Интернет
Никита Лихачёв

Гость TJournal: Андрей Коняев

Сооснователь агентства «Мохнатый сыр» о запуске СМИ о науке «Образовач», объяснительной журналистике и правильном SMM

Каждую неделю TJournal приглашает к себе в гости интересных деятелей интернета. На этот раз мы поговорили с сооснователем SMM-агентства «Мохнатый сыр» о запуске СМИ о науке «Образовач», «Лентаче» и старой «Ленте.ру», Антоне Носике, тренде на объяснительную журналистику и о правильном продвижении в соцсетях.

Зачем вы сделали «Образовач»?

Во-первых, мы лучше всех умеем делать и переупаковывать контент. Я имею в виду себя, Игоря Белкина и Сашу Ершова (бывшего редактора рубрики «Наука» на «Ленте.ру» — TJournal).

Это не задумывалось как рекламная площадка. Изначально мы планировали сделать тестовый полигон: посмотреть, как пойдёт. Мы не ожидали, что все так резко стартанёт. Хотели попробовать попереводить какие-то видео для себя, посмотреть, как работает продакшн.

Как сейчас работает паблик?

Есть я и Саша Ершов. Есть некоторое количество людей, которые пишут новости, исходя из любви к науке. Вот у нас есть два человека, Тарас и Данила…

Украинцев понабирали?

Да, причём один откуда-то из Причерноморья вообще. Тарас, например, хотел писать для «Лентача». Мне его «перекинули» оттуда и оказалось, что про науку писать он молодец.

Так вот, Ершов — выпускающий редактор, а я за этим всем надзираю. Ребята пишут новости, Саша их вычитывает, редактирует, кладёт. Мы ищем волонтёров, но это всё должны быть серьёзные люди, которые занимаются этим именно из любви к науке.

Научные новости сейчас нормально никто не делает. А мы хотим делать нормальные научные новости.

Волонтёры же не будут получать деньги. Только за интерес работать?

Пока ради интереса.

Тогда ты не можешь требовать от них стабильности в плане выпуска материалов?

Могу. Если ты согласился участвовать в каком-то проекте, ты участвуешь. У нас идёт конвеер: Тарас встаёт в семь утра и начинает писать первую новость. Данила приходит во второй половине дня, он, кажется, преподаёт.

Они все работают по графику: мы договорились, сколько они могут времени уделять. Я не могу от них требовать пять новостей, но сколько я могу требовать от каждого, мы обсудили с ними персонально.

То есть у тебя есть план?

Конечно. Без рабочего плана всё бессмысленно. Волонтёрство не означает, что у нас тут куча-мала — это означает, что люди готовы работать за идею на данном этапе развития проекта.

И как продвигается тестирование площадки?

Мы открылись в конце июля и стали потихоньку наполнять площадку. Я не очень рассчитывал, что там столько наберётся сразу, поэтому «тестирование» пришлось резко ускорить.

Народ потянулся. В группе есть, конечно, и «раковые» дискуссии со всякими гифками, но есть и внятное обсуждение сути открытия — например, про тоннельную микроскопию.

В статусе у сообщества прописана практически его философия: «Come for the pictures, stay for the science». Почему люди должны подписываться ради «лулзов», а читать серьёзные статьи?

Смотри. Во-первых, читатель вообще никому ничего не должен. Во-вторых, это всё-таки не философия, а слоган, и здесь очевидна аллюзия на Playboy. Журнал Playboy в своё время утверждал, что они пишут совершенно серьёзные статьи и постят голых тёлок: ты покупаешь статью, чтобы посмотреть на сиськи, а потом читаешь статью про, я не знаю, экономическое развитие Южной Африки. Якобы так это работало.

А на самом деле?

А я не знаю, я никогда в жизни не покупал Playboy. Я из того старого поколения, у кого в конце девяностых Playboy был по субботам в два часа ночи по НТВ. Никаких статей про Африку там не было.

Почему такой формат?

Потому что нет такого формата. Нет научно-юмористических журналов.

Есть же паблики вроде «Типичный программист», преследующие ту же самую цель: поржать про IT, а потом протолкнуть ссылку на что-нибудь околотехнологическое.

