Интернет
Максим Друковский

2021 — год, когда мэшапы пережили ренессанс и вернули музыкальный жанр в поле зрения рунета. Помогли тикток и Оксимирон

Мало того, что разные версии стиха «Капитана Залупы» и матерной считалки рэпера вышли в народ — некоторые мемные ремиксы оказались настолько качественными, что их стали слушать неиронично.

Обложка к «тройному» мэшапу

Под конец 2021 года рунет обзавёлся собственным саундтреком: вряд ли найдутся активные пользователи соцсетей, которые за последние месяцы ни разу не слышали хотя бы один мэшап — ремикс из нескольких популярных треков. «Рукоблуд, ссанина» под Пугачёву или «Плыли мы по морю» на мотив Gorillaz — авторы продолжают соревноваться в максимально абсурдных музыкальных сочетаниях.

Корни самого жанра уходят в середину прошлого века, а до перехода в онлайн его воспринимали как экспериментальный, но абсолютно серьёзный формат. Как мэшапы трансформировались в мемы, почему стали настолько популярными у русскоязычных слушателей и чего же в этом больше — иронии или искусства? Постарались разобраться вместе с музыкальными экспертами и авторами самого популярного русскоязычного сообщества мэшаперов.

Первые музыкальные мэшапы появились ещё в 1960-х, а в 2000-х стали трендом поп-музыки

Словом «mash-up» (с английского «давить», «смешивать») в целом обозначают контент, собранный из нескольких оригинальных составляющих. Так можно назвать, например, мем из двух разных шаблонов или приложение, в котором собрано несколько сервисов. В интернете популярны видео-мэшапы: авторы монтируют сцены из разных фильмов и сериалов так, чтобы получился новый несуществующий сюжет. Сотни таких роликов появляются в рождественский сезон, подводя киноитоги года.

Чаще всего «мэшап» используется в контексте музыкального жанра, в котором треки также состоят из двух или нескольких композиций. В отличие от техники семплирования, для мэшапов обычно не записывают новых партий, а просто сводят дорожки уже готовых песен: чаще всего берётся «минусовка» из одного произведения и вокальная партия/речитатив из другого, иногда комбинируют части аранжировок.

Автором первого в поп-музыке мэшапа многие считают музыканта Гарри Нилсона. В 1967 году он выпустил трек «You Can't Do It», который преподнёс как кавер на один из хитов The Beatles. При этом двухминутная композиция включила в себя почти два десятка разных песен популярной группы, но не в формате попурри — треки аккуратно сведены в общую мелодию и звучат как самостоятельное произведение.

Другой пример одного из первых мэшапов — трек 1983 года «Do It Again Medley with Billie Jean» от итальянской группы Club House. В этот раз термин опять не пригодился — сингл обозначили как попурри, хотя по сути это классический мэшап: в треке почти в равной степени смешали песни «Do It Again» группы Steely Dan и «Billie Jean» Майкла Джексона. Итоговый результат стал хитом и попал в чарты Бельгии, Ирландии, Нидерландов и других стран.

Формироваться в отдельный популярный жанр мэшапы начали в девяностых. Пока одни артисты включали ремиксы в свои альбомы, а электронные музыканты вживую сводили треки в клубах, появлялись группы, почти полностью посвятившие себя компиляции чужих произведений. Критики в то время писали, что популярная музыка циклична, а идеальную песню можно составить из «работающих» частей уже существующих хитов.

На вручении премии Brit Awards в 2002 году певица Кайли Миноуг исполнила собственный хит «Can't Get You Out of My Head» под минус песни «Blue Monday» группы New Order. Спустя девять лет The Guardian назвал это выступление одним из главных событий в истории танцевальной музыки. Вскоре примеру последовала Мадонна и другие исполнители, а мэшапы получили всеобщее признание в индустрии.

Замиксованные треки стали часто использовать в рекламных роликах, в саундтреках к фильмам и сериалам, а в топы мировых чартов попали такие хиты как «Numb/Encore», «Boulevard of Broken Songs» и «Destination Calabria» — мэшапы в разной степени популярных песен прошлых лет. В 2009 году вышла ритм-игра DJ Hero (аналог Guitar Hero) с диджейским пультом и более чем сотней мэшапов известных композиций.

В 2010-х жанр переместился в интернет и впитал в себя мем-культуру

Интерес музыкальной индустрии к мэшапам постепенно снизился, зато формат переняли энтузиасты-любители. Этому способствовали цифровое распространение песен, интуитивно понятный софт для сведения музыки, а также соцсети, где можно показать свои работы широкой аудитории. В интернете жанр со временем трансформировался: авторы ремиксов стали использовать не просто популярные песни, а мемные треки и смешные видео.

Из доступных инструментов существует, например, веб-сервис rave.dj. С его помощью можно соединить два трека прямо в браузере, указав лишь ссылки на ютуб. Результат далеко не идеальный, зато позволяет создать мэшап любому пользователю без опыта и знаний.

