Интернет
Максим Друковский

Религиозные сервисы заменили верующим посещение храмов. Теперь компании торгуют их данными о молитвах и исповеданиях

Пользователи молитвенных приложений общаются с онлайн-священниками, не осознавая, что все «разговоры с богом» позже используют для рекламы.

Иллюстрация BuzzFeed News

В последние годы религиозные онлайн-сервисы и приложения для молитв набрали огромную популярность среди верующих. Из-за пандемии многие отказались от личного посещения храмов, и цифровые аналоги стали одной из главных альтернатив обратиться к богу и сохранить связь с сообществом. Но сфера привлекла внимание рынка, и она превратилась в бизнес-индустрию.

Большинство сервисов бесплатны и не показывают рекламу, а монетизируют их при помощи торговли данными. То, что всегда считалось очень личным, стало продуктом, покупатели которого зарабатывают на переживаниях других людей. Журналисты издания BuzzFeed News рассказали о цифровой трансформации религии и связанных с этим этических проблемах.

* * *

На рынке существуют десятки молитвенных приложений, где тысячи людей делятся своими проблемами, надеждами и опасениями. Одни делают это публично, как в соцсетях, в поисках поддержки со стороны сочувствующих, другие исповедуются в диалогах и обращаются к священнослужителям, а третьи молятся без посторонних, рассчитывая на помощь высших сил.

Для многих пользователей оказывается сюрпризом, что об их сакральных откровениях узнают и создатели сервисов. Они обрабатывают полученную информацию, дополняют её другими данными и формируют из этого образ человека. Затем эти образы продают маркетологам, которые на их основе воздействуют на эмоции людей и заставляют их покупать товары.

Pray.com — одно из самых популярных таких приложений. Оно предлагает пользователям текстовые и аудиоверсии Библии и молитв, тематические материалы и подкасты, а также общение в сообществах других христиан. С момента запуска там зарегистрировалось более десяти миллионов человек, средняя оценка сервиса в магазинах приложений — 4,7 звезды.

Скриншоты Pray.com из App Store

В политике конфиденциальности Pray.com раскрывается, какие именно данные собирает сервис: местоположение пользователя, публикуемые им сообщения, контент, потребляемый внутри приложения, и переходы по внешним ссылкам. В документе говорится и о том, что сервис передаёт полученные данные третьим лицам в коммерческих целях.

Молитвенный сервис не ограничивается данными, которые собирает сам. Создатели также покупают у брокеров данных дополнительную информацию о пользователях, которая может включать пол, возраст, семейное положение, этническую принадлежность, политические взгляды и интересы. Долгое время об этом не упоминалось — такой пункт появился только 22 декабря, после обращения BuzzFeed News к представителям компании.

Прочие соцсети могут служить местом, где пользователи раскрывают свою социальную или профессиональную идентичность. Молитва всегда была глубоко личным опытом.

Стив Гэйтена

В компании отказались раскрыть, с какими брокерами они сотрудничают и кому именно продают полученные данные. Пресс-секретарь Pray.com Пэт Шортридж заявил, что сервис не продаёт ни тексты сообщений и молитв пользователей, ни информацию о конкретном контенте. Однако специалист в сфере конфиденциальности Зак Эдвардс выяснил, что это не так.

По словам Эдвардса, сервис на самом деле передаёт эти данные некоторым «третьим лицам», в том числе Facebook. Соответственно, маркетинговые инструменты соцсети предполагают таргетированную рекламу на основе молитв пользователей. Шортридж не прокомментировал эту информацию, хотя представители соцсети заявили, что проведут расследование ситуации.

При этом, многие приложения не указывают при установке или регистрации, какую именно информацию и с какой целью они собирают. Это беспокоит пользователей, которые узнают об этом не сразу. Одна из них отметила, что во время молитвы «верующие ожидают уединения», а другая назвала подобные методы маркетологов «манипулятивными и грабительскими».

