Интернет
Максим Друковский

«Вышло грустнее, чем я думал»: интервью с комиком Гариком Оганисяном, автором подкаста с героями культовых мемов рунета

Большой разговор о проекте «Реаниматрица», ретро-мемах, эпохе +100500 и цензуре в юморе.

Кадр из подкаста «Реаниматрица»

В конце января на ютубе вышел выпуск подкаста «Реаниматрица» с главными героями культового вирусного ролика «А я думала сова». Актёр и режиссёр из Казани Байбулат Батулла, который в 2013 году снял случайную встречу, нашёл ту самую бабушку и пригласил её в шоу: там она впервые подробно рассказала историю мема и о своей жизни после интернет-славы.

«Реаниматрицу» делает комик Гарик Оганисян — резидент «Стендап-клуба №1» и участник авторской группы «Вечернего Урганта». Подкаст выходит с октября 2021 года, и за это время гостями подкаста побывали рэпер Dirty Monk, Никита Литвинков из видео про «борщ с капусткой, но не красный» и фронтмен группы «Bad Boys from Никольское» Вано. В каждом выпуске ведущий общается с гостями, которые на заре русскоязычного ютуба столкнулись с неожиданной и не всегда желаемой славой, и узнаёт не только о возникновении мемов, но и о последствиях такой популярности.

TJ пообщался с Оганисяном о феномене вирусных роликов раннего интернета, контрасте между шутками и реальной жизнью и впечатлениях от разговоров с «забытыми легендами» ютуба. Заодно поговорили о цензуре — как в стендапе, так и в мемах, и будущих творческих планах.

Что внутри интервью:

* * *

Как родилась идея подкаста с героями культовых русскоязычных мемов? Есть ли за этим какая-то история?

Я фанат всяких ретро штук, в том числе мемов — пересматриваю их иногда. И помню, был переломный момент, когда я для подруги искал чувака из видео «Язь», мы угорали с ней по этому ролику. Его зовут Виктор Гончаренко, я нашёл его во «Вконтакте» — он не ответил, написал в инстаграме — тоже.

После очередного сообщения в инстаграме он спросил: «Что за прыть? Что вы хотите?». Я объяснил, что хочу записать видео для подруги, где он передаёт ей привет. Он согласился и даже не попросил за это денег. Я всё равно перевёл — он был очень благодарен. Я подумал, что круто помогать людям из вирусных роликов, сейчас же нетрудно многих из них отыскать.

Я задумался, как вообще они сейчас все живут? Они же первые люди, которые столкнулись с мгновенной славой из-за интернета. Раньше же такого не могло быть. А они, по сути, первые, кто из-за такой вспышки активности и форса в интернете стали известными на всю страну. Это же тяжёлый психологический удар — его даже обсудить не с кем, ведь подобных примеров раньше не было.

Стало интересно, я начал копать информацию. У нас параллельно запускался канал «Подкасточная» — такой агрегатор, куда резиденты стендап-клуба и не только могли принести свой подкаст. Я рассказал парням, они одобрили: «Да, супер, давай сделаем». И я начал искать гостей.

Публично о концепте «Реаниматрицы» ты, кажется, рассказал в подкасте у Сергея Мезенцева. С того момента до выхода первого выпуска прошло два месяца. Тогда это были мысли вслух или уже велась подготовка к съёмкам?

Да, я говорил об этом летом у Мезенцева, просто как тезис, что хочу сделать подкаст с героями забытых мемов. Это был первый раз, когда я поделился идеей прилюдно, до этого закидывал её друзьям. После того подкаста меня все очень поддержали, говорили, что надо делать, и тогда я решился. Кто-то даже помогал с поисками, было забавно.

Какой-то парень «Вконтакте» написал: «Может Литвинкова позовёшь?». А я пытался его найти раньше, но профилей Никит Литвинковых очень много, и все они ненастоящие были, так что я забросил. А тот чувак мне сразу скинул реальную страницу. Они вряд ли были знакомы: парень, как и я, просто ищет непонятных забытых людей — это какой-то стиль жизни.

