Интернет
Даша Лейзаренко

Утерянное искусство граффити во «ВКонтакте»: за что любили рисунки на «стенах» и почему функцию давно забыли

С помощью встроенного редактора рисовали и примитивные сердечки друзьям, и гиперреалистичные картины в тематических группах. TJ пообщался с авторами граффити, чтобы вспомнить, как это было.

В конце 2000-х и начале 2010-х на «стенах» во «ВКонтакте» часто общались с помощью граффити — функции, которая позволяла нарисовать картинку в примитивном редакторе. С помощью граффити пользователи перекидывались короткими сообщениями, признавались в любви или рисовали каракули, поскольку других способов опубликовать картинку на чужой «стенке» тогда не было.

Несмотря на существование более продвинутых графических редакторов, вокруг простой функции сформировалось целое сообщество художников, которые создавали с помощью одной кисти и ограниченной палитры фотореалистичные картины. Некоторым увлечение граффити даже помогло реализоваться в жизни.

Однако из-за отказа от «стены» и перехода на микроблог, багов и отсутствия поддержки художников функции граффити практически перестали использовать. В честь 15-летия «ВКонтакте» TJ изучил, как граффити стало одной из самых популярных функций соцсети, но потеряло свою актуальность из-за эволюции способов общения.

Как и зачем появился редактор граффити

«ВКонтакте» запустил сервис граффити 20 сентября 2007 года — это стало одной из первых мультимедийных функций только зарождавшейся соцсети. На «стенах» пока нельзя было оставлять картинки, мемы и открытки, поэтому пользователи рисовали их самостоятельно.

По словам старшего дизайнера «ВКонтакте» Лизы Корчагиной, добавить функцию граффити предложил Павел Дуров: «Идея была в том, чтобы сделать весёлую фичу за один день, чтобы людям было интересно вешать друг другу на стену собственноручные рисунки».

Редактор граффити всегда был и остаётся примитивным — настроить можно только толщину и прозрачность единственной кисти. Палитра тоже ограниченная: она позволяет выбрать один из 216 цветов, а не любой в цветовом миксере, например, как в Photoshop.

«Простота редактора была его важной фишкой, чтобы можно было с первых секунд понять, что где лежит и как работает. Сложные инструменты требуют обучения пользователя, а так — зашёл, нацарапал и готово», — отмечает Корчагина.

Так выглядел редактор в 2010 году 

В конце нулевых в соцсети стали активно использовать редактор граффити, чтобы оставлять послания и рисунки на стене. Функция пригодилась и для коротких переписок, и для незамысловатых набросков, и для открыток для поздравлений с праздниками, и для признаний в любви.

Золотая эпоха художников граффити

Вскоре граффити стало инструментом не только для быстрых «каракуль», но и для создания детализированных рисунков и полноценных картин. Как отмечает художник Duran, примитивный редактор бросал пользователям вызов: насколько близко к фотореалистичности можно приблизиться, используя только одну кисть и ограниченную палитру.

«В фотошопе рисовал каждый второй, а это было что-то новое. Добиться двумя инструментами такого качества, что от фото не отличить, в этом и был стимул, и интерес», — соглашается с Duran бармен Денис Никитин, который увлекался граффити в начале 2010-х.

Денис Никитин

Денис Никитин

Денис Никитин

Денис Никитин

Денис Никитин

Многие художники начали увлекаться граффити, потому что сначала рисовали картинки на «стенках» друзей, а потом заметили, что появились сообщества, где пользователи делились своими картинами, созданными в редакторе «ВКонтакте». «Тоже захотелось попробовать нарисовать что-то непримитивное», — отмечает пользовательница соцсети Татьяна Ластовенко, которая увлекалась граффити.

Для художницы Кристины Шушаковой «граффити сначала было просто баловством, чтобы порадовать друзей», но позже она попала в сообщество художников: «Мне повстречались мастера граффити, которые делали потрясающие вещи. Захотелось также. Была большая мотивация благодаря большой аудитории. Тогда графическое искусство среди обывателей не совсем понято было, художники рисовали в Photoshop, а зритель не вникал, что это создано на компьютере. Наверное, граффити некоторым открывали глаза на графическое искусство».

