Интернет
Никита Логинов

«На дне кроличьей норы»: эксперимент журналистки показал, как фейсбук толкает к «мусорному» контенту

Хватило двух недель одобрения рекомендаций, чтобы лента соцсети начала вызывать подавленность и отчаяние.

Facebook регулярно обвиняют в политической радикализации людей. На этом фоне сотрудница издания The Atlantic Кейтлин Тиффани проверила, как ведёт себя соцсеть с чистым профилем вымышленного человека, который не интересуется политикой и лайкает все рекомендации подряд. Оказалось, даже такого пользователя фейсбук быстро приводит к контенту «отвратительного качества, который никто не должен видеть».

Отправная точка: «совершенно пресный центрист без всяких намёков на идеологию»

Кейтлин зарегистрировалась в фейсбуке под вымышленным именем, но загрузила свою реальную фотографию и указала свой реальный город проживания. Журналистка не стала добавлять кого-либо в друзья и отправлять кому-либо заявки на дружбу — она сразу стала искать контент, отражающий вкусы совершенно аполитичной американки, и лайкать его.

  • рок-группа Rolling Stones;
  • телесериал «Анатомия страсти»;
  • сеть фастфуда Domino’s Pizza;
  • магазины розничной торговли Target;
  • ток-шоу Опры Уинфри;
  • вино.

После того, как Кейтлин ставила лайк определённому сообществу, появлялся виджет с десятью рекомендациями. Поначалу эти рекомендации были логичными и ожидаемыми: группы о карьерном росте, игрушках и играх Amazon, пиве, фастфуде Arby’s Curly Fries, а также сообщество «Мы любим США», смешные цитаты и «эстетические» фотографии.

Однако уже в первый день соцсеть начала советовать довольно неожиданные страницы: финансового консультанта из Невады, службу здравоохранения Массачусетса и сервиса знакомств в Германии.

Первая неделя: нашествие двух штатов и мемы для заключённых

С каждым днём фейсбук предлагал Кейтлин всё новые рекомендации разной степени предсказуемости: страница мемов Twisted Abyss, сообщество компании Travelodge Inn & Suites из Южной Каролины, группа о пользе одуванчиков для здоровья и личная страница экстрасенса из Тусона.

Журналистка решила сделать перерыв на пару дней, а по возвращении увидела новые рекомендации: сообщества «Мемы для заключённых», «Черепа» и группа «Тьма зла», создатель которой подписывался как Джокермен. К концу недели соцсеть предложила Кейтлин отправить несколько заявок в друзья, причём все рекомендуемые люди жили в Висконсине и Пенсильвании, хотя сама журналистка находилась на севере Нью-Йорка. Кейтлин не стала отправлять заявок, но жителей этих двух штатов становилось в её ленте всё больше и больше.

Начало второй недели: знакомства, деньги и бог

Журналистка стала заходить в фейсбук каждый день, чтобы пролайкать новые рекомендации в ленте. Соцсеть предложила ей присоединиться к малопопулярной группе знакомств «Иностранец ищет филиппинца», в первом же посте которой некий британец полчаса вёл прямую трансляцию из своей кухни. Он рассказывал о завтраке и жизни с двумя дочками, при этом просил комментаторов не называть его «папочкой».

Покинув группу, Кейтлин увидела несколько сообществ о доверии к богу и о том, как приманить деньги. В одной из таких групп она заметила тег #BOOMChallenge, который и раньше часто попадался на глаза. Журналистка решила узнать, что он означает, и кликнула по нему. Фейсбук выдал ей поток сообществ с мемами, в комментариях к которым было полно рекламы курсов взаимопомощи и сомнительных диетических порошков. Среди самих мемов были оптические иллюзии, граничащие с откровенным контентом.

Все эти рекомендации в лучшем случае приводили Кейтлин в недоумение, нередко вызывали отвращение или скуку. Приятным исключением для неё оказалась группа «Глупые хаски», но журналистка не стала проводить в ней много времени, чтобы не сбить рекомендации в сторону домашних животных.

Финальная часть, в которой началось нечто совсем неприятное

К исходу второй недели рекомендации становились всё более мусорными и непонятными. Утром фейсбук встретил Кейтлин постом с белым текстом на чёрном фоне, который гласил: «девочки обладают магической СИЛОЙ. ОНИ мокнут БЕЗ ВОДЫ. кровоточат БЕЗ ТРАВМ. И делают бескостные конечности ТВЁРДЫМИ». Первый комментарий гласил: «Я был полностью сломлен, когда любовь всей моей жизни покинула меня», после чего шёл номер телефона некоего колдуна по имени Доктор Мозес.

«У тебя будут деньги УЖЕ завтра», «Настоящие мужчины делают влажными твои трусики, а не твои глаза», «Пусть бог исцелит всё, от чего ты страдаешь в одиночестве», курсы неотразимости за 47 долларов, поедание одного куска арбуза девушкой и кошкой, жарка бутербродов с чипсами вместо хлеба — лента фейсбука предлагала всё новые и новые посты и группы, в которых Кейтлин видела всё меньше смысла и связи с отправной точкой.

Журналистка начала испытывать психологический дискомфорт, граничащий с подавленностью и отчаянием. Она ощущала себя «на дне кроличьей норы, полной мусора»: идиотских советов, заезженных мемов, похабных шуток, рекламы нелегального бизнеса, которые повторялись снова и снова. Кейтлин не понимала, зачем люди это постят и почему фейсбук предлагает ей такой контент.

Порой в рекомендациях появлялись конкурсы вроде «Укажите три последние цифры вашего телефона и узнайте, в какое из 800 мест на небесах вы попадёте» и «Как зовут домашних питомцев, по которым вы скучаете больше всего?». Они ужасали журналистку — эти вопросы были похожи на попытки выманить личные данные для последующего взлома учётных записей, при этом они имели по 7-8 миллионов комментариев.

* * *

В конце октября журналисты крупных американских СМИ обвинили фейсбук в пагубном влиянии на детей и радикализации пользователей. Тогда же один из исследователей соцсети провёл опыт: создал профили двух вымышленных людей, один из которых был сторонников демократов, а другой — республиканцев. Очень быстро рекомендации фейсбука привели оба профиля к оскорбительному, экстремистскому и конспирологическому контенту вроде расистских пабликов и сообществ QAnon.

Эксперимент журналистки The Atlantic показал, что соцсеть не станет подталкивать пользователя к экстремизму и конспирологии, если он сам не «принесёт политику в свой профиль». Но и без этого рекомендации фейсбука, по мнению Кейтлин Тиффани, имеют деструктивный характер — они «погружают человека всё ниже и ниже по спирали к бессмысленному и деморализующему контенту, который вынуждает чувствовать скуку, отвращение и отчаяние».

#соцсети #фейсбук #facebook