Ситуацию прокомментировали и некоторые политики. Рон Уайден, сенатор от штата Орегон, заявил, что компании обязаны открыто отчитываться о сборе информации о чужих молитвах. «Сокрытие этого — отвратительный признак того, что авторы приложений ставят прибыль превыше веры», — добавил он.

Сенатор Рон Уайден. Фото Newscom

Объектом подробного анализа в молитвенных приложениях могут стать не только взрослые пользователи. Например, в Pray.com существует раздел обсуждений «Истории детей», предназначенный для подростков. А один из профилей, который обнаружили BuzzFeed News, якобы принадлежал 12-летнему мальчику. Он писал публичные молитвы, в которых говорил о своих суицидальных мыслях.

Представители сервиса заявили, что в приложении могут зарегистрироваться только пользователи старше 16 лет, однако в веб-версии можно выбрать и другой возраст. Так или иначе, через некоторое время после обращения журналистов за комментарием по поводу нарушающего правила аккаунта, тот оказался удалён.

Популярность религиозных сервисов и потенциальная выгода привлекли в сферу серьёзные инвестиции. В конце 2021 года похожие на Pray.com сервисы Hallow и Glorify сообщили о вложениях в размере 40 миллионов долларов в каждый. Главные молитвенные приложения финансируются крупными венчурными фондами, а функционал «постов с молитвами» весной 2021 года появился в фейсбуке.

Святая Троица уже здесь: люди на изоляции, жаждущие вернуться в своё религиозное сообщество, конфессии, которые отчаянно пытаются адаптироваться в онлайн-мире, и инвесторы в поисках ещё не занятой ниши.

Кэтрин Бойл

Некоторые компании, в том числе Hallow и Glorify, заявляют, что вообще не передают информацию о пользователях маркетинговым компаниям. Однако в их политике конфиденциальности также указано, что собранные личные данные являются бизнес-активом, который те имеют право продать или использовать в других целях. В некоторых случаях это происходит не регулярно, а большой сделкой.

Так произошло с ныне закрытым сервисом Instapray, который изначально не предполагал никакой монетизации. Он набрал аудиторию в несколько десятков пользователей, привлёк инвестиции, но через два года его выкупила крупная медиакомпания из Калифорнии. После этого сервис сразу закрыли, но база данных сохранилась у владельцев. Как именно сейчас используются эти данные, они не уточняют.

Скриншоты сервиса Instapray

По мнению Зака Эдвардса, изучившего несколько молитвенных приложений, подобные сервисы в ближайшие годы начнут переходить и на другие способы заработка. Уже сейчас Pray.com предлагает премиум-подписку за 60 долларов в год (около 4750 рублей), а в будущем пользователи столкнутся ещё и с рекламой внутри самих сервисов — вероятно, основанной в том числе на собранных данных.

Религиозные онлайн-сервисы постепенно становятся ближе к соцсетям и начинают использовать уже устоявшиеся методы привлечения клиентов. Одна из инвесторов Glorify в обращении, посвящённом сделке, в контексте молитв говорила о системе «стриков» — награждений за последовательность действий, которыми мотивируют, например, приложения для тренировок.

Представители религий опасаются, что заимствование подобных методов исказит опыт взаимодействия с сообществом и богом, а верующие люди окажутся под влиянием манипуляторов. До закрытия Instapray уже критиковали за политические заявления, замаскированные под молитвы, а со временем возможностей для такого взаимодействия окажется ещё больше.

Интерес к базам данных, собранных из молитвенных сервисов, проявляют и государственные органы, в том числе силовые структуры. Так, в 2020 году американские военные приобрели данные о местоположении пользователей, полученные из нескольких приложений для мусульман. Информацию планировали использовать в различных спецоперациях.

Верующие, с которыми поговорили журналисты, продолжили пользоваться сервисами, когда узнали об условиях сбора данных. Однако их отношение к компаниям изменилось: кто-то сократил время, проведённое в приложении, кто-то удалил часть информации о себе из профиля. «Молитва должна быть бесплатной», — считает пользовательница Pray.com.

https://tjournal.ru/post/77572

#сервисы #религия #конфиденциальность