Главное у нас — это новости, это наш главный продукт, мы их пишем сами. По сути, у нас имеется пусть маленькое, пусть на чужой площадке, но медиа. Мы шутим не бородатые шутки, без привязки к актуальным событиям. Мы шутим про то, что происходит сейчас: утром в газете, вечером в куплете. Написали новость и сразу придумали про неё шутку: открытие только что произошло, а мы уже его ********* [подкололи]. Большая разница, а внешне очень похоже. Если смотреть на паблик со стороны, кажется, что там просто идут картинки и какие-то подводки с информацией.

Но вы же не только статьи с актуальными шутками постите, но и, например, подборку гифок, просто старые картинки.

Разумеется, разбавляем новостной контент тем, что мы считаем интересным. Тут я не претендую на оригинальность. Просто читать подряд много новостей в соцсети будет скучно. Надо разбавлять, но чем-то не супер старым. Вот видео про физика — это классическая шутка.

«Это не боян, это классика»?

Ну это правда классический мем. Про его лекции целая статья в Википедии есть, он специализируется на таких вещах.

Почему вы выбрали платформу «ВКонтакте», а не запустили какой-нибудь блог на WordPress?

Не знаю. Мы просто «ВКонтакте» любим очень.

Удовлетворяет требованиям полностью?

Не знаю, может, можно было и на отдельном блоге сделать. Так получилось. Мы посмотрели, что у «Лентача» отлично получается постить ссылки на вики-страницы, и стали делать так же. Руку набили, привыкли. Не сказать, что это супер удобно, просто инструмент, со своими плюсами и минусами.

Как поживает «Лентач»? Кто там работает?

Хардкорные фанаты «Ленты.ру». Я стараюсь не вмешиваться в те процессы, которые там происходят. Ребята самостоятельно работают уже почти полгода и делают это тьфу-тьфу-тьфу успешно: растёт аудитория, растёт читаемость.

Какая была ситуация: мы ушли, «ленточных» новостей больше не будет, надо что-то делать. Они стали постить ссылки. За прошедший срок они превратились в редакцию, где одни люди пишут новости, другие рисуют картинки — как мне кажется, местами совершенно гениальные. Они больше не паблик «Ленты.ру» во «ВКонтакте», а отдельный, самостоятельный «Лентач».

Я уверен, у них есть планы дальнейшего развития: предыдущие полгода этот план, очевидно, был. Не многие пойдут на то, чтобы самостоятельно писать новости. У них получается местами плохо, а местами очень хорошо. Смысл в том, что это делают непрофессионалы, но они более или менее учатся.

Они станут полноценной редакцией?

Не знаю, насколько полноценной. Нужно понимать, что у этих людей тоже есть работа.

Весь «Лентач» ухитряется функционировать без копейки вложения: они не постят рекламу, не получают за это деньги. Они организованы, как сообщество Anonymous.

Люди тратят своё время, чтобы создавать новости. Мне сложно разобраться в их организации, но она очень строгая: план, смены выпуска, несколько выпускающих редакторов, набивших руку и глаз.

А ты помогаешь им с организацией?

Нет. Бывает, поглядываю. Мы с Белкиным же остались, как отцы-основатели, в редакционном чате: иногда напишем, что новость говно, иногда — что картинка ******** [отличная]. В «боевом» чате нас нет, потому что там очень много народу, и места для зрителей не хватает из-за технических ограничений. Над «Лентачом» работают реально десятки людей.

Но они вам «Образовач» неплохо поднакачали подписчиками за счёт репостов.

Они, прямо, да. Конечно, сделали очень сильный нам трафик.

Нет никакого морального конфликта с тем, что этот трафик ещё тянется от старой «Ленты.ру»?

Они поэтому и хотят переименоваться: недавно писали, чтобы читатели предлагали им варианты названий.

А «Образовач»?

Ну, «Образовач» потому что была такая присказка «Лентач-образовач». Вот и используем его.

Не стоит отрицать, что вы всё равно выезжаете на старой аудитории.

