Интернет
Никита Лихачёв

Я (не) смотрю телевизор

Главный редактор TJ рассуждает о том, что зависимость от ТВ не исчезла, а просто трансформировалась

Главный редактор TJ вспоминает некогда популярный манифест, окончательно забытый среди активных интернетчиков, но, как оказывается, не потерявший своей актуальности.

27 января замглавреда Slon.ru Иван Давыдов в своей колонке нехотя признался, что смотрел в выходные телевизор: «Кто, может, по любви, я же по долгу службы, не суть». В своём рассуждении публицист пришёл к выводу, что те же самые еженедельные «аналитические» передачи от Соловьёва и Киселёва, что он смотрел вместе с миллионами других россиян, изучал и президент Путин.

Рассуждение можно интерпретировать и так: большинство смотрит телевизор, считает его достоверным источником информации, это делают даже высокопоставленные лица. Но мы телевизор не смотрим (или только по работе).

Вообще, в 2015 году некогда популярная фраза «Я не смотрю телевизор» звучит по меньшей мере странно. Когда-то её произносили с надрывом, имея в виду независимость от программированных средств массовой информации: мол, когда есть возможность выбирать, что хочешь читать и смотреть в интернете, зачем сидеть, зомбированный ящиком, тупо щёлкая пультом между одинаковыми каналами?

Когда-то эта фраза — «Я не смотрю телевизор» — означала сознательное решение самостоятельно заниматься составлением своих источников информации, выбор интернета в пользу ТВ. В 2014 году во время более чем часовой баталии между Алексеем Венедиктовым и Галиной Тимченко главный редактор «Эха Москвы» тоже противопоставлял своё СМИ изданию коллеги: по его мнению, на «Эхе» представлены голоса огромного количества ньюсмейкеров, чтобы слушатель (или читатель) сам мог решить, кого ему слушать, в то время как на «Ленте.ру» программировали повестку дня, отделяя важное от неважного. Этим же и занимаются на ТВ, испытывая ограничение по времени (в эфире, как и в сутках, может быть не больше 24 часов материала в день).

Несколько лет назад СМИ стали активно использовать социальные сети, и пользователи Фейсбука, Твиттера и «ВКонтакте» получили долгожданную возможность составлять свои ленты только из тех, кого они хотят читать. Кстати, этот же запрос был одним из самых востребованных и на TJ — лишь недавно после ноябрьского перезапуска мы дали читателям возможность настраивать «Медиатор», выбирая новостные издания, и удалять нежелательных блогеров из топа твитов.

Но настроить ленту — это не единовременное действие. Постепенно к аккаунтам СМИ и профилям друзей добавлются новые блогеры, появляются новые издания, героями дня становятся анонимные группировки и развлекательные аккаунты. Чисткой своих лент занимаются немногие. Энтропия растёт.

Я грешу этим особенно. Мы в TJ стараемся (это ключевое слово) не засорять ленты, не раздражать читателей лишний раз, и всё равно получается много контента. Но мы потребляем (читаем или смотрим) огромное количество информации. Мой коллега Костя Панфилов, главный редактор ЦП, в октябре рассказывал, как он стал информационным наркоманом и как это помогает ему в работе. И под заметкой нашлось немало читателей, которые подтвердили схожие симптомы.

Сначала ты подписываешься на двести человек в Твиттере — нормальное, среднестатистическое число. Спустя несколько лет их число увеличивается в несколько раз. Находишь в Фейсбуке интересных медиаперсон, обнаруживаешь несколько интересных пабликов во «ВКонтакте», добавляешь в RSS-подписки с десяток блогеров-специалистов на standalone-платформах. Когда ты всё это прочитываешь, у тебя ещё остаётся Инстаграм с фотографиями друзей и Vine, где всегда можно найти весёлый ролик. А потом ты залипаешь на YouTube, переходя от видео к видео, после недавнего апдейта даже не нажимая никаких кнопок.

Только в Твиттере я подписан на 2300 человек. Информация на моём экране всё ещё появляется медленнее, чем я успеваю её читать, однако это уже ничем не отличается от телевизора.

Когда будете завтра ехать в университет или домой с работы, посмотрите на людей в метро или маршрутке. Все они что-то читают на своих мобильных телефонах — кто-то открыл ленту «ВКонтакте», другой смотрит заранее скачанную серию любимого сериала, а вон та женщина лет сорока уже пятую станцию проходит один уровень в Bejeweled. Иногда мои друзья рассказывают мне, что видели в метро людей, читающих TJ — от этого становится особенно страшно.

Я не смотрю телевизор. Мой зомбоящик и так всегда со мной.

На всех мониторах страны,
Никита Лихачёв,
TJ

#Колонка #социальные_сети #СМИ #телевидение #избыточность_информации