Из-за примитивности редактора художники сталкивались с огромным количеством проблем, которые отсутствуют в «полноценных» графических сервисах. «Картины стоили больших усилий. Чтобы сделать нужный цвет, приходилось долго набирать гамму другими оттенками. Ползунок кисти трудно регулировать, чтобы выбрать нужный размер. Самая маленькая кисть недостаточно маленькая для детализаций. Граффити открывались только на размер экрана — их можно было только незначительно увеличивать», — отмечает Кристина.

Помимо ограничений редактора, художники также вспоминают частые баги. По словам Duran, «граффити всегда было капризным»: «После какого-то числа полупрозрачных слоев образовывались битые пиксели, отмена действия могла стереть весь прогресс». После того, как Duran потерял несколько работ, он перешёл в Photoshop и больше не пытался использовать редактор.

Кроме того, на сложные граффити уходило от четырёх до 20 часов работы в зависимости от количества деталей и инструмента — мыши или графического планшета. Создавать настолько сложные работы в стандартном редакторе уже становилось практически невозможно (приходилось не обновлять страницу и не выключать компьютер), поэтому художники перешли на встроенное в соцсеть приложение «Живое граффити» из раздела игр, которое позволяло сохранять черновики и возвращаться к ним позже. В приложении также можно было записать весь процесс рисования, ускорить его и наложить музыку — такими роликами стали делиться на своих страницах и в тематических сообществах.

В итоге вокруг «Живого граффити» и образовалось крупное сообщество, где художники делились своими работами, принимали заказы на граффити или участвовали в конкурсах. В альбомах группы за шесть лет набралось более 100 тысяч граффити — любой пользователь мог загрузить свои работы в общие альбомы, а некоторым художникам разрешали создавать именные.

Настя Мясникова

Настя Мясникова

Настя Мясникова

Настя Мясникова

«Разработчики и художники граффити даже объединились в ещё одно сообщество, чтобы подсказывать, как сделать приложение удобнее для рисования и сообщать о всяких багах», — подчёркивает пользовательница соцсети Настя Мясникова, которая увлекалась граффити.

Это хобби объединило очень много художников из России и стран ближнего зарубежья. С некоторыми общаемся до сих пор. Никогда не встречались по причине больших расстояний, но храним дружбу и тёплые воспоминания о совместных онлайн-вечерах, когда энтузиасты проводили конкурсы, и мы все за определённое время рисовали картинки на заданную тему. У каждого рисующего человека своё видение, свой стиль, сюжет, образ, штрих. Потом зрители голосовали и выбирали лучшие.

Иногда мы рисовали одну большую картину совместно. Каждому выпадал свой кусочек с сюжетом, который надо было изобразить, а потом из кусочков склеивали одно большое полотно. Ещё мы рисовали друг друга, были конкурсы, где один нудожник рисовал другого, другой третьего. Так оттачивали мастерство рисования портретов.

Настя Мясникова

Начало конца

Тем временем обычные юзеры переставали пользоваться граффити для рисования «каракулей». В 2010 году, после того, как убрали «стену», а всех перевели на микроблог, во «ВКонтакте» появилась возможность прикреплять к постам медиафайлы. Это избавило многих от необходимости рисовать что-либо самому — можно было просто добавить мем, картинку или скачанную из многочисленных приложений открытку.

К тому же, поскольку в микроблогах пользователям предлагали вести собственный блог, «стена» потеряла атмосферу пространства, где можно начать общение с человеком, просто написав «Привет» или оставив граффити со смайликом. Переписки и каракули на «стенках» выместили репосты, а пользователи перенесли общение в личные сообщения. С этим соглашается и старший дизайнер «ВКонтакте»: «Форматы эволюционировали, появлялись новые. Сейчас с телефона удобнее и быстрее отправлять стикеры, эмодзи, только что сделанную фотографию или историю».

