Интернет
Никита Лихачёв

Девчонкам сносит крышки

Главный редактор TJournal о неисправных упаковках сока, Годзилле «ВКонтакте», воскресных луках и других «ручных» трендах

Главный редактор TJournal поднял вечную тему: можно ли проводить время в соцсетях с пользой? На примере нескольких информационных трендов, созданных им и его друзьями он разобрал, как при помощи соцсетей можно решать реальные задачи и при этом становиться популярным.

Когда мы видим в соцсетях повторяющиеся паттерны, нам кажется, что они случайны, бесполезны или делаются ради прикола. Многие считают, что соцсети бесполезны и не помогают решать реальные проблемы. Это поверхностное мнение.

Артемий Лебедев в 2011 году назвал Твиттер «бессмысленным потоком сообщений», а Фейсбук — «интернетом для бедных». Год спустя патриарх Кирилл призвал не гнаться за лайками в «интернетовских постах» и не стремиться к мнимой популярности в интернете. Я уверен, что это чушь.

Ежедневно каждый из нас сталкивается с десятками проблем: у кого-то придурочный начальник, другие недовольны неработающим мобильным интернетом, у третьих сложности в отношениях. Любая проблема конвертируется в медийный формат, который поможет не только решить её, но и добиться популярности. Если проблема повторяется, соцсети помогут её решить.

Когда я сталкиваюсь с проблемой и понимаю, что в ней я не одинок, я решаю её с помощью соцсетей. Можно придумать полезное действие, которое можно повторять до тех пор, пока аудитория не присоединится к решению проблемы.

Вы решаете свою проблему и помогаете справиться с ней другим. Все развлекаются, а вы становитесь популярным.

Я наблюдаю за трендами в соцсетях уже несколько лет и часто вижу, как они появляются. Их создают живые люди с реальными проблемами: иногда они возникают стихийно, а иногда их запускают специально. Но каждый тренд решает свою задачу.

Почему мне присылают фото с крышками от сока

Оторванные колечки и сломанные крышечки упаковок сока вызывают сплошное расстройство. Я знаю, о чём я говорю: я становился жертвой десятки раз. Ты покупаешь сок в пачке Tetrapak, и каждый раз чека от крышечки рвётся в одном и том же месте. Хватит это терпеть.

В феврале я написал письмо в компанию Pepsico с просьбой исправить ситуацию с упаковками. Никто не ответил, и я вынес обсуждение в публичную плоскость: показал своим читателям в Твиттере, что проблема серьёзная и я хочу её решить.

Я публиковал фотографии со сломанными крышечками в среднем каждую неделю. Читатели поддержали меня: начали фотографировать свои упаковки и публиковать их с моим упоминанием. Самые активные стали обыгрывать тренд: снимали не только пачки сока, но и консервные банки, мороженое и даже дверные ручки.

Теперь если кто-то сталкивается с похожей проблемой, он знает, что я поддержу его ретвитом. Так я стал «королём лузеров» и открыл блог, где собираю фотографии с оторванными пробками. 

К сожалению, пока на технологический процесс Tetrapak я не повлиял, но зато понял, что не один с такой проблемой, а также знатно повеселился. А компании Pepsico я всё же советую задуматься над сменой технологии.

Годзилла «ВКонтакте»

Последние полгода «ВКонтакте» падает каждый месяц. Каждый раз пользователи ждут объяснений, но им неинтересно знать, что сломалась очередная серверная стойка в дата-центре. 

В ноябре 2013 года во время очередного падения соцсети пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин в шутку сообщил, что в дата-центре потопталась Годзилла (мем произошёл из недр службы поддержки). Пользователям объяснение понравилось, и теперь они вспоминают о Годзилле каждый раз, когда «ВКонтакте» испытывает технические сложности.

«ВКонтакте» выкрутились элегантно: Годзилла действительно разрушительна, поэтому создаёт запоминающуюся визуализацию. С другой стороны, пользователи увидели человеческое лицо компании: все знают, что и во «Вконтакте» случаются неполадки, но они держат пользователей в курсе и не грузят их техническими подробностями.

Ты в тренде

Есть и другие позитивные примеры хорошо оформленных трендов. Тот же Георгий Лобушкин каждую субботу публикует фото своего кота: так он удовлетворяет свою потребность делиться фотографиями своего четвероного друга и не захламляет ленту каждый день. 80 тысяч подписчиков пресс-секретаря отвечают ему взаимностью по хэштегу #субкота во «ВКонтакте».

Этот тренд субботних котов Лобушкин унаследовал от прежнего пресс-секретаря соцсети Владислава Цыплухина. Тот в своё время запустил на своей странице рубрику «воскресный лук», руководствуясь тем же принципом: тренируй дисциплину, не надоедай собой каждый день, будь креативным. 

Как мы в детстве ждали диснеевских мультиков по воскресеньям, так девушки каждую неделю ждали новых селфи от Цыплухина. А потом он запустил рубрику «Воскресная колонка» на TJournal.

Мой друг и главный редактор «Цукерберг позвонит» полгода назад практиковал другой тренд: раз в день публиковал cлучайную подписчицу своего элитного издания, стараясь выбирать самых сексуальных. Просто, элегантно, даже не нуждается в пояснении.

Сооснователь агентства TrendMedia Артём Шургальский развлекается у себя в твиттере, каждый вечер публикуя фотографии закатов. Его 50 тысяч подписчиков благодарны и присылают ему свои кадры со всех концов света по хэштегу #sunsetters. Бесплатное удовольствие для всех и каждому, никто не уходит обиженным.

Так и фраза «Ты либо в тренде, либо уходи», придуманная когда-то для описания профиля TJournal в Твиттере, стала нашим неофициальным слоганом. Читатели сами подхватили этот универсальный ответ на неумные вопросы, осаживая невежественных комментаторов и помогая фильтровать наше дружное сообщество. 

Спасибо тем, кто в тренде. Хотим передать вам всем привет и сказать, что мы очень благодарны.

Жду открыток,
Никита Лихачёв,
TJournal

#Колонка #социальные_сети #Владислав_Цыплухин #Георгий_Лобушкин #Никита_Лихачев #тренды #Константин_Панфилов #Артем_Шургальский