А как ты ищешь героев выпусков? По какому принципу их подбираешь?

У меня не было какого-то конкретного списка гостей, поэтому с каждым по-разному получилось. Я хотел начать как раз с мужчины из видео «Язь», но у него очень плотный рабочий график, из-за чего он редко бывает в Москве. Я начал думать, кто живет здесь и сможет прийти, и кто-то предложил позвать Dirty Monk. Он для меня как раз ассоциируется с той эпохой ютуба, так что я нашёл его в инстаграме, договорился о гонораре, и он пришёл.

Смешно, что первый же гость согласился прийти на подкаст только за деньги. Вова Бухаров (тоже участник «Cтендап-клуба №1», автор подкаста «Бухарог Лайв» — прим. TJ) записал уже штук 250 подкастов, и потратил на это ноль рублей, а у меня один выпуск — и сразу огромный минус. В целом подкаст пока только в минус выходит, и по деньгам, и по нервам. Но в целом, это стоит того.

В третьем выпуске был Вано из группы Bad Boys. Он увидел меня у Мезенцева, где я его упоминал, и отметил в инстаграме с постом, что готов поучаствовать. Он приезжал из Петербурга, мы с ним классно провели день. Байбулат (автор ролика «А я думала сова») тоже сам откликнулся и предложил найти ту самую бабушку. Он быстро её отыскал, и мы договорились привезти её в Москву.

В новогоднем выпуске были ещё мои друзья. Егор Алексеев — мой старинный друг и очень крутой чувак, но с грустной судьбой. Он вроде в Comedy Club был одним из первых, но при этом и первый оттуда ушёл, продюсировал кого-то, но постоянно покидал проекты. При этом всегда оставался на позитиве и стал для меня примером того, как нужно воспринимать свою жизнь. Ещё был Лёша Шамутило — мальчик в пижаме Спанч Боба. Он мне признался в этом на одной тусовке. Оказывается, я всё это время дружил с мемом.

Мальчик в пижаме со Спанч Бобом и стендап-комик Алексей Шамутило

Некоторые ютуберы уже раскрывали героев мемов и интернет-персонажей: например, интервью Дмитрия Дрожжина с «дедом Обэмэ» или «Один день из жизни Геннадия Горина» Кузьмы, «Вписка» ездила к Чипинкосу. Ты не думал тоже ездить к героям, а не приглашать в студию?

Да, «Вписка» с Чипинкосом вообще, по-моему, лучшее видео прошлого года, наряду со «Слабым звеном» с комиками. Я считаю, это два лучших видео в истории российского интернета. И третье — это интервью Гнойного Дудю, но оно раньше было.

У меня была идея в Украине сделать серию выпусков, когда у меня там будет тур. Найти там местных героев — например, Сашко Фокина, который из мемов «Я буду устанавливать все игры» и «Я тоже хочу шоколадку». Думал найти его, выходы вроде есть.

Если выездные выпуски, то в таком формате. Кажется, что антуражно именно в одной локации снимать — как-то это уютнее смотрится в цикле. Я всё равно не планируют много выпусков делать — лучше поменьше, но чтобы все были значимые.

Просто короткий ролик встречи Байбулата и Суфии Хайдаровной с диалогом на татарском выглядел очень трогательно и атмосферно. Кажется, что таким образом гостей можно раскрыть ещё больше, а заодно показать их жизнь.

Да, с её привозом в Москву был тоже тяжёлый вопрос: я не понимал, в каком она состоянии, потому что Байбулат сразу рассказал, что она уже не один год живёт в подъездах. Я подумал — не будет ли это выглядеть издевательством? Прямо очень долго думал, стоит ли это того? Потом Байбулат сказал, что она абсолютно заряженная и хочет высказаться, а ещё было бы круто озвучить её проблемы и как-то помочь. Я говорю: «Ну давай попробуем».

Видео встречи Байбулата и Суфии Хайдаровны

Так получается, что я каждую историю проживаю сильно. Мне не безразлична судьба каждого героя. Не знаю, насколько это корректное сравнение, но я себя иногда чувствую как мама-обезьянка из советского мультика, у которой много детей, и они все хаотично бегали. И она не могла их всех собрать в одну кучу. Я иногда себя чувствую вот таким, когда нужно как-то успеть помочь, спросить у всех, как дела и что происходит.