Некоторые мэшапы сформировали отдельный жанр. Например, гачимучи, основанный на низкобюджетном гей-порно девяностых. Основной формат фандома, зародившегося ещё в 2007 году — ремиксы известных песен, в текст которых вставляют слова и фразы из порнофильмов. Из-за источника цитат и только частичной замены текста это больше похоже на использование сэмплов, хотя некоторые авторы заменяют слова оригинала полностью.

Ещё один пример самостоятельного мэшап-мема — трек группы Smash Mouth «All Star» из мультфильма «Шрек». Песня давно стала мемом сама по себе, а в какой-то момент её начали смешивать с хитами других исполнителей — от Эда Ширана и Эминема до Linkin Park и Limp Bizkit. Авторы и слушатели отмечали, что знаменитые строчки идеально ложатся на музыку любых жанров: ремиксу посвятили десятки подборок и даже полноценные альбомы.

В 2016 году блогер Джон Судано построил свой контент на феномене «All Star» — он записал десятки роликов, в которых включал «минусовки» разных песен, но пел под них исключительно саундтрек «Шрека». Иногда казалось, что часть мелодий совершенно не подходит под текст, и после вступления блогер собьётся или споёт другую песню. Но Судано оставался верен своей традиции и набирал миллионы просмотров.

Рано или поздно почти все популярные в сети треки, будь это мемы или старые хиты, становятся основой для мэшапа. Иногда это перерастает в отдельную шутку с десятками пародий, а иногда остаётся уникальной работой. Авторы таких ремиксов часто объединяются в целые сообщества, где делятся идеями, музыкальными исходниками и результатами своего творчества.

Одно из самых популярных сообществ в рунете — паблик #mashup, участники которого ежедневно выкладывают десятки ремиксов. Среди них встречаются как мемные мэшапы, так и серьёзные работы на основе популярных песен. Некоторые авторы балансируют на стыке и превращают мемы в полноценную музыку, например, добавляют качественный бит в изначально шуточный рэп.

Паблик появился в декабре 2014 года как агрегатор работ жанра SoundClown (от названия сервиса SoundCloud и «клоун») — это короткие музыкальные и звуковые шутки. Треки такого формата в группе можно найти и сейчас, но под отдельным тегом — основной контент посвящён именно мэшапам. В соцсети на тот момент не было других подобных сообществ, поэтому #mashup вырос за счёт уникального контента.

#soundclown — это популярный в 2013-2014 годах жанр мэшапов на soundcloud.com, где всячески издевались над «Gangnam Style», Death Grips, Паровозиком Томасом, классическими американскими рэперами, Скриллексом и тонной других зарубежных ребят.

Со временем в группе стали появляться опытные мэшаперы, а вместе с ними и оригинальные работы. Примерно через три года авторского контента стало так много, что админы паблика решили почти полностью сосредоточиться на нём. По подсчётам создателей, за семь лет они опубликовали десятки тысяч разных мэшапов.

Сейчас #mashup насчитывает больше 130 тысяч подписчиков. Часть из них являются регулярными авторами — в день в «предложку» поступает порядка 50 работ. Мэшаперы делятся собственными идеями или реализуют чужие, а ироничные треки обычно дополняют мемными обложками и даже клипами.

Большинство мэшаперов почти никак не зарабатывают на своём творчестве. «Некоторым всё же удаётся хотя бы немного монетизировать работы, но это происходит через систему донатов, которые авторы внедряют в свои личные паблики, — отметили админы группы в разговоре с TJ. — Это не совсем тот тип контента, на котором можно спокойно зарабатывать».

Оксимирон и Капитан Залупа: в 2021 году мэшапы вышли за пределы локальных сообществ в народ

За годы мэшапы набрали свою аудиторию, но по-настоящему массовыми становились только отдельные мемы вроде «От винта» из «Смешариков» или Megalovania из игры Undertale. Однако в последние несколько месяцев 2021 года в рунете появилась россыпь разнообразных ремиксов — их подают как самостоятельный контент или в качестве саундтрека к другим мемам.

Первым заметным трендом стали мэшапы с фрагментом баттла 2015 года Оксимирона с Johnyboy. Культовую цитату с перечислением оскорблений стали накладывать на разные минуса, в том числе совсем неподходящие в контекст. Началось всё с работы Виталия Глубокого, который в середине октября соединил нецензурный текст с мелодией из «Позови меня с собой» Аллы Пугачёвой. Автор выложил мэшап в группе [alt], «экспериментальном филиале» #mashup .

Осторожно, во всех последующих роликах присутствует мат.

Мэшап разошёлся сперва во «ВКонтакте», а вскоре и в тиктоке. За несколько дней пользователи записали тысячи роликов с абсурдным саундтреком, а работу оценили известные блогеры и исполнители — например, Эльдар Джарахов и Слава КПСС, ещё один баттл-оппонент Оксимирона. Позже, правда, из тиктока трек удалили. Зато в сети появились сотни перезаливов и десятичасовые версии короткого ремикса.

На волне популярности трека десятки авторов стали создавать свои версии мэшапов со «считалочкой» Оксимирона на всевозможные инструменталы. В ход пошла классика российской эстрады, мировые хиты разных лет, музыка из фильмов и мемные песни вроде «польской коровы» или Стекловаты. Треки расходились в основном в тиктоке и на ютубе.

