«Агентство»: «Газпром-медиа» пытался переманить блогеров в Rutube, чтобы сделать замену ютубу
При этом в правительстве не уверены в затее и предпочитают продолжать требовать от Google удалить «запрещённый контент».
Российские власти несколько лет пытались создать отечественные альтернативы популярным зарубежным сервисам — Youtube и Tiktok. На фоне этого «Газпром-медиа» решил сделать аналоги иностранных сайтов из Rutube и Yappy, выяснили журналисты «Агентства» и «Важных историй». TJ выбрал главное из расследования.
В мае 2020 года Youtube за нарушение правил сервиса заблокировал российский канал ANNA-News, освещающий военные конфликты в Сирии и Донбассе. Роскомнадзор потребовал от Google снять блокировку и призвал российские СМИ вести каналы на «отечественных видеохостингах». После этого «Газпром-медиа» (ГПМ) решил сделать отечественные аналоги Youtube и TikTok.
- В декабре 2020 года холдинг стал единственным владельцем видеоплатформы Rutube. По оценке журналистов, ГПМ потратил на сделку около 10 миллиардов рублей;
- Проектом начал заниматься новый гендиректор ГПМ Александр Жаров, бывший глава Роскомнадзора;
- ГПМ купил мобильное приложение «Я молодец» и анонсировал создание на его базе «русского TikTok». Из него вырос сервис Yappy, ориентированный на заинтересованных в «личном признании и материальном успехе» пользователей 14–34 лет;
- Для пиара Yappy использовали пресс-конференцию Владимира Путина. Звезда телеканала ТНТ, принадлежащего ГПМ, актриса Анна Хилькевич задала президенту такой вопрос: «Я представляю российскую соцсеть Yappy. Развитие цифровых сервисов несёт в себе большие возможности, в том числе и в сфере образования. […] В Yappy можно не только просматривать, но и создавать ролики. Как вы относитесь к взаимодействию с молодёжью в таких средах?»;
- VK объявил о запуске видеоплатформы VK Видео, а вскоре акции компании перешли «Газпром-медиа» и «Согазу»;
- В 2021 году ГПМ начал кампанию по «заманиванию» блогеров на Rutube и Yappy, рассказали журналистам восемь блогеров и два менеджера по работе с ними. Как следует из контрактов на создание контента для площадок, начинающим тиктокерам предлагали платить от 5 до 125 тысяч рублей в месяц (в зависимости от числа подписчиков в других соцсетях);
В 2021 году пришли люди из Rutube, они предложили перенести шоу на [их площадку]. Финансовые условия были такими: зафиксировать ежемесячную прибыль канала от рекламы и партнёрских проектов на Youtube, прибавить к этому ещё треть и тупо превратить эту цифру в мою зарплату, которую будет платить «Газпром-медиа».
- По данным журналистов, контракты с блогерами для «Газпром-медиа» заключает агентство Insight People. Его студии открыты в 43 городах. Агентство создал 28-летний Илья Ивлиев, работавший продюсером и «реализующий патриотические проекты».
Источник журналистов из администрации президента утверждает, что разговоры том, что «было бы хорошо, если бы в России появился альтернативный видеохостинг», совпали с отравлением и арестом Алексея Навального и зимними протестными акциями в Москве. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, активизация «Газпром медиа» не стала результатом разнарядки Кремля, при этом признавая, что «любая страна заинтересована в создании сервиса, подобного Youtube».
Как рассказали собеседники «Агентства» и «Важных историй», по мере того, как власти увеличивали количество запросов на удаление контента в Youtube, правительство увеличило опосредованное финансирование Rutube. Автономная некоммерческая организация «Институт развития интернета», возглавляемая бывшим сотрудником администрации президента, в 2020-2021 годах получила от государства 16 миллиардов на создание «молодёжно-патриотического контента в интернете». С 2021 года ИРИ обязал своих грантополучателей выкладывать свой видеоконтент на Rutube.
При этом «никто в российском руководстве не верит в то, что из отечественных заменителей популярных сервисов что-то получится», заявил редакциям высокопоставленный российский чиновник. То же самое сказали действующий и бывший сотрудники администрации президента. По их словам, власти скорее рассчитывают на то, что западные площадки «поддадутся давлению и пойдут навстречу российским контролирующим органам». Сначала к ютубу применят экономические меры воздействия, в том числе запрет на размещение рекламы российским компаниям, замедление, а затем сервис могут отключить.
Изначально в тексте было сказано, что издание «Агентство» признано иностранным агентом. Это не так. Приносим свои извинения.
#расследования #соцсети #YouTube #rutube #yappy #tiktok #газпром #кремль