Вы с Байбулатом решили помочь Суфие с жильём и оплатой кредита. Спустя несколько недель есть результаты вашего благотворительного сбора? Много людей откликнулись? Есть ли какие-то продвижения с рекламой в тиктоке?

К текущему моменту удалось собрать, по-моему, около 90 тысяч рублей. Если что, мы всегда готовы подстраховать и добавить денег, но надеюсь, что будет побольше. Мы всё-таки не миллиардеры, поэтому помощь не помешала бы. В тиктоке у неё уже больше ста тысяч подписчиков, некоторые видео миллионы просмотров набирают.

Респект ребятам из Татарстана, Байбулату и его друзьям — они очень крутые. Они придумывают и снимают эти тиктоки. Возможно, благодаря творчеству и сборам получится помочь. Сейчас в приоритете оплатить операцию на глаза, потом снять квартиру хотя бы на ближайшее время — Байбулат сейчас как раз в процессе поиска подходящего жилья и постоянно с Суфиёй на связи.

Я вообще восхищаюсь, насколько близко к сердцу он принял эту ситуацию. Он регулярно ездит проведать её, рассказывает мне, передаёт привет. И это всё не из корыстных побуждений — когда ты вникаешь в проблемы людей, то уже не можешь просто так их оставить и бросить. Так обычный подкаст про мемы превратился в какой-то социальный проект.

За другими героями тоже продолжаю следить. Скоро выступаю на одном рэп-баттле с Dirty Monk, уже как с приятелем, считай. С Литвинковым тоже иногда переписываемся. Увидел, что он начал общаться со стримерами и блогерами. Правда, я хотел, чтобы люди из выпусков в другом ключе реализовывались, а там какие-то треш-стримы. С другой стороны, у каждого свой путь — и не мне советовать правильный.

Какую цель проекта ты изначально определил? Сейчас со стороны каждый разговор кажется некой рефлексией по цене неожиданной интернет-славы в момент, когда ещё многие не понимали, что это за собой влечёт. Ты так себе это и представлял или что-то поменялось в процессе?

Изначально я хотел показать, как живут люди, которые столкнулись с тяжёлой психологической ношей, когда тебя все вокруг обсуждают и цитируют. Бывает, умирает какой-нибудь человек из вирусного ролика, а в новостях пишут: «Ушёл из жизни герой такого-то мема». Однажды умер мужчина из какого-то мема, не помню уже, какого именно, и я тогда подумал: «Блин, наверное, грустно вот так запомниться». Они же все люди, у всех что-то на душе.

Я начал копать, и оказалось, что у многих очень грустные судьбы. Изначально цель была показать, как они всё это пережили, как популярность сказалась на них, в позитивном ключе или не очень. Но пока все истории выходят довольно трагичными — у кого-то в меньшей степени, у кого-то в большей. И получилось намного грустнее, чем я думал.

И правда, складывается впечатление, что многие герои популярных в России вирусных роликов — люди не самой простой судьбы. Какие у тебя возникают эмоции, когда узнаешь о них больше?

Я бы хотел, чтобы с ними какие-то другие грани приколов раскрывались. Но, из-за стечения обстоятельств, на другой стороне действительно оказывается сложная судьба. Эмоционально получается по-разному. Dirty Monk, например, меня удивил: к своему стыду, я думал, что он более трешовый персонаж, на каком-то постоянном угаре. А он раскрылся как довольно глубокий чувак — рассказывал, как много разных книг читает.

С Литвинковым вообще отдельный случай — это надо смотреть. Мои друзья в плане фидбека разделились на два лагеря. Многие говорили, что не смогли до конца досмотреть, потому что было грустно и физически тяжело. Саша Гудков, наоборот, сказал, что это лучшее, что он видел за последние годы — он был в восторге от Никиты и самого интервью.

