Интернет
Максим Друковский

В соцсетях стала хитом «волшебная грязь», которая якобы избавляла от всех болезней. Её набирали с болота возле свалки

Канадец почти 30 лет вёл не особенно успешный бизнес, пока грязь за 100 долларов не стала популярна в фейсбуке. Внимание интернета всё и погубило — на товар, который даже добавляли в пищу, обратили внимание власти.

Иллюстрация Роберта Битти для NBC News

Сетевой маркетинг — схема реализации товара через партнёров — существует с середины прошлого века. Хотя концепцию часто критикуют, сравнивают с финансовыми пирамидами и стараются урегулировать на государственном уровне, с распространением интернета она становится всё актуальнее, особенно в индустрии красоты и здоровья. Один последних примеров, к чему это может привести — история компании Black Oxygen Organics (BOO).

Основатель BOO продаёт органическое почвенное вещество (по сути — грязь) в том или ином виде уже почти 30 лет, но весной 2021 года популярность его продукта неожиданно выросла. Правда, за следующие полгода компания успела пройти путь от миллионных продаж до жёстких мер со стороны властей и закрытия. Журналисты NBC News рассказали историю «волшебной грязи», которая благодаря соцсетям сильно взлетела и резко обрушилась.

«Дары земли» Скриншот с сайта BOO

Black Oxygen Organics предлагала покупателям так называемые гуминовую и фульвокислоты — органические вещества, образуемые при естественном разложении растительных и животных остатков. По информации на сайте, их добывали из глубин древнего болота, в котором якобы сохранилось больше полутора тысяч разных видов растений. Производители заявляли, что грязь выводит токсины из организма, улучшает работу сердца и мозга и лечит от разных болезней.

По мнению учёных, подобные вещества действительно могут иметь часть из описанных свойств, но польза от их употребления или наружного применения сомнительна. Активисты выяснили, что место добычи материала на болоте граничит с местной свалкой, а журналисты NBC проверили грязевой порошок в лаборатории и обнаружили высокий уровень токсичных свинца и мышьяка.

Продукт продавался в виде чёрного порошка в пакетах по 125 граммов — летом стоимость одной порции достигала 110 долларов (больше восьми тысяч рублей). Порошок можно растворять в разных пропорциях до нужной консистенции: помимо распространённых масок и скрабов в грязевой воде купали детей и домашних животных, а многие её даже пили.

Основатель проекта — Марк Сэйнт-Орж, 59-летний бизнесмен из Канады. Себя он называет натуропатом, кинезитерапевтом, травником и другими терминами нетрадиционной медицины. По словам Сэйнт-Оржа, «любовь к грязи» у него зародилась в детстве, когда он собирал лягушек на местном болоте. Позже он раздавал грязь с болот клиентам, которые приходили на массаж.

В 1989 году Сэйнт-Оржу пришлось выплатить штраф в размере 20 тысяч долларов за осуществление медицинской деятельности без лицензии. После этого его небольшая клиника «ушла в подполье», а в начале девяностых предприниматель сосредоточился на продаже грязи. В 1996 году местные власти потребовали прекратить бизнес из-за бездоказательных заявлений, что его продукт помогает при артрите и ревматизме, а также заживляет раны.

После нескольких перезапусков проект Black Oxygen Organics окончательно сформировался в 2015 году — главной инновацией стала реализация в виде универсального порошка, который можно было употреблять внутрь. При всех упомянутых «медицинских титулах» и заверениях клиентов в эффективности грязи, в 2016 году Сэйнт-Орж запустил курсы бизнес-тренера. На сайте он указал: «Я продаю грязь — так что смогу научить вас продавать что угодно».

С момента последнего перезапуска проекта BOO распространялся по схеме сетевого маркетинга: клиенты сами становились продавцами, привлекая новую аудиторию, или поставщиками и менеджерами — и постепенно увеличивали масштабы «пирамиды». Но настоящий успех пришёл во время пандемии — в 2020 году в «торговых пирамидах» участвовали 7,7 миллиона американцев, что на 13% больше показателей 2019 года.

