Интернет
Сергей Исенеков

Немецкие и швейцарские учёные: больше всего теорий заговора в поисковой выдаче показывает «Яндекс», меньше — Google

Для этого учёные вбили в поисковики конспирологические термины — «плоская Земля», «11 сентября», «Qanon», «иллюминаты», «Джордж Сорос» и «новый мировой порядок».

Схема, какую информацию выдают поисковики на запросы о теориях заговора Иллюстрация Александры Урман

Немецкие и швейцарские учёные проанализировали несколько поисковых систем на предмет выдачи теорий заговора. Целью исследования было показать, как выдача в поисковиках формирует убеждения общества и какую информацию они выдают. Об этом пишет Input.

Исследователи ввели в Google, Bing, DuckDuckGo, Yahoo! и «Яндекс» шесть терминов, популярных у конспирологов. В результате исследования им удалось выяснить, что все поисковики выдают разные результаты. Учёные также отмечают, что данные наиболее релевантны для англоязычных пользователей из США и Великобритании.

Три четверти результатов поиска по шести терминам в «Яндексе» выдавали сайты, которые либо упоминали, либо активно продвигали теории заговора. На Yahoo! удалось найти больше половины такой выдачи, а в Bing и DuckDuckGo — меньше половины. Исследователи отметили то, что Google скрывал подобные результаты. Он показывал сайт с теориями заговора лишь в одном из четырёх результатов.

Учёные отмечают, что частично результаты сводятся к типам источников, из которых поисковики их берут. «Яндекс» получил высокую долю сообщений из социальных сетей и меньшую — с новостных сайтов. По словам исследователей, больше половины результатов, представленных российским поисковиком, — это ссылки на откровенно конспирологические ресурсы. Google же выдавал больше ссылок на научные материалы и сайты или же не показывал подобный контент.

Самым интересным выводом из этой статьи можно считать тот факт, что существует огромная разница между продвижением конспирологического контента в Google и в других менее популярных поисковиках. Это также показывает то, как конспирологам приходится мигрировать на другие движки, чтобы их сайты были видны пользователям чаще.

Каролина Аре

Представители DuckDuckGo, Yahoo и «Яндекса» не ответили изданию Input на запрос о комментариях. В Google также не прокомментировали исследование, но вместо этого отправили журналисту ссылку на статью о том, как компания обеспечивает выдачу надёжных результатов. Представитель Bing рассказал изданию, что «Microsoft всегда работает над улучшением поисковой выдачи, и после рассмотрения этого исследования компания приняла соответствующие меры, чтобы защитить клиентов».

Учёные также отмечают, что обеспокоены тем, какие результаты выдаёт российский поисковик. «Мы знаем, что социальные сети используются конспирологическими сообществами для создания экосистем и широкого распространения вводящих в заблуждение материалов. Мы знаем, что в некоторых случаях несколько платформ способствуют этому», — говорят авторы исследования.

TJ также обратился в «Яндекс» за комментарием по поводу выдачи поисковика конспирологических теорий. В компании отметили, что всегда работают над повышением качества поисковой выдачи для пользователей.

Яндекс работает над повышением качества выдачи, чтобы дать пользователям качественную и достоверную информацию. В том числе, мы привлекаем экспертов, которые помогают нашим алгоритмам научиться выдавать максимально релевантные ссылки, в том числе по чувствительным запросам.

пресс-служба «Яндекса»

#яндекс #google #bing #yahoo #поисковики #теориизаговора