Интернет
Женя Кузьмин

Трек Оксимирона «Кто убил Марка?» — 10-минутная исповедь и публичный сеанс психотерапии. Разбор отсылок и признаний

Мирон Фёдоров анонсировал альбом очень личной песней, которую в рунете называют «самым масштабным сеансом терапии 2021 года». Но чтобы понять трек, нужно знать ключевые события и героев из десятилетней истории рэпера.

1 ноября Оксимирон выпустил трек «Кто убил Марка?» и клип на него. Рэпер долгое время ограничивался «гостевыми» куплетами и участием в онлайн-баттле в 2020 году, но сольных песен у него не было со времён «Биполярочки» в 2017 году. Клип также намекает на скорый выход альбома — последний крупный релиз у Оксимирона был шесть лет назад.

«Кто убил Марка?» длится 10 минут, в которых Мирон Фёдоров рефлексирует о собственной жизни, участии в политическом активизме и «скелетах в шкафах». Многие вещи рэпер впервые проговаривает публично, отсылаясь к конфликту десятилетней давности и отмечая, что ситуация сильно повлияла на его жизнь и личную самоцензуру.

Для того, чтобы понять большинство отсылок в «Кто убил Марка?», нужно знать основные события в жизни и карьере Оксимирона, ключевых персонажей и конфликты. Это сложно, учитывая, что рэпер последние несколько лет то пропадал из публичного поля, то снова появлялся, а большие интервью практически не даёт. TJ разобрал 10-минутный трек, объяснив ключевые моменты в нём.

Клип «Кто убил Марка?»

* * *

Конфликт с Жиганом

Клип начинается с заставки «Следующее видео могло выйти 1 ноября 2011 года, но выходит ровно десять лет спустя». После этого появляется чёрно-белое архивное видео, как мужчина требует извинений от связанного молодого Мирона Фёдорова, а когда получает их — бьёт его ладонью по лицу.

Мужчина на видео — рэпер Рома Жиган (Роман Чумаков, Джиган — абсолютно другой исполнитель), с которым 2011 году произошёл конфликт у тогда ещё участников объединения Vagabund Оксимирона и Шокка (он же Дмитрий Бамберг, настоящее имя — Дмитрий Хинтер). Рэперы периодически задевали его в треках. Например, в «Дегенеративном искусстве» они поют «лучше быть за СПИД, наркотики, и пи***асов», что отсылает к треку Жигана «Я против СПИДа, наркотиков и пи***асов». Возможно, было что-то ещё, потому что Оксимирон читает про Шокка: «Я угорал над их рифмой, стебал за стиль, а он угрожал при конфликтах и лично цеплял родных».

В конце октября после концерта в Москве Жиган и ещё несколько вооружённых людей в масках ворвались на съёмную квартиру, где находились рэперы, и силой заставляли их извиниться за «задевания» в треках. У двух бывших участников Vagabund были разные взгляды на ситуацию, о чём Бамберг неоднократно рассказывал.

1 ноября 2011 года Оксимирон опубликовал видео, где он, стоя на Дворцовой площади в Петербурге, публично извинился перед Жиганом и объявил об уходе из Vagabund, обвинив Шокка в отъезде из России. К тому времени Рома Жиган начал выкладывать фрагменты с «лещами» Шокку на YouTube, что породило один из главных мемов русского рэпа начала десятых. «Лещи» в то время могли сильно влиять на карьеру и считались максимальной степенью унижения в рэп-конфликтах: например, получив удары от Димасты, рэперы группы «Грехи отцов» Jubilee и Галат (спустя годы станет продюсером группы «Френдзона») надолго пропали с радаров.

Важно, что Шокк на слитых видео стоял на коленях, а Оксимирона снимали на диване и ничего с ним не делали. Бамберг в интервью рассказывал про условие после инцидента в квартире: «Если мы на следующем концерте извиняемся за песню „Дегенеративное искусство“, то кадры из квартиры не попадут в сеть». Шокк не извинился, из-за чего жёсткие моменты с ним попали в сеть. До клипа «Кто убил Марка?» фрагменты со стоящим на коленях Оксимироном не публиковались (кроме момента, который длился доли секунды).

Фёдоров сам опубликовал эти кадры и неоднократно отсылался в «Кто убил Марка?» к компромату: «Молчание — это клад, золото либо кляп. Но я не подозревал, как оно изменит меня». Тема с неопубликованным видео проходит через всю 10-минутную песню, которая является своеобразной рефлексией на тему того, как один момент повлиял на его дальнейшую жизнь.

