Интернет
TJ

Моя изнурённая гомофилия

Андрей Коняев научно объясняет причину, по которой его лента в Фейсбуке превратилась в говно

Автор: Андрей Коняев

Сооснователь SMM-агентства «Мохнатый сыр» и кандидат физико-математических наук Андрей Коняев в колонке для TJournal объясняет с научной точки зрения, почему его лента новостей в Фейсбуке превратилась в нечитаемую смесь из политики, футбола и странных новостей, которые ему неинтересны.

Надо признать честно и объективно: моя лента Facebook в последний пару месяцев превратилась в полное говно. Причем не какое-нибудь там унылое, а говно с ярко выраженной мозаичной психопатией — Украина, футбол, креаклы, колорады, снова Украина и выход пятого GTA на ПК. Разумеется, самое простое и логичное объяснение всего этого скрыто в названии одной песни с альбома Iowa группы Slipknot, но мы не ищем лёгких путей. 

Я попытался найти научный ответ на этот важный для меня вопрос.

Для начала мы поговорим о гомофилии и гетерофилии. Оба этих термина относятся к довольно молодой области знаний — теории социальных сетей, а вовсе не к геям и гетеросексуалам, как мог бы подумать депутат Милонов. Нет, конечно, изучать общество с точки зрения структурного функционализма начал еще Эмиль Дюркгейм в XIX веке, однако по-настоящему репрезентативную статистику стало возможным получить только с возникновением социальных сетей в смысле платформы в интернете. Поэтому область знания всё-таки молодая.

Так вот, в формировании социальных сетей есть две противоположные тенденции. Первая носит название гомофилия и обозначает стремление людей сбиваться в достаточно однородные кучки — скажем, по возрасту или политическим предпочтениям. Это стремление понятно: если у людей общие интересы, то им проще общаться и заводить знакомства. Фанатам футбола есть о чём поговорить с фанатами футбола и так далее.

Вторая тенденция — стремление людей формировать коллективы, состоящие из разнородных персонажей. В 60-х годах Эверетт Роджерс показал, что по такому принципу устроены наиболее успешные научные коллективы: гетерофильная среда способствует формированию новых идей, столкновению интересов и многим другим заведомо полезным вещам.

Третий эффект, о котором идёт речь, связан с особенностями восприятия человеком информации и относится к когнитивной науке. Это искажение, вызванное соглашением: людям свойственно доверять информации, которая подтверждает их точку зрения, а не опровергает. 

Ещё одним проявлением этого эффекта является интерпретация несвязанных событий в собственную пользу. И защитники, и противники присоединения Крыма к России, например, пользуются одним и тем же набором событий для подтверждения собственных точек зрения.

Наконец, четвертый эффект относится скорее к философии — это парадокс релевантности. Он говорит, что проверить, является ли та или иная информация релевантной, можно только узнав её. Этот парадокс только кажется умозрительным: в прошлом веке строительство ирригационных систем в Африке привело к резкому росту заболеваний шистозомой. Причиной стало то, что инженеры, решая свои собственные инженерные проблемы, просто не знали о существовании такого заболевания, а, главное, технических решений для простой и эффективной борьбы с его распространением.

Держа в уме эти эффекты из разных областей человеческого знания, мы теперь в состоянии ответить на поставленный в начале колонки вопрос — если кто не помнит, он был «почему лента Facebook превратилась в говно». 

Искажения соглашения приводит к доминированию гомофилии. Вызванный этим застой не способствует распространению новых, свежих мыслей и идей. А я, вместо того, чтобы поудалять нахер всех, кто мне не нравится, пытаюсь бороться с парадоксом релевантности.

Жаль, непонятно, что с этим делать,
Андрей Коняев,
Специально для TJournal

#Колонка #Facebook #социальные_сети #как_работает_лента_новостей_Facebook #новостная_лента #освещение_новостей_об_Украине #Андрей_Коняев #гомофилия #гетерофилия #Эверетт_Роджерс #парадокс_релевантности