуляции, почему все не сделать нормальную жизнь, а не хард мод без сохранений (уровень сложности - Россия)

Ответить
1
Развернуть ветку
Nik S

А смысл что-то менять? Это лишь эксперимент, наверное один из множества… 

Ответить
0
Развернуть ветку
Артур Логвинов

постчеловеческие цивилизации с крайне низкой вероятностью будут создавать симуляции

Именно поэтому есть такие игры как цивилизация, да и компьютерные игры в целом. Эксперты хуевы

Ответить
0
Развернуть ветку
EugeneT

Глупыш, ты не понял суть сказанного! То что ты процитировал - не является непременно верным утверждением

Ответить
0
Развернуть ветку
Артур Логвинов

Прикинь, как и вся статья. Что угодно не является верным утверждением, истина субъективна

Ответить
0
Развернуть ветку
EugeneT

Друг, перед тем как называть кого-то "эксперт хуев" - попробуй вдуматься в смысл написаного. Иначе ты сам глуповато выглядишь.

И ответ твой - снова, увы, невпопад.

Скажи, как ты понимаешь смысл трилеммы Ника Бустрёма, которую столь опрометчиво взялся комментировать?

Ответить
2
Развернуть ветку
Павел Мамонов

Скорее всего опровергнуть утверждение, что мы живем в симуляции невозможно. Значит эта теория не проходит критерий Поппера и не является научной. Нет разницы - в реальности мы живем или в симуляции.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 26 комментариев
null