Онлайн-баттлы и жизнь в Англии

Я выбрал третий путь и стал бороться вовсю

Против мира, вдали от мест, где родные берёзки растут

Мой максимализм: я всех этих бонз обоссу

И баттл-рэп сходу налез, как супергеройский костюм

В нём я умел всё, о чём не мог и мечтать

И пришло время закрывать подростковый гештальт

Мирон Фёдоров уехал из России в девять лет — сначала в Германию, а потом в Британию, где учился в Оксфорде на факультете английского языка и литературы. Это сильно проявляется в его раннем творчестве, а в числе первых треков Оксимирона, получивших известность среди пользователей форума Hip-Hop.ru, — «Лондон против всех» в двух частях.

На том же форуме Мирон начал участвовать в онлайн-баттлах, участники которых сдавали треки на заданные темы. В 2009 году к рэперу пришла локальная популярность благодаря «14-му Независимому баттлу Hip-Hop.ru», где он дошёл до полуфинала. При этом в сольном творчестве проявлялась та же агрессия, что и в турнирах — знаковым треком тех лет является «Я хейтер».

В том же отрывке Оксимирон упоминает, как в то время вместе с Шокком (уже во времена Vagabund в 2010 году) «диссил всех: Касту, Димасту, Басту, Жигана, Джигана». Помимо Жигана, самый известный случай из перечисленных — лозунг «Н***й Касту». Участники ростовской группы в недавнем выпуске «Вписки» сами вспоминали ситуацию. «Если бы не Влади, то мы бы ему вломили», — рассказал Шым, упомянув, что Оксимирон потом извинился за свои слова.

Переезд в Россию и обратная сторона популярности

Новая глава: я перебираюсь в Россию

Строю заново с нуля всё один

Первый микстейп, у Неваляшки появляются силы

Встречаю Porchy, потом Booking Machine

Мы начинаем расти

Во втором куплете Оксимирон рассказывает о своём переезде в Петербург в 2012 году и начале общероссийской известности. Именно тогда рэпер помогает создать Versus Battle, участвует там же в первой встрече с Крип-а-Крипом, а параллельно перезапускает сольную карьеру. Микстейпы Фёдорова состоят в основном из вышедших ранее синглов, но серия популярных песен «Неваляшка», «Восточный Мордор», «Песенка Гремлина» и «Признаки жизни» выводит популярность на новый уровень, а рэпер едет в сольный тур по стране.

Строчка «Строю заново с нуля всё один» — вероятно, отсылка к цитате «Н***й мне ваши лейблы? Мы строим империю с нуля» из песни «Больше Бена» с ОХРА (также известен как Рудбой) того же периода. Тогда же Оксимирон знакомится с португальским рэпером Porchy, Ильёй Мамаем из концертного агентства Booking Machine (помогал Мирону организовывать концерты) — так образуется объединение, которое просуществует до 2019 года.

Но, как говорит Оксимирон, во времена роста популярности ситуация с Жиганом не отпускала его. В треке он называет оппонента «православным патриотом»: в 2009 году Жиган победил в шоу «Битва за респект» и получил музыкальную премию из рук Владимира Путина.

Я легко отделался? Разве что на поверхности

Тревоги и депрессии — гнёт великоват

У Ромы Жигана на полке компромат

Рома — православный патриот, ладно

Вроде как шантаж — это не слишком православно

Даже если п***ить чужаков — патриотично

На колени ставить толпой — не дипломатично

Я всё это хаваю, у меня нет выбора

Если не хочу, чтоб мои будущие дети в школе увидали видео

С отцом на коленях и пощёчиной

И делаю то, что от меня хочет он

Следом Оксимирон упоминает, что согласился сняться в фильме Жигана «BEEF» об истории русского хип-хопа и его конфликтов. По словам создателя, документальная картина, вышедшая в 2019 году, снималась почти семь лет, и Фёдоров называет согласие на участие «прогибом» и «вторым компромиссом»: «Слушатели в ужасе от иллюзии дружбы с ним, Жиган — это всё, против чего мы с Вагабундом шли. Когнитивный диссонанс в мозгу, как яд. Я не предавал Шокка, но предаю себя». В фильме упоминался конфликт Vagabund с Жиганом, но фрагмент с Оксимироном там не показывали.

Начинается пока что самый успешный этап карьеры Оксимирона: баттл с Джонибоем, который вывел обсуждение субкультуры на национальный уровень, альбом «Горгород» 2015 года — рэпер записал концептуальный релиз, рассказав историю персонажа Марка, который проходит путь от писателя-конформиста до лидера протеста против Мэра. В 2017 году Фёдоров собирает полный «Олимпийский».

Оксимирон рассказывает и об обратной стороне славы: самоцензура, обвинения. На баттле Гнойный говорил Фёдорову, что тот не высказывается прямо по важным политическим вопросам в стране, прикрываясь завуалированным альбомом. Мирон фактически признаёт это в «Кто убил Марка?». Заодно он говорит, что отказывался от интервью с Юрием Дудём из страха перед темой Жигана и «лещей».