Мне кажется, что это очень крутой выпуск по трагикомичности. Никита очень смешной, постоянно вставляет какие-то фразочки и делает это осознанно — он понимает, что это смешно. И это прямо завораживает. Когда он только выехал на съёмку, я и подумать не мог, что так всё получится. В дороге он мне скинул фотку, я тогда впервые увидел его образ и подумал: «Ну, походу, весело будет».

Кадр из выпуска «Реаниматрицы» с Никитой Литвинковым

Мы ещё у него заранее спросили, что подготовить, а он такой: «Можно морсик, водичку или минералочку». Мы всё закупили, а когда он зашёл, я ему говорю: «Может, чего покрепче?». И это была либо моя главная ошибка, либо большая удача — он ответил, что пьёт «самогон или водочку». Я послал ребят в магазин, а у нас в офисе даже рюмок нет. Пришлось из фужеров пить какую-то тёплую водку, реально как бичи сидели. Выпуск начинается с того, что мы с ним пьём, и я говорю: «А ты вот дома один пьёшь?». А он отвечает: «Часто». И вот с этого сразу тема одиночества и алкоголизма пошла.

После таких разговоров сложнее воспринимать все эти мемы?

Да нет, скорее просто смотришь на человека с пониманием. Как я и сказал, чтобы не просто: «А, это тот, который „борщ с капусткой“», а чтобы говорили: «А, он ещё, оказывается, вот такой». Вано, например, самый позитивный из гостей был. Он до сих пор рэп придумывает, есть прикольные треки. Он один из немногих, кто тогда делал это целенаправленно, чтобы завируситься. Это получилось, когда он читал с друзьями, но там целая трагедия: как он уходил из группы, сменил трёх напарников.

Мне кажется, если копаться, то про каждого человека есть что рассказать. У всех можно найти что-то грустное и душераздирающее, но я сделал акцент на ребятах, которые столкнулись с неожиданной славой. Тех же Bad Boys я стал просто лучше понимать. Потом ты пересматриваешь эти клипы, и осознаешь, что есть такие ребята, которые погружались в подобное творчество.

Настроение в выпусках действительно контрастирует: с Dirty Monk вы больше болтали о культуре, с Литвинковым вышел атмосферный разговор о жизни, а «бабушка-сова» оказалась, пожалуй, самым трагическим персонажем. Такой разброс в настроении и темах — часть идеи? Или ты стараешься вести диалог по примерно одной линии?

У меня не всегда есть возможность познакомиться с гостями заранее. С Dirty Monk мы посидели буквально минут десять перед записью, Литвинков вошёл в кадр практически сразу из такси. Про Суфию мне рассказал Байбулат, но её тоже впервые увидел уже перед камерами. Так что заранее выстроить диалог и задать определённые темы не получается.

Я всё равно готовлюсь — прочитал книгу Вано, посмотрел интервью Никиты. Но обычно всё происходит более менее стихийно. Я примерно понимаю, о чём говорить, но в каждом выпуске гости раскрывались с разных сторон. И после каждого выпуска меня переполняло разными эмоциями.

Как ты вообще оцениваешь для себя эпоху раннего ютуба и его персонажей? С одной стороны, именно это время у многих ассоциируется с настоящими «вечными» героями рунета. С другой стороны, некоторые герои становились такими не по своей воле и испытывали на себе насмешки миллионов людей.

Я именно поэтому и сделал подкаст — чтобы показать, что многие люди как раз не насмехаются. Грустно, когда Суфия жалуется, что над ней издеваются, дразнят совой. Я хотел показать разные черты людей, чтобы их не судили по какому-то одному моменту. Сейчас общественное мнение может очень сильно задавить. Много примеров, когда кто-то что-то не то сказал, и всё — общество набросилось, и нет человека.

Теперь таких роликов меньше ещё и потому, что произошёл переизбыток контента. Раньше смешные короткие видео были уникальным событием. Сейчас, чтобы куда-то выбиться, нужно часто выпускать контент — одним роликом вряд ли можно выстрелить. Конечно, что-то может завируситься в тиктоке, но тогда люди сразу начнут требовать ещё и ещё.

