Интернет
Максим Друковский

Сотни аккаунтов и миллионы просмотров: в Китае появились полицейские-блогеры для рекламы государственного приложения

После провального запуска сервиса для защиты от мошенников и новостей о принуждении к его установке власти решили «мягко» восстановить репутацию. Теперь приложение конкурирует с главными соцсетями.

В конце марта Министерство общественной безопасности Китая запустило мобильное приложение «Центр по борьбе с мошенничеством». Оно призвано защитить пользователей от злоумышленников, использующих телефонные звонки или онлайн-сервисы.

В функции «Центра» входят, например, проверка входящих вызовов по общей базе телефонных номеров или возможность запросить у любого собеседника подтверждение личности по системе распознавания лиц. Для использования приложения необходимо зарегистрироваться с указанием личных данных.

Интерфейс приложения AppStore

Однако пользователи остались недовольны работой приложения, и не только из-за открытого сбора и обработки данных. В сентябре журналисты Financial Times выяснили, что через сервис устанавливали личность граждан, которые читали зарубежные СМИ.

Кроме того, появились сообщения о принудительной установке приложения: его якобы заставляли скачивать сотрудники школ или полицейские прямо на улице. Из-за этого и частых сообщениях о ложных уведомлениях уже в апреле рейтинг сервиса в AppStore упал до полутора звёзд.

Тогда власти решили реабилитироваться и повысить рейтинг приложения. Для этого сервис начали активно продвигать в Douyin, китайской версии тиктока. Rest of World обнаружил больше сотни подтверждённых аккаунтов, которые ведут офицеры полиции: чаще всего они записывают юмористические ролики, рассказывая об интернет-мошенниках и рекламируя государственный сервис.

Самым популярным из таких «блогеров-полицейских» стал Гопин Чэнь — офицер из города Циньхуандао. В отличие от коллег, которые записывают короткие ролики и скетчи, основной контент Чэня составляют стримы: он проводит трансляции по несколько часов подряд и часто устраивает коллаборации со звёздами платформы.

Чэнь присоединяется к чужим трансляциям и участвует в так называемых «стрим-баттлах», где двое участников борются за лайки зрителей. Китайский специалист в сфере медиа Цзянь Линь считает, что такое сотрудничество выгодно и для популярных блогеров: китайские власти обычно критически к ним относятся, а появление в кадре с полицейским — знак лояльности.

Я думаю, для главных инфлюенсеров это хороший способ убедить своих подписчиков в том, что они представляют власть или, по крайней мере, соответствуют их ожиданиям.

Цзянь Линь

Такой формат позволил и самому Чэню стать новой звездой Douyin. В сентябре один из его стримов за один вечер привлёк около 38 миллионов зрителей — результат, сравнимый с самыми популярными китайскими блогерами. Часть фрагментов с трансляций выкладывают в аккаунте местного полицейского управления, на который подписались более четырёх миллионов человек.

Скриншот с совместного стрима Чэня

Государственное информационное агентство «Синьхуа» посоветовало другим офицерам и полицейским отделениям брать пример с Чэня. Издание высоко оценило его подход и отметило различия с прямой пропагандой, которая часто вызывает массовый негатив у зрителей.

Так или иначе, общая стратегия властей по продвижению сервиса сработала. Сейчас «Центр по борьбе с мошенничеством» является самым скачиваемым приложением в китайском AppStore, опережая как Douyin, так и крупнейший мессенджер WeChat. В магазине Tencent сервис не настолько популярен, но и там его скачали уже больше 400 миллионов раз.

#китай #соцсети #полиция