Интернет
Саша Кириллова

История Crazy Frog: как mp3-звук с имитацией двигателя мопеда превратился в назойливый рингтон и повлиял на поп-культуру

Символ «эпохи кнопочных телефонов» возвращается, а вместе с ним — воспоминания о раздражающей мелодии, звучавшей отовсюду.

В 2021 году многое возвращается: не стал исключением и Crazy Frog — персонаж, выглядящий как синий лягушонок, в нулевые «исполнявший» электронные ремиксы на популярные треки. 10 декабря выйдет новый сингл, представляющий из себя мэшап классических хитов. TJ вспоминает историю «лягушонка», появившегося из записи с имитацией звука двигателя в 90-е.

Как появился вирусный звук, сначала ставший частью «теста на безумие»

История Crazy Frog парадоксальна: в 1997 году студент из Гётеборга Даниэль Мальмедаль опубликовал в интернете аудио, на котором попытался сымитировать звуки заводящегося мопеда. Запись распространялась в сети в виде mp3 и флеш-роликов, но приобрела особенную популярность через несколько лет — когда Мальмедаля пригласили на шведское телевидение.

Студент вышел в эфир одного из эпизодов программы Wimans by Night на телеканале ZTV в конце мая 2001 года: подключившись к прямой трансляции шоу по телефону, Мальмедаль воспроизвёл звук и рассказал о его происхождении.

«Звук двухтактного двигателя [мопеда] — очень характерный. Мои друзья находили его забавным, так что я пытался ему подражать. Когда мы сделали запись, то смеялись до слёз, получилось очень смешно», — рассказывал Мальмедаль.

Телевидение сделало звук по-настоящему вирусным: сначала он стал частью «теста на безумие» — популярного веб-эксперимента, во время которого пользователи проверяли свою «вменяемость». Правил устанавливалось всего три: включить динамики, смотреть на картинку с гоночным автомобилем в течение минуты, а при смехе — официальном считать себя сумасшедшим.

Кто и зачем создал персонажа, который должен был раздражать людей

К 2003 году звук дошёл до земляка Мальмедаля — шведского художника анимации и дизайнера Эрика Вернквиста. Получив запись от своего друга по электронной почте, Вернквист задумался, как могло бы выглядеть существо, издающее подобный звук. Швед занимался анимацией в свободное время: всего на создание персонажа он потратил шесть-восемь недель.

Я сделал анимацию, потому что идея показалась мне весёлой, и хотелось придумать что-то забавное. Я назвал персонажа «Раздражающая вещь» (The Annoying Thing) и опубликовал первую его версию в октябре 2003 года.

Эрик Вернквист

Видео с персонажем разошлось в сети, и через месяц с Вернквистом связался сам Мальмедаль, сообщивший, что в анимации используется записанный им звук. По словам художника, Даниель не знал, что аудио с его голосом так сильно распространилось в интернете после визита на телевидение. Вместе они записали полноценное видео со оригинальным звуком.

Как «раздражающая вещь» превратилась в лягушку и что об этом думает её создатель

Имя Crazy Frog придумала немецкая компания Jamba!, занимавшаяся продажей рингтонов на мобильные телефоны. Вернквист такое название не одобрял: в интервью он говорил, что считает имя «глупым» и «дурацким», а также подчёркивал, что созданного им персонажа нельзя назвать ни «безумным», ни «лягушкой».

К моменту переименования персонаж больше не принадлежал Вернквисту и Мальмедалю. Jamba! купила права, выплатив создателям «некоторую компенсацию», а после использовала его для продажи рингтонов, картинок и обоев. Как Мальмедаль рассказывал «Би-би-си», он получил долю, но это даже «не маленький процент» от того, что получала Jamba!.

<b>Рингтон</b> — звук или мелодия, воспроизводимая на сотовом телефоне при входящем вызове или сообщении. Первые кастомные рингтоны <a href="https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/515404/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">появились</a> в Японии в 1996 году, а через несколько лет дошли до Европы. «Бум» рингтонов пришёлся на 2002 год, когда 30% всех пересылаемых SMS в мире <a href="https://onezero.medium.com/how-the-custom-ringtone-industry-paved-the-way-for-the-app-store-and-then-vanished-11f0d2a1e53b" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">были запросами</a> на скачивание рингтонов. Индустрия влияла на музыку: некоторые исполнители <a href="https://www.startribune.com/why-our-smartphones-musical-ringtones-are-all-but-extinct/486276221/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">записывали</a> треки с учётом того, что трек можно будет поставить на звонок. Купить рингтоны можно было везде: их рекламировали по телевидению и даже печатали на обложках школьных тетрадей.

По словам Даниэля, в 2005 году компания «зарабатывала чертовски много денег», так как Crazy Frog был одним из самых продаваемых рингтонов в мире. При этом создатель звука отмечал, что его поражает внимание, которое привлекла его шуточная запись.

Я очень-очень-очень ошеломлен тем, что это зашло так далеко, невероятно далеко. Это маленькое творение, оно длится меньше минуты, и я думаю, что большинство людей даже не догадываются, что это имитация двухтактного двигателя.

Даниель Мальмедаль

Как Crazy Frog обзавёлся собственной музыкальной карьерой и клипами с миллиардами просмотров

Jamba! начала продавать рингтоны с Crazy Frog в 2004 году — за год на телефоны его скачали 11 миллионов человек. Чтобы увеличить продажи, в середине 2005 года звук превратили в полноценное музыкальное произведение с собственным клипом.