Ты уже много лет работаешь в «Вечернем Урганте». Чем именно ты сейчас там занимаешься? И помогает ли этот опыт при создании «Реаниматрицы»?

Я автор передачи: пишу монологи, придумываю тизеры к выпускам и игры для гостей. А когда приходят комики, то с остальными ребятами думаю, о чём можно поговорить с гостем на диване. Насчёт опыта в создании подкаста — честно, не знаю. Я немного разделяю интернет-деятельность и работу, так что к подкасту отношусь скорее как комик, то есть мне больше помогают навыки из стендапа. Ну и, наверное, поисковая часть работы — мы постоянно что-то ищем в интернете, и какие-то скиллы в этом за три года наточились.

Не могу сказать, что благодаря работе стал более коммуникабельным. Мне кажется, я и до этого мог спокойно общаться с гостями — у меня же есть с «Язём» переписка десятилетней давности. Вообще, когда я заходил в диалоги с некоторыми персонажами, там уже висели старые сообщения от меня. То есть я был 18-летним парнем, который поддерживает мемы и пишет что-то вроде: «Йоу, респект, смешно». Одному написал: «Привет», а спустя 11 лет: «Ну что, придёшь?». Как будто всё это время изучал человека и готовился.

А именно в процессе общения с гостями телевизионный опыт не помог? Или, например, при подготовке вопросов к интервью?

Ну, может быть, косвенно. Хотя я воспринимаю «Реаниматрицу» скорее как разговор по душам, а не интервью. Мы там даже сидим полубоком — чтобы было больше обращения к людям. Это не диалог между мной и гостем, а как будто мы оба говорим со зрителем: персонажи рассказывают, как они стали популярными, говорят о своей жизни, а я помогаю вопросами и рефлексирую.

Иногда попадаются комментарии, в которых говорят, что я сам издеваюсь над гостями — с Никитой так было и с Суфиёй, мол «ужасный ведущий». А я этого, наоборот очень стараюсь избегать: серьёзно отношусь к героям, не перебиваю и вникаю в истории. Да, с Никитой я несколько раз смеялся в голос, но это всё потому, что он смешно шутил. Для этих людей я лишь проводник в мир нового интернета. Я зову их что-нибудь рассказать и немного направляю, чтобы этот рассказ получился интересным.

В «Вечернем Урганте» также была рубрика «Старые добрые мэмы». Ты был как-то причастен к этому? Может быть, знаешь, почему формат так быстро исчез из эфира?

Нет, кстати, к этому я не был причастен, этим занимались гудковские ребята (авторская команда Александра Гудкова, который тоже работает в «Вечернем Урганте» — прим. TJ). Не уверен, почему формат пропал. Видимо, не набралось контента — там же надо было много мемов собрать для одного выпуска, и чтобы они как-то между собой сочетались и балансировали. Может быть, пока просто другие рубрики вытеснили, и в будущем «мэмы» вернутся — не знаю.

Персонажи некоторых культовых мемов уже бывали на Первом канале в спецвыпусках «Пусть говорят». Как оцениваешь подобные передачи и их подход к героям?

Мне кажется, что они как раз «паразитируют» или, вернее, спекулируют на этих приколах и не раскрывают людей. Там всё строилось вокруг того, что выходит гость, две минуты его расспрашивают про этот мем, и на этом всё. Они просто бесконечно хлопали этим видео, просили повторить то же самое словами, ещё раз на бис, опять все хлопали. Никакую помощь в это не закладывали, только если показать родственникам: «Вот, смотри, я на Первом канале».

Возникала ли идея предложить кого-то из мемов прошлого в качестве гостя для «Урганта»? Или наоборот, отыскать кого-то для подкаста, используя шоу?

Мне кажется, пока не особо подходят по формату гости. Чтобы их приглашать, нужны какие-то инфоповоды. Вот если они что-то сделают, или мы придумаем какую-то тематическую передачу Литвинкову. Или выйдет супер-разрывной тикток от Суфии Хайдаровны. Но тогда ребята, которые занимаются подбором гостей, сами найдут их без моей помощи. У меня нет цели раскручивать героев таким образом.