При этом сообщество «Живого граффити» продержалось до 2016 года. После этого приложение перестало поддерживаться — его разработчики основали новую компанию и закрыли проект. По словам художников, с которыми пообщался TJ, многие забросили своё увлечение именно из-за этого. Например, Настя рисовала в нём до последнего дня существования, а Денис полагает, что до сих пор бы рисовал, если бы оно работало. «Столько ещё рисунков было сохранено и не дорисовано», — отмечает он.

Не только закрытие «Живого граффити», но и общий упадок функции тоже сказался на сообществе художников. «Профильные группы по граффити пустели, популярные мастера всё меньше участвовали в жизни групп, так они и сошли на нет. Приток новых ребят, кого это могло заинтересовать, тоже закончился. У художников не стало аудитории, поэтому я в том числе перестала рисовать граффити», — отметила Кристина.

Окончательная смерть граффити

В 2016 году от функции граффити временно отказались, а позже перезапустили — добавили возможность создавать вложение в мессенджере. При этом в микроблоге функцию граффити «задвинули» подальше — чтобы её найти, нужно нажать на выпадающее меню «ещё», тогда на «стене» редактор был основным видом вложения наряду с текстом и аудиофайлом.

По словам старшего дизайнера «ВКонтакте», обновлять редактор больше не собираются, а окончательно не избавляются от функции из сентиментальных побуждений: «Граффити уже не просто в разряде популярных фич, а в разряде культовых».

Сейчас граффити — это достояние эпохи, когда был совсем другой контекст. Но убирать такую легендарную фичу не хочется. Вдруг кому-то однажды захочется поперекидываться со своим другом граффити на стене, как в старые-добрые.

Лиза Корчагина

Duran считает, что функцию лучше убрать — настолько, по его мнению, она плохо работает: «Сейчас создать сложное граффити практически невозможно, оно или не сохранится, или порушится в процессе, уничтожив часы работы. Только что протестировал: из трёх граффити два стерлись в процессе рисования, третье отправилось на стену в виде белого прямоугольника. Правильнее было бы давно уже убрать граффити из интерфейса, чтобы люди не тратили свое время впустую».

Но искусство граффити не утеряно зря — некоторым художникам оно помогло поступить в вуз или даже реализоваться в жизни. «Рисовать я начала раньше, чем заинтересовалась граффити, но сообщество художников мне очень помогло развиться в творческой сфере. У меня было огромное количество практики, мотивации и одновременно критики, которая помогла в тот момент поступить в творческий вуз без проблем с большим преимуществом. Рисую до сих пор, но намного реже. Работаю архитектором и при удачных обстоятельствах всегда стараюсь применить художественные навыки», — рассказала Кристина.

«Во времена творчества в „Живом Граффити“ я училась на переводчика трёх иностранных языков. Но рисуя, я поняла, что не могу жить без творчества. Плюс этот навык рос, и люди ценили его, многие готовы были покупать такие картины на заказ. Впоследствии я получила второе высшее образование в Британской высшей школе дизайна по специальности „Графический дизайн“, и сейчас работаю дизайнером. Чувствую себя счастливым человеком, потому что моё хобби стало моей творческой работой», — отмечает Настя. Многие отмечают, что увлечение граффити не помогло стать им художником, но оно, как минимум, натренировало терпение и кропотливость.

Повлияли граффити не только на отдельных художников, но и отчасти на интернет-культуру в целом. На стене Павла Дурова всё ещё можно найти граффити с собакой — рисунок, изначально сделанный к благотворительному аукциону, на годы стал неформальным маскотом «ВКонтакте». А уже в эпоху блокировок Telegram этот же пёс, но уже в капюшоне, превратился в символ цифрового сопротивления.

Впервые за кучу лет попыталась нарисовать граффити,

Даша Лейзаренко

TJ

#соцсети #вконтакте #вк15лет #граффити