Идея понятна, она даже обсуждалась в каком-то треде Roem: вот, чуваки из «Ленты.ру» опять брендом «Ленты.ру» размахивают. Нет никакого бренда «Ленты.ру». За полгода «Лентач» превратился в самостоятельную сущность, которую с «Лентой.ру» сравнивают только люди, которые не живут во «ВКонтакте». А те, кто не живут во «ВКонтакте», очень странные и какое они имеют отношение: не читают, ничего не делают — кого волнует их мнение?

Ребята из «Лентача» нам, конечно, очень сильно помогли. За это им огромное спасибо. Перед ними такой обязанности никогда не было. Это их инициатива.

А «Лентач» — это не UGC?

Мне кажется, что нет. Я думаю, что UGC (user generated content, пользовательский контент — TJournal) — это то, что ты описывал в начале: это когда пользователи появляются и производят контент тогда, когда им вздумается. Поэтому UGC в чистом виде не работает, когда нет плана. Надо работать по расписанию и с планом. Юзеры генерят контент? Да, но не все, а только хорошие — там серьёзный отбор, не всех пускают, выпиливают регулярно.

А что они получают взамен?

Они прокачиваются, становишься участником этого новостного проекта. Кто новостями не занимался, не знает: в работе новостника есть такая важная штука, как раж. Вот Белкин очень любит раж — он прямо расцветает.

Это когда горячая новость появляется, и ты фигачишь?

Да-да, именно. Непередаваемое ощущение. Я был в редакции, когда началась война в Осетии. Я был в редакции, когда упал самолёт Качиньского. Я работал, когда взорвали троллейбус в Волгограде.

Они тоже это чувствуют. Это такое увлечение, которое тебя возвращает.

Наркотик немножечко.

Ну а что. Люди вот увлекаются катанием на горных лыжах: работают-работают, а потом тратят заработанные деньги, чтобы поехать и доставить себе немного удовольствия. Кажется, здесь люди вкладывают время и силы ровно для этого.

Ты совмещаешь «Образовач» с работой в «Мохнатом сыре»? Что ты там вообще делаешь?

Я сооснователь. У нас есть клиенты, мы с ними работаем. Есть крупные клиенты — пока мы о них не заявляем. Как заявим, все узнают. У нас есть несколько креативщиков, которые делают картинки в том числе для «Образовача».

Есть какая-то юридическая связь между «Образовачом» и «Мохнатым сыром»? Или Носиком? Или привлечённым им инвесторами?

Ну чувак, какие инвесторы, какой Носик. Конечно, связь есть: я работаю в «Мохнатом сыре», креативщики тоже, следовательно, в создании «Образовача» принимает участие «Мохнатый сыр».

Все эти рассуждения спекулятивны. Я, конечно, понимаю, что мы красиво стартанули, но очевидно, что всё ещё на слишком раннем этапе, чтобы об этом говорить.

Как тебе работать с Носиком?

Нормально. Корифей. Сечёт, рубит, шарит. Папа интернета.

В чем цель «Мохнатого сыра»? Сделать бизнес руками мастеров SMM из старой «Ленты.ру»?

Тут всё с одной стороны очень сложно, потому что ниточки ещё не сформировались, с другой — довольно понятно: мы умеем делать контент. Есть же слово маркетинг? Вот мы умеем рекламировать через контент-маркетинг — а другого мы и не умеем делать.

Что дальше делать? Искать клиентов, которые готовы работать по такой схеме. Идея простая: мы говорим клиенту, что группа в соцсети — это не разовая история, а маленькое СМИ, хотите вы этого или нет. Гораздо хуже, если вы этого не хотите, потому что тогда вам тут нечего делать. А если это СМИ, у него должна быть редакционная политика: люди должны понимать, что надо постить, а что нет.

Что, и кирпичному заводу нужно своё СМИ? О чём оно будет писать?

Представь себе завод, который производит навоз. Как ты будешь делать SMM для навоза?

Очень тяжело: большие имиджевые и репутационные риски.

Нет, всё очень просто. Навоз — это удобрения, а удобрения нужны, чтобы растить, например, цветы. Ты фигаришь паблик про цветы. Всё.

Ладно. Про Носика узнал, а какие у вас сейчас взаимоотношения с Галиной Тимченко?

Ой, давай я не буду про это говорить.

Это интересно.

Ну а что. Что они делают, тогда они и сделают. Я не в курсах и с их проектом никак не связан.