Трек подготовили немецкие проекты Bass Bumpers и Off-Cast Project — в его основу легла песня Гарольда Фальтермейера «Axel F», выпущенная в декабре 1984 года для фильма «Полицейский из Беверли-Хиллз». Название композиция получила по имени главного героя картины — Акселя Фоули.

Сингл от имени Crazy Frog выпустили в мае 2005 года, а к концу года вышло полнометражное анимационное видео, в котором лягушонок ездит на мотоцикле и спасается от преследования, издавая свой фирменный звук. Ролик подготовили шведская 3D-анимационная компания Kaktus Film вместе с Эриком Вернквистом.

На ютубе клип появился в июне 2009 года, а в феврале 2018-го количество просмотров превысило 1 миллиард. На момент написания текста видео посмотрели более 3 миллиардов раз.

Трек дебютировал на первом месте в Великобритании, где оставался в течение четырёх недель и превзошёл оригинальную версию. Песня стала номером один во Франции, Норвегии, Испании, Швеции и Украине, а в России — заняла только 18 место.

Успех трека привёл к выпуску трёх альбомов Crazy Frog — Crazy Hits (2005), More Crazy Hits (2006) и Everybody Dance Now (2009) — и нескольких клипов.

В 2009 году проект Crazy Frog приостановили: перерыв фактически совпал со смертью рингтона как жанра. Индустрия достигла пика в 2007 году, а за последующие десять лет сократилась на 97%, отмечает «Хабр». Причиной этого стал рост роли мессенджеров и соцсетей, в 2012 году звонки занимали лишь пятое место среди задач, для которых используют телефоны.

Как Crazy Frog всех раздражал, но был и примером для подражания

Выход персонажа в большой бизнес привёл к череде скандалов. В феврале 2005 года несколько зрителей пожаловались в Управление рекламных стандартов Великобритании на внешний вид Crazy Frog: его изображали в жилетках и рубашках, но без штанов, из-за чего были видны гениталии. В регуляторе обращения оставили без внимания, так как реклама и так квалифицировалась как неподходящая для вещания во время детских передач. Но сама Jamba! позднее провёл пикселизацию спорных частей тела персонажа. Сейчас в клипах Crazy Frog вообще нет гениталий.

В апреле многие пользователи, заказавшие рингтон только один раз, обнаружили себя подписанными на платную SMS-рассылку. В сообщениях Jamba! рекламировала другие сервисы и снимала за каждое письмо по три фунта. В конце года регулятор телефонных услуг Icstis оштрафовал поставщика mBlox на 40 тысяч фунтов стерлингов и обязал вернуть деньги 338 клиентам.

Жалобы поступали и на количество ротаций рекламы: по подсчётам The Guardian, компания выкупила столько «мест», что около 87% британцев видели рекламу Crazy Frog в среднем 26 раз в день. Это привело к тому, что многие начали воспринимать персонажа негативно, что отразилось и на клипе. Клип кроме 13 миллионов лайков собрал и почти 2,5 миллиона дизлайков, а в декабре 2011 года трек признали самым раздражающим хитом всех времён.

Но, как отмечает Junkee, Crazy Frog стал родоначальником целого «жанра», который сложно описать, но все его представители являются странными существами со смешными голосами. К таковым можно отнести вирусную немецкую песню от «Мишек Гамми» c тремя миллиардами просмотров или клип Johny Johny Yes Papa с шестью миллиардами.

Некоторые обозреватели и пользователи считают, что Crazy Frog повлиял на гиперпоп, появившийся в 2010-е годы, но окончательно закрепившийся в качестве отдельного жанра после 2018 года.

Такие треки отличаются «максималистским» подходом к поп-музыке, в которую интегрируют электронные и танцевальные тропы. Наиболее классические представители жанра — A.G. Cook и SOPHIE. За последние два года гиперпоп стал особенно популярным в тиктоке.

Что происходило с «лягушонком» десять лет и чем он займётся теперь

С 2009 по 2020 годы про персонажа ничего не было слышно: разве что в 2009 году поклонники Crazy Frog обнаружили аккаунт, в котором сообщалось о смерти «лягушки» от свиного гриппа. Этот твит вышел в разгар пандемии гриппа A/H1N1.

Весной 2020 года в твиттере, инстаграме и тиктоке появились аккаунты «настоящего» Фрога. Он обещал слушателям новый альбом, радовался победе «Ливерпуля» и советовал всем носить маски.

Фанаты активно репостили записи любимого персонажа, а ещё публиковали огромное количество посвящённых ему артов.

1 июля 2020 года аккаунт Crazy Frog в твиттере опубликовал изображение персонажа в петле, а затем быстро удалил твит и принёс извинения. Следующее важное появление случилось уже в ноябре, когда персонаж объявил о том, что «что-то готовится».

Блок instagram недоступен

Президент компании A&R Вольфганг Босс, владеющий сейчас всей музыкой Crazy Frog, объяснил решение вернуть существо «к жизни» его особой популярностью на ютубе — у официального аккаунта персонажа 11,5 миллиона подписчиков. Кроме того, владельцам захотелось попробовать возможности тиктока.

«Раньше такой платформы не существовало, а сейчас она очень важна для тех, кто делится новой музыкой и забавными вещами», — заявил Босс в разговоре с «Би-би-си».

#музыка #соцсети #интернет #профиль #crazyfrog