Главным источником продвижения стали соцсети. В инстаграме и тиктоке тысячи пользователей делились своими впечатлениями, а на фейсбуке появились десятки групп для продажи грязевого порошка. Однако дело не только в увеличении онлайн-аудитории: с началом производства вакцин в сети появилось множество противников малоизученных препаратов. Такие люди стали искать альтернативные лекарства и средства защиты от коронавируса.

Согласно исследованию NBC, лечебную грязь распространяли в том числе в сообществах антиваксеров, последователей альтернативной и традиционной медицины. Так, одна из групп, в которой BOO пользовалась популярностью — сообщество страдающих от «дерматозойного бреда». Люди, уверенные в том, что заражены паразитами, рассказывали об эффективности лечения грязью

Рекламный пост BOO и отзыв о продукте на фейсбуке Скриншоты NBC News

Чем популярнее становилась «волшебная грязь», тем чаще клиенты и агенты утверждали, что она способна излечить любую болезнь — от аутизма и болезни Альцгеймера до онкологии. Рост количества таких заявлений и уровня их абсурдности, особенно связанных с коронавирусом, привлекли не только новую аудиторию, но и внимание активистов и местных властей.

В сентябре руководители BOO обсудили резкий рост показателей: за полгода ежемесячная прибыль увеличилась с 200 тысяч долларов до почти четырёх миллионов, а каждый месяц компания привлекала десятки тысяч агентов и покупателей. Однако уже тогда в повестке озвучили и назревающую проблему — группы стали блокировать, а на компанию поступили официальные жалобы.

Эти отвратительные обвинения (и я даже не уверен, что слово «отвратительные» верно описывает ситуацию) идут на пользу нашим хейтерам. Они получают больше внимания, а это может привести к действиям со стороны властей.

Рон Монтарули

Чтобы избежать проблем, в компании решили в очередной раз перезапустить концепцию. Менять бренд не стали, но всех агентов попросили удалить старые аккаунты и группы, а в новых использовать аккуратные термины. Конкретные диагнозы заменили общими формулировками, появились предупреждения и отказ от ответственности, а некоторые сообщества переименовались и стали закрытыми.

Однако для исправления ошибок оказалось уже поздно — буквально через несколько дней Министерство здравоохранения Канады потребовало убрать из продажи продукты BOO. Власти заявили, что использование продукта теми способами, что описаны в рекламе, не одобрено врачами и может нанести вред здоровью. Тем временем агенты из США сообщали, что все партии грязи распроданы. Позже выяснилось, что новые поставки остановили на границе.

В течение двух месяцев руководители пытались обойти санкции и сохранить бизнес. На упаковках указали, что средство является косметическим и не допускается для употребления внутрь. При этом агенты обращали внимание покупателей на сохранившийся состав и намекали, что грязь можно использовать как и раньше. В компании готовились к новой волне продаж на «Чёрную пятницу», но в конце ноября заявили об окончательном закрытии.

За осень наладить поставки и вернуть продукт в полноценную продажу не получилось — всё это время компания работала по предзаказам. Когда стало понятно, что заказы уже не доставят, обманутыми оказались как обычные покупатели, так и сетевые агенты. Вторые при этом лишились ещё и источника дохода, который для многих был единственным. Пока они требуют вернуть их деньги, в рядах активистов празднуют «победу» над мошенниками.

Это доказывает, что если сообщества противников сетевого маркетинга объединятся, мы можем остановить все эти компании. Мы не остановимся на одной только BOO.

Сеара Манчестер

По мнению журналистов NBC, закрытие компании и федеральные иски против руководителей едва ли можно назвать победой. Даже если вину Сэйнт-Оржа и вред его «волшебной грязи» докажут, останутся тысячи людей, продолжающих верить в её свойства. Black Oxygen Organics были не единственными на рынке, кто предлагал подобный продукт. В фейсбуке уже появились группы, в которых клиенты вместе ищут подходящую альтернативу среди десятков вариантов.

#истории #соцсети #мошенничество