Со всеми гостями ещё должно быть легко разговаривать, а мои персонажи в плане коммуникации пока не особо лёгкие. Из всех, кто был, я бы с радостью позвал Лёшу Шамутило или Егора Алексеева, в них я всегда уверен. Но боюсь, что они не самые мемные. Вообще, я верю во всех своих гостей, но, например, Никиту реально можно адаптировать под передачу. И это было бы интереснее многих выпусков. Правда, этот парень не пойдёт, куда сам не захочет. В этом у него можно поучиться.

В 2020 году в интервью «Палачу» ты говорил, что заниматься стендапом в России «интересно». Это было уже после истории с Сашей Долгополовым, но ещё до ситуации с Идраком Мирзализаде. Как изменилось твое восприятие стендапа в России, или как он изменился сам?

Наверное, стало ещё интереснее. Это всё очень сложные вопросы. С одной стороны, это очень стреляющая сфера, которая, мне даже кажется, получает перебор на ютубе по количеству контента. Но с другой стороны, мы к этому шли и, в целом, я считаю уровень российской комедии довольно высоким. И, что главное, на любой вкус. Сейчас на каждого человека найдётся стендап-комик, который делает качественный контент.

А что касается каких-то вещей вроде цензуры — да, сейчас больше, конечно, думаешь перед тем, как выкладывать выступления. И сам ютуб уже снимает монетизацию за многое, что раньше допускалось, и ролики попадают в какие-то теневые баны — развивается паранойя, что проверяют на всех уровнях. Раньше мы могли заливать выпуски того же «Порараз Бирацца», где даже не думали, что говорим — в хорошем плане. А сейчас я иногда думаю, залить ли мне какой-нибудь блок стендапа или вырезать. Потому что вдруг по нему будут какие-то вопросы, стоит ли это того вообще.

Но в целом считаю, что канал нашего стендап-клуба всегда был на передовой смелости, там всегда говорили, что хотели. Конечно, нужно быть умнее и как-то в рамках действовать. Просто рамки эти иногда устанавливаем не мы, а по заказу они расширяются или сужаются. Сложно ходить по правовому полю, которого нет: ты не знаешь, куда наступить и что сказать, чтобы через десять лет это не вытащили и не сказали, что было неправильно. Ты говоришь, что десять лет назад это было нормальным и не преследовалось. А тебе отвечают: «А нет, теперь преследуется».

Но у тебя лично никакой трансформации не произошло? Из стендапа в какие-то юмористические шоу или авторство, например.

Для меня стендап в плане творчества остаётся на первом месте. Я всегда себя позиционировал как стендап-комика. В отличие от других проектов, это то, чем я планирую заниматься всегда. Другое дело, что в плане цензуры смотришь на это всё и думаешь: «А здесь ли надо этим заниматься?».

На моих последних концертах люди подходили и говорили: «Очень смело, вот это да!». Раньше я бы даже не думал над тем, смело это или нет. Раньше я бы подумал: «Ну ладно, сказал и сказал, что тут такого — просто обычные шутки». Для меня есть много вещей, над которыми можно шутить и вполне нормально смеяться. А сейчас так сложились обстоятельства, что когда ты произносишь просто какие-то имена, люди уже воспринимают это как смелый поступок.

«Реаниматрица» — часть канала «Подкасточная», где свои проекты есть у других комиков. И это только верхушка: порой кажется, что у большинства комиков есть свой подкаст. Почему формат настолько популярен? И к чему приведет такая волна на твой взгляд?

Ну, это современный аналог радио. Фоновое прослушивание, которое сейчас важно. Я сам себя иногда ловлю на мысли, что хочу что-то послушать фоном, не смотреть, не концентрироваться, а просто слушать. Это как аудиокниги. К тому же, это довольно просто в исполнении — нужен только микрофон. Потом по желанию можно добавить камеру... и сову. Нет.

