Интернет
Никита Лихачёв

Гость TJournal: Татьяна Задорожняя

Ставшая популярной в Instagram российская художница о коммерческих «смешных картинках», отношении к конкурентам и прокрастинации

Каждую неделю TJournal приглашает к себе в гости интересных деятелей интернета. На этот раз мы поговорили с художницей и иллюстратором Татьяной «Tavlla» Задорожней, ставшей популярной в ЖЖ и Instagram за узнаваемые милые рисунки с ироничными подписями, о первом коммерческом проекте «прямоугольная птица Владислав» для соцсетей, отношении к другим художникам и о прокрастинации.

Как бы ты назвала свою профессию? Художник? Иллюстратор? 

До художника мне ещё расти и расти. Так что скорее иллюстратор.

Ты давно рисуешь? 

Тут бы хорошо, конечно, рассказать какую-нибудь трогательную историю о том, как я в пятилетнем возрасте по ночам рисовала гуашью под одеялом, но ничего такого не было, увы. Я довольно много рисовала с раннего детства, но без какой-то особой одержимости. В художественную школу не ходила, просто рисовала и всё.

В таком примерно стиле, как сейчас, начала рисовать в 2005 году. А потом, постепенно, это превратилось в основное занятие. 


Почему ты стала популярна в интернете? 

Это не ко мне вопрос. Начала выкладывать в сеть картинки, а дальше оно само. 


Но знаменитой ты стала именно благодаря онлайну, а уже потом известность переместилась в обычную жизнь. Тут есть какая-то формула успеха?

Интернет — это возможность для любого более или менее творческого человека донести до окружающих, что он что-то умеет делать. Никаких формул успеха нет. Просто если ты делаешь что-то, что интересно другим, это рано или поздно начинает распространяться в геометрической прогрессии.

Всё-таки ты этим зарабатываешь? Можно ли сегодня хорошо получать, рисуя в интернете?

Мне очень нравится слово «всё-таки» в вопросе! Да, это сейчас моя профессия, я этим зарабатываю.

Можно ли зарабатывать картинками? Можно. Можно ли хорошо зарабатывать картинками? Можно. Можно ли очень фигово зарабатывать картинками? Тоже можно. Это зависит от миллиона факторов: в каком стиле ты рисуешь, много ли у тебя конкурентов, за какие заказы ты готов браться и так далее.

Например, сейчас у меня очень много заказов, всё расписано до конца года практически. Если раньше я выбирала интересные заказы, а от неинтересных отказывалась, то сейчас приходится и от части интересных отказываться тоже, потому что всё успеть нереально. Но никто не гарантирует, что, допустим, через год я всем не надоем и заказы не прекратятся вообще.



Какие у тебя есть любимые проекты?

Если говорить о самых любимых, то это плакаты «Привычки» для благотворительного собрания «Все вместе». Там такие истории в картинках из двух частей: в первой рассказывается о какой-нибудь дурацкой привычке типа «Михаил всё время подкидывает в воздух маленького хомячка. Это раздражающая привычка», а во второй рассказывается о привычке каждый месяц перечислять в благотворительный фонд сто рублей, которая может спасти чью-то жизнь. Я довольно долго эту идею вымучивала, нарисовала в итоге тридцать разных привычек, они постепенно появляются на московских остановках и в печатной прессе. 

Ты выбираешь или тебя выбирают?

Обычно я читаю, что мне предлагают, и принимаю решение в зависимости от того, интересно ли мне и есть ли на это время. 


На каких площадках удобней и выгоднее работать — в интернете или офлайне?

Я для интернета мало что делала на самом деле, в основном это какие-то офлайновые штуки.

Ты уже рисовала что-то по заказу для формата соцсетей?

Да, недавно первый раз нарисовала несколько работ конкретно для соцсетей — комикс про прямоугольную птицу Владислава для Anywayanyday. У меня до этого было два совершенно некоммерческих комикса в Твиттере — «Мирные коровки» и «Овца-мизантроп». Коровок я прекратила рисовать сама, потому что они начали изживать себя, а овца сейчас в таком замороженном состоянии, потому что времени не хватает, и я от неё подустала немного. Но вообще хотелось уже какой-нибудь новый комикс начать. Так что, когда Anywayanyday ко мне обратились и сказали, что рисовать в комиксе можно всё что угодно, я почти сразу согласилась. 


Почему птица?