Я сломал игру, но подсел на самоцензуру

Тут абсолютно во всём

Это нельзя сказать, ведь я фанбазу оскорблю

А это нельзя, поскольку меня сразу засмеют

Это нельзя — моя семья читает меня часто

А вот это точно нельзя — это небезопасно

Психосоматика, я сдавленная пружина

Мышечные зажимы, страх, что я не мужчина

Молчание затягивает молчащего, как трясина

Болотка, Pussy Riot, репрессии, Украина

Я всё игнорирую, но боль не уходит

Со временем Оксимирон успокаивает себя, что ситуация позади: «Старые фаны не помнят, новые не знают». Но скопились другие проблемы: «Я начинаю оступаться, я — тень себя прежнего, ментор, CEO, легенда — заслуг и медалей скоро больше, чем у Брежнева». Ментор — отсылка к попытке Фёдорова превратить сезон Versus Fresh Blood 4 (баттл-рэп турнир, который, в отличие от «основы», проходит с не медийными участниками) в шоу-битву наставников с собой и Смоки Мо в роли «тренеров». CEO — видимо, конфликты внутри Booking Machine, после одного из которых объединение покинул Олег ЛСП (на это же намекает и упоминание империи — с трека Imperial конфликт вышел в публичное русло).

Своё затишье Оксимирон называет «карьерным суицидом» — он практически не записывал сольных треков, не выпускал альбом шесть лет и в какой-то момент перестал давать концерты. Свой уход с Booking Machine он объясняет страхом, что их «зацепит» из-за участившихся высказываний по политическим поводам: «Раджабов, суды, Мотузная, мирный протест, «Я буду петь свою музыку», Жуков и «Сядь за текст». Храбрость — это постепенный процесс, дегустирую, как деликатес, и вхожу во вкус». Перечисленные моменты — ситуации, когда рэпер публично поддерживал протесты, рэпера Хаски и обвиняемых в «политических делах».

Оксимирон признаётся, что начал ходить на психотерапию, где в том числе стал прорабатывать конфликт с Жиганом. И в итоге принял решение самостоятельно опубликовать тот самый компромат со стоянием на коленях: «Я так не хотел стоять десять секунд на коленях, что в итоге стоял на них десять лет».

Года полтора без соцсетей и терапия

Вроде начинаю что-то робко понимать

Процесс не из приятных

Чего-то в паззле не хватает явно, будто отсутствует центральная часть

Хожу кругами, и тут я вспоминаю

Дрожащими пальцами в переписку ВК

Искать то, что знал никто, позабыли я и Жиган

Что десять лет спустя ещё может где-то лежать

То, чем он мне угрожал во время шантажа

Вот оно, в ч/б, видео налета того — ЧП

Годы напролет оно ждало меня но дно, где воды черней

Дико, но весь кипиш

Из-за пары секунд, что ты в начале клипа видишь

Со школы боялся, что меня станут стебать

2021 — я за***лся убегать

Сколько себя помню, я дрожал над репутацией

Но чтоб стать свободней, нужно не бояться обосраться

В конце этой части Мирон публично предлагает Жигану позвонить и спокойно обсудить инцидент десятилетней давности: «Слышь, я своё отмолчал, ты мне ничего не сделаешь». И добавляет: «Я давно простил Шокку выходки дебила, вот теперь я могу простить Жигана — было и было. Может меня простят те, кого ранил, любя. Но главное, что сегодня я прощаю себя».

Третья часть — серия риторических вопросов, каждый из которых является отсылкой к произведениям, песням, книгам, фильмам, поп-культуре. К примеру, «В чём сила, брат» — фильм «Брат», «Что нам делать в Греции?» — трек «Касты», «Сколько ты зарабатываешь?» — любимый вопрос Дудя. Трек заканчивается «главным» вопросом: кто убил Марка, героя «Горгорода», который погибает в конце альбома? В конце трека «Башня из слоновой кости» слышен звук выстрела, который обрывает песню. Но ответа прошлый альбом так и не дал.

* * *

«Возвращение» Оксимирона вызвало резонанс в соцсетях. Пользователи отмечали, что трек похож на рекламу походов к психотерапевту. А соведущий шоу «Вписка» и бывший редактор The Flow Николай Редькин назвал клип «самым масштабный сеансом терапии в этом году».

Мирон Фёдоров перетряхивает события десятилетней давности, и оказывается, что у Ромы Жигана все это время лежал на него компромат (видео, где Мирону дают пощечину на камеру). Это трёхсекундное видео (показано в самом начале) становится такой трещинкой, которая сперва вроде бы незаметна, а потом все разрастается и разрастается — и к концу уже кажется, что она готова разломить героя пополам.

Николай Редькин

#музыка #соцсети #резонанс #оксимирон