Мне кажется, преимущество в низком пороге вхождения. Достаточно просто говорить и записывать. А кто любит говорить больше всех? Стендап-комики, это логично. Мы предугадали это давно и с Расулом Чабдаровым и Тимуром Джанкёзовым делали подкаст «МХС» больше пяти лет назад. Мы выпускали его во «Вконтакте» и на опережение стебались над популярностью формата.

В Америке вообще почти у каждого почти комика свой подкаст. Я считаю, это клёво, почему нет? Это просто одно из творческих проявлений человека. Если я, например, поклонник какого-нибудь комика, и у него есть свой подкаст, я с удовольствием послушаю какие-то его мысли или разговоры. Это тот контент, который сейчас заполоняет всю нашу жизнь, половину свободного времени.

Пускай их будет ещё больше, чтобы каждый мог выбрать контент по душе. Это необязательный бонус, который при этом может быть у каждого. Пожалуй, это как соцсети, где можно высказаться по любой теме, регулярно контактировать с аудиторией и получать фидбек. Не думаю, что подкасты смогут что-то, кроме радио, вытеснить.

Мемы постоянно меняются — кажется, того, что было 10-15 лет назад, многие молодые люди даже не поймут. Как бы ты описал тот интернет-юмор для них и объяснил различия?

Мне, на самом деле, кажется, что многое понятно. Условно, видео Литвинкова или «Повар спрашивает повара» — это всегда работает. Это же парадоксально странно и смешно в контексте. Точнее, без контекста. Сейчас сложнее потому, что много всего — с одним видео ты уже не выстрелишь, а просто потонешь в потоке контента. Вот я сейчас даю это интервью, а за час вышло, наверное, сто тысяч угарных видосов в тиктоке.

Не знаю, как описать. Я то время помню в основном по «Вконтакте» и редким видео на ютубе или в подборках +100500. Угарная мемная эпоха с какими-то пабликами, где зарождались странные приколы. Все эти первые картинки со всяких «МДК», «Борщей», «Орлёнков». Это было основным местом, откуда я брал мемы. Раньше их было меньше, но они как-будто были ярче. Дожили, мы говорим про мемы в контексте ретро. Вот в наше время мемы были!

Кадр из шоу «Разгоны»

Можно встретить мнение, что рамки юмора постепенно сужаются, по разным причинам. Говорят об этом в том числе и комики, да и ты чуть раньше об этом говорил. Применимо ли это к мемам, на твой взгляд?

По-моему, мемы всегда были чем-то независимым. Можно найти и жёсткий в плане цензуры прикол, и какой-нибудь тонкий про политику. Кажется, что тут труднее узнать создателя, а потому и свободы больше — это не комик, который своим ртом произносит слова, которые можно вырезать из контекста. Просто делаешь картинку с анонимного аккаунта и постишь её. Хотя и до таких сейчас можно добраться, вычислить по IP-адресу, например.

С другой стороны, даже анонимный мем — это проявление позиции в какой-то степени. Если расходится оппозиционный прикол, можно судить о настроении в обществе. Другое дело, что эти настроения и позиции ни на что не повлияют. Как когда Яшин создал петицию с требованием отставки Рамзана, а Песков ответил: «Ну какая разница, сколько там будет подписей — а вдруг это боты». И ты понимаешь, насколько все эти ретвиты и репосты не работают.

Расскажи о ближайших планах на «Реаниматрицу». Может, есть какой-то эксклюзив по ближайшим гостям?

Честно, я думал, ещё полгода где-то [продлится шоу]. Не очень хочется распыляться. Когда к каждому человеку серьезно относишься, понимаешь, что невозможно это на конвейере делать. К каждому нужен свой подход, каждый раз проходишь эмоциональный путь. Это физически и морально невозможно со многими делать. Я пока зову тех, кто мне лично интересен — мне нравятся все герои и мемы, которые уже были в выпусках. То есть, я выбираю под свой вкус и советуюсь с ребятами. Думаю, выпусков 10-12 будет в итоге, где-то так.

