Интернет
Женя Кузьмин

Строчка Оксимирона про Екатерину Шульман разделила рунет. Её муж-литературовед провёл анализ — и не увидел оскорбления

К строчке «Нету милфы сексапильнее, чем Екатерина Шульман» одни отнеслись с иронией, другие — с критикой. Михаил Шульман считает, что нужно разграничивать человека и его медийный образ.

Екатерина Шульман

Политолог Екатерина Шульман — довольно известная личность. Её имя часто появляется в СМИ, её приглашают на интервью крупные YouTube-каналы, да и у неё самой достаточно популярные аккаунты в соцсетях: 100 тысяч в инстаграме, более полумиллиона на YouTube. Помимо этого, вокруг Шульман сложился полноценный фандом в соцсетях с восхищением и мемами (TJ подробно писал про это в 2020 году).

Но 1 декабря 2021 года Екатерина Шульман столкнулась с новой волной популярности: пользователи рунета бросились гуглить её имя. Причина — трек «Агент» на новом альбоме Оксимирона «Красота и уродство».

Мирон Фёдоров в первом за шесть лет полноценном релизе активно пользуется неймдроппингом (упоминанием имён известных людей), и уже во второй песне на альбоме произносит фразу: «Джей Ло — тупо в урну, заберите Уму Турман. Нету милфы сексапильней, чем Екатерина Шульман». Перед этим он называет себя сапиосексуалом — так называют людей, которые считают развитый интеллект наиболее сексуально привлекательной чертой.

Топ актуальных поисковых запросов в России на 1 декабря

График интереса к Екатерине Шульман среди пользователей Google за последние 12 месяцев

Строчку про Екатерину Шульман провозгласили «главным панчлайном» на альбоме Оксимирона — фразу сразу же стали обсуждать в соцсетях и гадать, что про неё думает сама политолог. Также комментаторы замечали, что Шульман всего на семь лет старше Фёдорова.

Но не все встретили строчку про «милфу» с иронией. Постепенно в твиттере, фейсбуке и тиктоке стало появляться всё больше мнений, что такая формулировка оскорбляет Екатерину Шульман и показывает, что объективация женщин никуда не делась, пусть теперь она и оправдывается страстью к развитому интеллекту.

Особенно критикуемым Оксимирон стал из-за контекста, при котором выходил альбом. Мирон Фёдоров вернулся после долгого затишья с признания, что начал ходить на терапию и проработал события, которые беспокоили его на протяжении всей карьеры.

Критика перешла из соцсетей в СМИ. Например, автор «Сноба» Саша Чернякова отмечала, что темы принятия себя, рефлексии по современным проблемам России у рэпера перекликаются с сексисткими комментариями, присущими жанру. «Вот такой вот оксюморон получился — новая маскулинность идет рука об руку с классическим сексизмом», — добавила она.

Назвать себя мужчиной-сапиосексуалом сегодня — вполне себе заявка на причастность к новой маскулинности, героем которой многие посчитали рэпера после откровений в треке «Кто убил Марка?». Вот только строчка песни, напротив, выдаёт в Оксимироне старого доброго сексиста, продолжающего воспринимать женщин исключительно как сексуальный объект, дополнение к мужчине, которое можно выбросить или попросту отдать кому-то, если рядом есть кто-то сексапильнее.

В данном случае рэпер ставит Шульман на порядок выше Джей Ло и Турман, видимо, подразумевая, что они не такие умные. Слабо верится, что Оксимирон общался с обеими достаточно, чтобы сделать вывод об их интеллектуальных способностях. А даже если так, на каком основании он делает противопоставление, показывая, что они условно «недотягивают» до уровня Шульман? Подобные оценочные суждения, сделанные публично, по сути травля и обесценивание, хотя после трека «Кто убил Марка?» казалось, что Мирон уж точно не будет прибегать к подобным приёмам.

Вопросы вызывает и определение «милф», на сленге означающее «мамочка, которой я бы вдул». Популярным его сделал фильм «Американский пирог» и конкретно мать Стифлера — нарочито сексуальная зрелая женщина, с которой мечтали переспать школьные друзья ее сына. После выхода фильма в порно стало популярным направление, именуемое «секс с милф», и, по правде говоря, сюжет остаётся востребованным до сих пор. Однако за 22 года с момента выхода фильма общество изменилось, и сегодня такое публичное упоминание женщины попросту унизительно.

Саша Чернякова

Сама же Шульман не комментировала строчку Оксимирона, реагируя на просьбы журналистов так: «Это же песня, её слушать надо. Постараюсь разобраться, что это значит. А где это вообще можно послушать? Это же надо какую-то пластинку покупать? Я попробую».