Что думаешь по поводу тренда на объяснительную журналистику?

Который типа Vox?

«Типа Vox», да.

(пауза)

Я прямо жду пули.

Я к этому отношусь очень сложно. Дело в том, что с 2008 года я занимаюсь объяснительной журналистикой.

Но подождите, Андрей! Вы же не делали заголовков «А что мы узнали нового»!

Тут надо понимать очень простую вещь. Есть генезис, а есть форма. Вот заголовок «Всё, что вы хотели, но боялись спросить…» у меня с 2008 года был раз пять в разных формах. Когда происходит некоторое событие — например, открывают бозон Хиггса — это твой единственный шанс объяснить, что это такое и почему.

У меня есть ужасно патриотическая концепция, и мне за неё даже немного стыдно. Российские медиа в некоторых вопросах ушли гораздо дальше, чем иностранные. Я помню, что «разъяснялово», как это называлось в «Ленте.ру», было жанром, а не концепцией. То, что сейчас кто-то поставил этот жанр во главу угла — ну ОК, ладно.

Так можно делать?

Это не просто нужно делать, объяснять — это часть журналистской работы.

Но это никогда не ставилось во главу угла.

Если бы тебя сейчас слышала Тимченко, ты бы словил вообще. Что такое бэкграунд в новости, который ты пишешь каждый раз? Это и есть объяснительная журналистика.

Для нас ничего не поменялось. На Западе это большой шаг: там огромные медиа, там до людей какие-то вещи доходят очень долго.

Вот New York Times публикует новую документацию, и там написано: «Нужно общаться с технарями». Как было в «Ленте.ру»? Мы каждое 1 апреля придумывали какую-нибудь новую шутку. Шли к Зауру (Зауру Абасмирзоеву, бывшему техническому директору «Ленты.ру» — TJournal), иногда выпивали и придумывали. Один раз мы придумали Пэкмэна, который появлялся в некоторых новостях и жрал буквы. В другой раз мы сделали так, чтобы ко всем заголовкам автоматически подставлялась буква «А». Эта манипуляция с контентом невозможна без участия технарей, и это обычная часть работы. А на Западе к этому относятся как к прорыву.

«Разъяснялово» было придумано сто лет назад. Чего я про «Ленту.ру» — это даже в «Коммерсанте» ещё было, внизу под статьями фактура была разложена такими листочками, как у «Вокса». Это был стандарт, и он им по-прежнему остаётся.

Говорить о тренде на разъяснительную журналистику в России смешно. Журналистику мнений сменила журналистика факта, маятник качнулся. Ну хорошо, качнётся в другую сторону потом.

Что ты сейчас читаешь сам?

Да ничего не читаю. Фейсбук читаю. Бывает, газеты почитаю, Znak.com — редко. Совсем скатился.

Почему ты так любишь науку?

Люблю и люблю. Всё. Люблю лингвистику, физику. Химия ничо. Очень мне нравится дескриптивная палеонтология — нашёл чей-нибудь зуб и фигаришь: у этого животного было то-то, и это, и в конце у тебя целая картинка получается специально для дебилов, которые без фантазии. «Вот мы установили внешний вид этой хери». В свободное от работы время просто не оторваться.

С каких трёх сайтов начинаешь свой день?

С Фейсбука. Phys.org с утра ещё открываю, чтобы мониторить новости про науку. И с pr0gramm.com — только я предупреждаю, что это не просто Not Safe For Work, а Not Safe For Life: именно здесь я встречал несколько гифок, которые я просто не в состоянии забыть. Чувак, они просто ****** [ужас].

А кто там сидит?

Немчура. Немецкий знаю плохо, но гифки часто не требуют знания языка.

Святая троица

Сайты, с которых Андрей начинает каждое утро

Facebook, социальная сеть

Phys.org, новости о науке

Pr0gramm, фотохостинг (NSFW)

#Интервью #ВКонтакте #социальные_сети #Гость_TJournal #СМИ #Антон_Носик #Игорь_Белкин #новые_медиа #журналистика #наука #Галина_Тимченко #Лентач #Vox_com #Андрей_Коняев #Мохнатый_сыр #Образовач #нишевые_СМИ #Александр_Ершов #объяснительная_журналистика