Может быть, будет что-то вроде продолжения: уже не с персонажами мемов, а со звёздами музыки или шоу-бизнеса, тоже ретро. Не исключаю, что появится такой сезон. Я ещё до этого хотел сделать цикл документальных фильмов про забытых звёзд — «В гостях у ретро». Но потом мне сказали, что уже есть такое название, и шутка эта уже была. А я так ей гордился — какая игра слов. А уже кто-то такое делал, и даже сейчас делает, вроде.

По поводу ближайших гостей: у меня есть несколько людей в работе, но пока не хотел бы их имена озвучивать, боюсь спугнуть. Вдруг сейчас анонсирую, а они сольются — обидно будет. Но там есть парочка таких героев, которые, мне кажется, взорвут. Ну и в будущем, возможно, будет «Язь» — насколько я понял, он не отказался, просто пока не может из-за графика.

Если бы ты мог пригласить в подкаст любого интернет-героя или мемного персонажа, кто бы это был?

Я всё не могу найти «опасного поцыка». У меня объявление как в «Жди меня»: если с тобой всё нормально, поцык, свяжись со мной. Он был у меня в друзьях во «Вконтакте» даже, как я потом обнаружил, но с 2015 года он не заходил в сеть. Ещё «женщина-кандибобер» интересная, но там тоже непростая судьба, как я понял, поэтому решил не докапываться.

Энджойкина бы ещё хотел позвать, который делал ремиксы. Другое дело, что у него на ютубе несколько миллионов подписчиков, мне кажется, ему вообще не до этого. Но он крутой, я бы с ним поболтал. При этом он не раскрывает себя — это как Пелевин в мире мемов. Так что да, в топе у меня Энджойкин, Babangida и «опасный поцык».

Напоследок, можешь посоветовать нашим читателям посмотреть что-то на ютубе? В идеале — что-нибудь из неочевидных ретро-мемов и какой-нибудь современный юмористический проект, о котором мало кто знает.

Хм, что-то из старых мемов? Не знаю, целенаправленно их смотреть — как-то странно, да и их уже все видели. Я вообще фанат разных украинских реалити-шоу: «Україна має талант», «Детектор брехні», «Беременна в 16» — вот в такое люблю залипать на ютубе. Это и из прошлого, и достаточно мемно. Максим Доши — легендарный персонаж, пока не понятно, получится ли его пригласить когда-нибудь. Но такого типажа герои мне всегда нравились.

Есть ещё классный ютуб-канал у девушки по имени Любовь Терлецкая. У неё 137 тысяч подписчиков, и она для них обозревает сезоны «Фабрики звёзд». Я прямо залипал на это, она очень смешно обсуждает. Смотришь, и ностальгию ловишь. Она чуть ли не по сериям рассказывает: «Ну и потом пошла с Тимати. Зачем она вообще это делает? Ну и, естественно, эта банда выгоняет такого-то сговором». Это всегда очень угарно, так что её посоветую.

А из современного непопулярного — не знаю. Боюсь, что кого-то не вспомню, так что хоть никого не называй. А, вот Денис Антипин из стендап-клуба делает сериал «Канапе пацан» про будни комика. Просмотров не так много, но штука смешная. Есть ещё Ваня Аникин, который снимает, как ездит по городам со стендапом и копит деньги. Есть Витя Копаница — это комик из Казани, у него блог про стендап, он рассказывает, например, как он недавно написал сольник за полгода и выпустил его. Это если уходить в стендап.

Вообще, сейчас много таких каналов. Например, «Уральские комики» — крутые ребята, которые чуть ли не всем снимают стендап, первую часть моего концерта тоже они сняли. У них очень качественный проект на ютубе. Ещё я месяц назад летал во Владивосток, там есть местный стендап-клуб со своим ютуб-каналом — Edwin Stand Up Group. Здорово осознавать, что так далеко, но в этой же стране есть ребята, которые тоже шутят, выкладывают видео.

Надеюсь, у каждого региона будет свой какой-то ютуб-канал с качественным комедийным контентом, как на Западе: у каждого свои подкасты, свои герои местные. Чтобы развивались у себя и перестали приезжать к нам в Москву — сказал Гарик, который всю жизнь прожил в Саратове.

#интервью #мемы #стендап #подкасты