В сети даже появилась теория о том, что это спланированный пиар-ход рэпера перед выходом нового альбома. Однако никаких доказательств этой версии не нашлось — только аргументы против. Музыкальный журналист и соведущий ютуб-шоу «Вписка» Николай Редькин в разговоре с TJ выразил уверенность — такой артист как Оксимирон не позволил бы ироничного подхода к собственному творчеству. «Если бы это был Моргенштерн или кто-то там ещё, мы бы могли поверить в спланированность кампании, но здесь вряд ли — просто так вот интересно совпало», — добавил он.

Админы #mashup в свою очередь считают, что это сработало в обратную сторону: анонс новых треков и последующий выход микстейпа вместо полноценного альбома только увеличили популярность тренда. При этом, несмотря на масштабную волну осенью 2021 года, тот самый фрагмент баттла превратился в мем ещё в 2015 году — первые мэшапы появились уже тогда.

«Любимый жанр интернета — это пародии. А мэшапы по сути — та же пародия. Жанр берёт какое-то явление и помещает его в непривычный контекст. И когда Оксимирона, пусть и в довольно „рофляном“ проявлении, поместили в контекст ещё более „рофляный“, это попало в нерв российского интернета — эта среда тяготеет к угару над всем», — поделился Редькин.

И действительно, в ноябре жанр полноценно ушёл в народ. В тиктоке тысячи авторов набирают миллионы просмотров на каждом ролике, для треков находят всё больше новых первоисточников, а редакторы TJ признаются, что мэшапы помогли пережить очередной год. Редькин отметил ещё один сигнал, что «мэшапы стали больше, чем интернет-мем, и вышли из-под контроля» — «разогрев» на московском концерте популярной певицы Доры в виде ремикса её главного хита и текста Оксимирона, которому хором подпевал весь зал.

В какой-то момент авторы мэшапов решили, что потенциал «считалочки» частично исчерпал себя, и на смену Оксимирону пришёл «Капитан Залупа». Ролик с мужчиной, танцующим под собственное исполнение матерного стишка, разошёлся в сети ещё весной, а спустя полгода его взяли за основу для сотен ремиксов и каверов.

Некоторые пользователи вернулись к классическим мэшапам из нескольких известных треков. Такие работы хоть и не запускали новую волну ремиксов, но превращались в самостоятельный мем — песня выступала как саундтрек для видеошаблона. В ноябре завирусился мем «Метро Люблино» с мэшапом «In Da Club» рэпера 50 Cent и кабардинской мелодии, а ещё чуть позже набрал популярность ролик с Томом Харди, для которого «Блестящих» замиксовали вместе с хитом «99 problems» от Kizaru и Big Baby Tape.

Админы паблика #mashup рассказали TJ, что нейтрально относятся к новой волне популярности жанра, но видят в ней одну проблему — низкое качество большинства работ. Многие авторы не имеют опыта сведения треков, и для создания мэшапов пользуются плагином MORPH. Он смешивает дорожки автоматически, так что пользователям достаточно знать всего несколько тонкостей. В группе тоже постят треки, сделанные при помощи «морфа», но под отдельным тегом — их считают скорее «баловством или шитпостом».

Проблема в реализации идей, которые можно и нужно доводить до хорошего уровня. Но, к сожалению, тикток — это народная платформа, и там людям не скажешь, что хорошо, а что плохо.

Однако среди автоматических ремиксов обнаружилось и несколько детально проработанных мэшапов. Они выделялись в обилии «ленивых» работ и ещё шире расходились в соцсетях. Два таких трека выделил Редькин: мэшап Верки Сердючки и Оксимирона он назвал «произведением искусства», а любимым для него стал тройной мэшап сразу с двумя мемными первоисточниками.

Лучшее, что я слышал в этом году из мэшапов — это мэшап на песню Gorillaz «Feel Good Inc.», где куплет — это песня про «Капитана Залупу», а припев — знаменитая мемная «считалка» Оксимирона. Это 2021 год in a nutshell — всё, можно закрывать, слепок времени готов.

Николай Редькин

Широкая популярность качественных работ и распространение мэшапов вне «мемного контекста» говорят о том, что многие перестают воспринимать изначально шуточные треки иронично. Выйти на уровень профессиональных музыкантов, пожалуй, пока невозможно — как минимум, из-за авторских прав. Да и жанр, по словам Редькина, всегда был фольклорным. Однако миллионы прослушиваний и монетизация контента в сети возможны и вне стримингов.

В паблике #mashup тоже признают, что в основе всех современных мэшапов лежит интернет-культура и мемы: «В интернете исторически всё начиналось с мемных работ. Они у нас заложены в ДНК, поэтому нас любят и слушают». Но немалая часть подписчиков воспринимает такой контент в том числе как полноценную музыку и без всякой иронии слушает их в повседневной жизни.

Мы работаем как для тех, кто воспринимает мэшапы как музыку, которую можно слушать как обычные песни, так и для тех, кто просто хочет посмеяться с нестандартных идей. Особенно ценятся те мэшапы, которые выполняют обе задачи сразу.

#музыка #соцсети #мемы #tiktok