Зато прокомментировал муж Екатерины Михаил Шульман, литературовед. Он опубликовал в фейсбуке полноценный анализ смыслов строк в треке «Агент», попытавшись объяснить, какой смысл закладывал Оксимирон в текст песни. Шульман пришёл к выводу, что слова про «милфу» не нужно ассоциировать напрямую с Екатериной — Фёдоров упоминает, скорее, сложившийся медийный образ политолога, который живёт в сети уже отдельно от личности.

TJ приводит анализ с сокращениями — полный можно прочитать здесь.

По поводу милфы и Екатерины Шульман что нужно понимать. Как настоящий хищник, Оксимирон питается не зелёной травой т.н. «реальности», а свежим мясом тех, кто воспринимал эту реальность. («апроприация», о которой он поет, оно про это). Также делал Пелевин, но Окси пошёл дальше. Пелевин берет готовые сгустки бессознательно-общественной, или медийной реальности, из соцсетей. Использует соцсети как китовый ус на аутсорсинге, который за него прочесывает реальность, и дальше имеет дело с продуктами этой первичной обработки.

«Екатерина Шульман» в этом психическом реакторе, что очевидно, не имеет ничего общего с человеком, личностью и даже с медийным образом как таковым — «ЕШ» песни «Агент» это сложившаяся рецепция медийного образа Екатерины. Он окутан некоторой надеждой, проткан нитями некоторой желательности, ожидательности — ЕШ это Та, Которая не только Учит, как в Гиперионе Симмонса, но и Которая Наткет своим речевым ткачеством некоторую фату моргану, мару, арматуру рациональности, и в этой клетке уже можно передохнуть, в рваном ядовитом тумане той реальности, которая совсем потеряла берега, цвет, стыд.

То же самое, конечно, относится и к любому другому имени или явлению — например, «пост ГАИ» куда более крупная и ближняя к нам галактика, с огромной черной дырой в центре, позамысловатее и ярче двойная галактика «Американское посольство» и «Александр Гельевич Дугин» и т.д. т.п. Каждая строчка альбома Оксимирона — это вереница плотно упакованных галактик, которые он нанизывает, как куски шашлыка, на шампур рифм. Вообще, безошибочный признак галактики (сложного смысла) — это имя. Перебирание спиральных мурмель-шариков неймдроппинга возможно только, если они галактики, как те туманные шарики в финале «Людей в Чёрном».

Пресловутая «милфа» — это одно из качеств этого образа. Вы можете самостоятельно разобрать буквы, каждая будет осмысленна и справедлива в вышеуказанном контексте, и каждая лишена какого-то жала — нужно лишь не забывать (что для старшего поколения не так легко дается), что молодежь, которым наговаривает Окси (сам не мальчик), она обращается к вещам с бесстрашной прямотой, без обиняков, требовательно, отодвигая всякую привычную нам сложность. Мне страшновато смотреть на этот мир, в котором они живут, мир, с моей стороны кажущийся выгоревшим, обесцвеченным, в котором в том числе выпарены до сухофруктов все те запретные плоды, которые для меня имели в моей юности полновесный смысл — а они говорят свои пздцы с простотой Адама и Квы ёще до грехопадения.

Короче, слову «милфа» коробится только тот, кто не в курсе, что нас людей в парчовых каблуках сменила молодежь, прямая как сабля.

«Сексуальность» ЕШ из панча Дениса Чужого по ходу дела Оксимирон переименовывает — что технически единственно верно — в «сексапильность». Ведь эти почти идентично звучащие слова, если присмотреться, взаимопротивоположны — одно смотрит изнутри, из индивидуальной глубины (до которой никому дела быть не должно), другое рассказывает о впечатлении на других (и тем самым куда более социально допустимо).

Поэтому, скажем, недавний комментарий м-ра Паркера-Кононенко о «сексуальности» показался мне нарушением личных границ, а «сексапильность» в строчке Окси, напротив, выглядела тем жизнерадостным взрывом одобрения, который вырывается из окон траттории, когда мимо проходит Моника Белуччи — взрывом шумным и совершенно незамутненным, «ничего личного».

Итак, «милфа ЕШ» — это комплексный, отражающийся медийно, образ, который Оксимирон забирает ячейкой в свой постмодернистский текст.

Прошу прощения за расшифровку слов поэта. Но так примерно видится упакованный куб строк, если его разверстать по всем его 6 граням, включая ушки для подклейки резиновым клеем. Понимаю, что в конце концов вы скажете мне: ок, но расстроена ли Екатерина вольностями чужих о ней снов? Правда ли, что, как пишет Курьер Камчатки и Якутии: «Рэпер Oxxxymiron возмутил россиян из-за сексуализации политолога Екатерины Шульман»? Правда в том, что Екатерина просто не видит здесь темы для обсуждения.

Михаил Шульман

#соцсети #шульман #оксимирон #рэп