На самой первой встрече мне рассказали, что в логотипе Anywayanyday спрятана птичка, но на это почти никто не обращает внимания. Поэтому вопрос с выбором персонажа долго не стоял. Не хотелось характер птички прописывать в названии, поэтому она просто прямоугольная. А Владислав — потому что звучит хорошо.


Компании все чаще стали прибегать к помощи известных иллюстраторов. Почему?

Все просто ищут какие-то новые форматы, мне кажется. 


Им — твоя известность, а тебе что?

А мне интересно это рисовать и приятно работать с людьми, которые вообще не вмешиваются в творческую часть. 


Есть какая-то точка, когда известность в интернете лишается вирусного эффекта, и популярность тоже должна поддерживаться и продвигаться?

Есть ли какой-то «потолок» известности и популярности? Конечно, есть. Надо ли как-то искусственно увеличивать свою известность и популярность? Не вижу в этом смысла. Никогда не пробовала и не хочу.

Чем ты занимаешься, кроме рисования?

У меня экономическое образование, и я почти четыре года проработала по специальности. Потом в какой-то момент поняла, что рисованием хочу заниматься гораздо больше, чем логистикой и импортом, и уволилась.


Есть ли какие-то художники и иллюстраторы, на которых ты ориентируешься или с кем хотела бы поработать вместе?

Не могу сказать, что я на кого-то ориентируюсь. Я все-таки довольно специфические картинки рисую. Да и с кумирами у меня как-то туговато.

Есть иллюстраторы, работы которых мне нравятся. Например, очень люблю современную шведскую детскую иллюстрацию. Поработать вместе вряд ли хотела бы, мы же передерёмся. 


Тебе интереснее, чтобы твои картинки вирусно разлетались по интернету, или чтобы они использовались крупными, известными брендами?

Мне интересно придумывать и рисовать. И всё. Когда я рисую картинку и выкладываю её, допустим, в Инстаграм, у меня нет цели, чтобы она «вирусом разлетелась по интернету». Мне пришла в голову идея, я её нарисовала и выложила. Просто вместо того, чтобы вешать фоточку с первым снегом, я публикую картинку про короля тупышей. 

Для компаний рисовать сложнее, чем для себя, потому что есть задача, которую необходимо решить, и есть рамки. Но обычно, чем сложнее, тем интереснее, по крайней мере, для меня. 


Какие-то ещё крутые проекты уже запланировала? 

У меня дофига идей, которые хочется осуществить, но я никогда не рассказываю заранее. Очень не люблю говорить о том, что ещё не сделано.

Есть ли какие-то интернет-ресурсы, где тусуются российские художники? 

Думаю, что есть, но я там не тусуюсь. 


Не надоело рисовать похожие друг на друга картинки? Рамки стиля? 

В едином стиле я не вижу минусов и не вижу для себя никаких рамок, если честно. Когда надоест, попробую что-нибудь другое. 


Как ты отдыхаешь, когда не рисуешь? 

Каких-нибудь фантастических или экзотических увлечений у меня нет. Все банально: встречаюсь с друзьями, смотрю кино, читаю книжки, туплю, сплю. 

Есть ли у тебя сообщества в соцсетях, через которые ты продвигаешь свои работы? 

У меня нет сообществ, есть свои аккаунты в ЖЖ и Инстаграме, в которых я выкладываю картинки.

Ты считаешь себя блогером? Следишь за недавними инициативами по введению обязательной регистрации блогеров?

Терпеть не могу слово «блогер», себя блогером не считаю, и конечно же, предпочла бы, чтобы меня никогда так не называли. Про новый закон я, естественно, в курсе, как тут быть не в курсе-то.



Где ты находишь сюжеты для своих рисунков?

У меня есть маленькие невидимые придворные еноты, которые придумывают все за меня. Нет, ну серьёзно, что еще можно ожидать в ответе на такой вопрос. 


С каких трех сайтов начинаешь свой день?

Читаю твиттер за завтраком, чтобы примерно представлять, что происходит. Если бы я начинала день с трёх сайтов, я бы садилась работать ближе к вечеру. Прокрастинация — наше всё.

Святая троица

Сайты, с которых Татьяна начинает каждое утро

Twitter, сервис микроблогов

#Интервью #социальные_сети #Гость_TJournal #художники #Татьяна_Задорожняя #Anywayanyday #как_стать_известным_в_соцсетях #прямоугольная_птица_Владислав