Интернет
Виктор Степанов

Журналистика поддона

Русский RT и «Москва 24» приняли дизайнерский проект шестилетней давности за новый вид городского транспорта

Российские телеканалы выдали дизайнерский проект чешского художника Томаша Моравеца (Tomas Moravec), созданный шесть лет назад, за новый вид городского транспорта, позволяющий передвигаться по трамвайным путям на деревянном поддоне. Сюжеты о необычной конструкции показали русский RT, «Москва 24», а также сайт программы «Вести», выходящей на канале «Россия».

Русский RT 9 июля выпустил сюжет, в котором сообщал, что «житель Братиславы» приделал к обычному поддону для хранения грузов колёса и стал использовать его в качестве транспортного средства. Выложенный им в сеть видеоролик, демонстрирующий как работает изобретение, «набирает популярность на YouTube», уточняли журналисты.

В тот же день о словаке, передвигающемся на поддоне по рельсам, рассказали по «Москве 24». Ведущий канала сообщал, что создателя транспортного средства зовут Иоланте Сеив, а пойти на разработку поддона его заставили «пробки и давка в общественном транспорте».

10 июля небольшая заметка о «железнодорожном самокате» (со ссылкой на сюжет «Москвы 24») также вышла на сайте информационной программы «Вести».

Тем не менее, все три сообщения в СМИ о словаке и его поддоне содержали в себе сразу несколько существенных неточностей.

Ролик, на который ссылались телеканалы, появился на YouTube 8 июля. Видео показывает, как некий молодой человек ставит на трамвайные рельсы деревянный поддон на колёсах и едет на нём по городу, обращая на себя внимание прохожих.

Запись действительно выложил на видеохостинг пользователь под именем Иоланте Сеив (Yolante Ciew), однако к созданию поддона он не имеет никакого отношения. Более того, самому транспортному средству уже шесть лет — на трамвайных путях Братиславы оно появилось ещё в 2008 году.

Автором изобретения (хотя правильнее его было бы назвать — арт-объектом) является житель Чехии, а не Словакии — дизайнер и художник Томаш Моравец (Tomas Moravec). Описание поддона можно найти на его сайте в одном портфолио с другими работами.

Как сообщает Моравец в описании проекта, придуманный им транспорт призван изменить «пространственную перспективу находящегося в движении пассажира» и «повлиять на всю жизнь города, по карте трамвайных путей которого будет передвигаться поддон». О пробках или давке в транспорте, дизайнер не упоминает.

Вместо этого Моравец объясняет, почему, проживая в Праге, для своего эксперимента он выбрал именно Братиславу. Дело в том, что ширина трамвайных путей в столице Словакии на 435 миллиметров меньше, чем в чешских городах. Это позволяет стандартному деревянному поддону длиной 1200 и шириной 800 миллиметров, используемому для хранения грузов в странах Европы, идеально вписываться в колею.

Приводится на сайте Томаша и оригинал видеоролика, на котором он тестирует конструкцию в городских условиях. Видео загружено с помощью видеохостинга Vimeo в марте этого года, но прямо в заголовке содержит указание, что записано оно в 2008-м.

Обратили внимание на видео Томаша Моравеца и пользователи российских социальных сетей. Видеоролик, загруженный чешским дизайнером на Vimeo, 9 июля появился на странице фотографа и блогера Ильи Варламова во «ВКонтакте». В подписи к ролику фотограф указывал только ту информацию, которая соответствовала действительности — что запись демонстрирует поездку по рельсам на поддоне в Братиславе.

Ранее, 8 июля, Варламов выложил у себя в ЖЖ большой фотоотчёт, не имеющий никакого отношения к поддону Моравеца, но при этом также связанный с темой городского транспорта и трамваев в частности.

В посте под названием «Новый русский трамвай» фотограф рассказывал о своём визите на екатеринбургский Уралвагонзавод, где шла в то время подготовка к презентации нового отечественного трамвая Russia One.

Как отмечал Варламов, трамвай почти полностью является российской разработкой — из иностранных комплектующих у него только «гармошка» и механизмы дверей. Блогер называл модель «очень крутой», подчёркивая, что у Russia One есть все шансы стать «первым отечественным трамваем, за который не стыдно».

«Супертрамвай» в блоге Варламова, серийное производство которого начнётся уже осенью, стал предметом активного обсуждения в СМИ и соцсетях. В Твиттере его даже окрестили «айфоном на рельсах».

Обновлено: в первоначальной версии заметки сообщалось, что сюжет о братиславском поддоне показал RT. В реальности телеканал RT не показывал этого сюжета: ролик появился на сайте русского RT, у которого нет своего телеканала.

#Статья #YouTube #фейлы #социальные_сети #СМИ #фото #видео #Илья_Варламов #Vimeo #фейлы_СМИ #Вести #Russia_Today #Уралвагонзавод #телеканал_Россия #деревянный_поддон_на_колёсах #Братислава #чешский_дизайнер_создал_деревянный_поддон_для_передвижения_по_трамвайным_путям #городской_транспорт #Томаш_Моравец #новый_русский_трамвай #Russia_One