Интернет
Женя Кузьмин

Противники QR-кодов против властей в сети: 90 тысяч комментариев в инстаграме Госдумы и флешмоб #ПутинУслышьНас

После онлайн-протестов люди выходят на улицы с лозунгами «Я человек, а не товар» и «Нет фашизму». Ещё одна тема споров: останутся ли QR-коды навсегда и превратятся ли в инструмент репрессий вне пандемии.

Пикет против QR-кодов в Екатеринбурге Фото Znak.com

12 ноября правительство внесло в Госдуму законопроекты об использовании QR-кодов по всей России. Если их примут, то QR-коды потребуется показывать в общественных местах и для проезда на некоторых видах транспорта. Есть и исключения: непривитым гражданам можно будет посещать супермаркеты, аптеки и магазины, которые торгуют продуктами и товарами первой необходимости.

TJ писал, что известно о законопроектах на этой стадии.

В отдельных регионах России QR-коды, которые выдают после вакцинации от коронавируса, уже вводили. Всё началось с Москвы в июне 2021 года, а осенью, с началом рекордной волны заболеваемости и смертности, меру переняли другие.

Каждый раз введение QR-кодов встречало сопротивление — ещё летом столичные ограничения привели к появлению полноценного русскоязычного движения в соцсетях, у которого есть свои сообщества, чаты и лидеры. Одни представители этого движения выступали против вакцинации в принципе, называя препараты «шмурдяком» и обвиняя прививки в смертях людей. Другие выступали против «фашизма и сегрегации» из-за того, что непривитых людей ограничивают в посещении общественных мест, торговых центров и заведений. Встречались и сторонники теорий заговора вроде «выдуманной пандемии», чипирования населения и вреда 5G-вышек.

Потенциальное введение QR-кодов по всей стране вызвало большую волну недовольства в соцсетях. Её центром стал инстаграм Госдумы, где опубликовали стандартный пост о внесении законопроекта. Спустя три дня под ним более 90 тысяч комментариев, хотя обычно публикации аккаунта набирают несколько сотен реакций.

Во всех популярных комментариях требуют «свернуть» закон, остановить «медицинский фашизм» и позволить людям самим выбирать, вакцинироваться им или нет. Такие сообщения получили тысячи лайков, а в аккаунте Госдумы в итоге ограничили комментирование для неподписанных пользователей.

В твиттере заметили, что агентство РИА «Новости» сперва устроило опрос на сайте, поддерживают ли читатели идею ввести QR-коды в транспорте, магазинах и кафе, но после победы варианта «Нет» (около 80%) удалило голосование.

Помимо этого, люди пишут комментарии в личных аккаунтах депутатов Госдумы — в основном, представителей «Единой России». Некоторые из них ограничили комментирование под постами.

Другие депутаты отвечают. Например, ведущий программы «60 минут» и депутат Госдумы нового созыва Евгений Попов назвал оставляющих комментарии в его инстаграме «QR-ботами» и добавил: «вы бы хоть не настолько стандартными аккаунтами спамили, чесслово». Этим он вызвал ещё сотни комментариев в свой адрес.

Комментарии под постом депутата Госдумы от «Единой России» Сергея Морозова

Комментарии под постом депутата Госдумы от «Единой России» Николая Петрунина

Комментарии под постом депутата Госдумы от «Единой России» Романа Водянова

Тем временем заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Обухов заявил, что партия КПРФ будет выступать против внедрения QR-кодов по всей стране. В инстаграме он использовал лозунг «Люди — не товар», который используют и обычные пользователи соцсетей.

В инстаграме многие противники QR-кодов ссылаются, что участвуют в флешмобе Александры Машковой-Благих. Это активистка и глава филиала испанского фонда CitizenGo — ультраконсервативной организации, выступающей против абортов, однополых браков, эвтаназии и прав трансгендерных персон.

Машкова-Благих давно выступает против вакцинации, поскольку её навязывают фармацевтические компании, «которые напрямую выросли из нацисткой Германии». Она организовала движения «Иммунный ответ» и «Оставьте нас в покое» — у активистки к ноябрю набралась 100-тысячная аудитория в телеграме и полумиллионная — в инстаграме (личный аккаунт на 230 тысяч и профиль «Иммунного ответа» на 320 тысяч подписчиков). Зачастую противники QR-кодов используют именно аргументы и лозунги Машковой-Благих.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Также жители разных городов России стали записывать обращения к Владимиру Путину. У хэштега #ПутинУслышьНас в инстаграме уже более 2,5 тысяч публикаций. Например, такое видео записали жители Нижнего Новгорода: «Мы люди, мы — нижегородцы. В наших глазах горит свет сознания, а в наших сердцах — мир. Уважаемый Владимир Владимирович, мы обращаемся к вам. Мы самая читающая нация в мире, и мы ещё не утратили способность к анализу. И мы видим, что происходит в мире. Мы хотим сказать, что нам совершенно не подходит медицинский фашизм, шагающий по стране».

Также Машкова-Благих призывает писать телеграммы с призывом отклонить законопроект на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

Протест в соцсетях перешёл и в офлайн — за три дня о пикетах разного масштаба сообщали в Екатеринбурге, Иркутске, Воронеже, Тюмени и других городах.

В твиттере же возникла дискуссия о том, для чего именно вводятся QR-коды. Пользователи стали высказывать мысль, что пандемия — лишь удобный повод применить дополнительный инструмент для контроля и ограничения людей. В законопроекте предусмотрено, что режим продлится до июня 2022 года, но стали появляться тезисы «QR-коды останутся навсегда».

Оппоненты отвечали на это, что у властей и так достаточно способов контролировать россиян, и QR-коды просто превратились в представлении людей в «демоническое воплощение».

Другие же пользователи твиттера отмечали, что о слежке и репрессиях стоило задумываться на фоне более ранних новостей из России.

#соцсети #резонанс #qrкоды