Интернет
TJ

«Пиши, что хочешь, кроме»

Анонимные откровения бывшего специалиста по SMM в News Media о проколах, политике и отношениях журналистов

Бывший сотрудник холдинга News Media, работавший специалистом по SMM одновременно для телеканала LifeNews, газеты «Известия», радио «Русская служба новостей» и издания Super.ru, недавно попал под сокращение и решил поделиться своими откровениями с TJ после ухода из холдинга. По его словам, он не испытывает ненависти к прошлому месту работы, а рассказать свою историю решил из-за внимания к отделу SMM телеканала LifeNews: как это часто бывает, ситуация, которая складывается внутри, отличается от того, что видно снаружи.

Молодой человек подтвердил TJ факт работы в News Media документально, но согласился рассказать её подробности только на условиях анонимности.

Студия LifeNews. Фото Ивана Громова

Устроился я очень быстро. Откликнулся на вакансию на hh.ru, сходил на собеседование, выполнил тестовое задание и вышел на работу. Всё это заняло несколько дней, если не считать тестовую неделю. На самом собеседовании со мной сначала поговорила начальница, а потом HR. Он задавал очень странные вопросы: например, «Знаете ли вы, кто такой Кобзон» и «Что такое Аушвиц».

Когда я вышел на работу, первые несколько дней я просто с 10 до 19 часов вёл твиттер и группы РСН, которая выпускает новости каждые пять минут. То есть девять часов в день я сидел, каждые пять минут обновлял твиттер и раз в полчаса публиковал что-то на свой выбор во «ВКонтакте» и Фейсбук (wow, such SMM).

Как только тестовая неделя прошла, я перешёл в обычный для SMM-отдела «Лайфа» график 2/2. Нас было четыре человека: один работал с 8 до 20, второй — с 12 до 24. На собеседовании мне сказали, что тех, кто работает до ночи, всегда развозят на такси по домам. Но за всё время работы я этого такси не увидел.

Мы вели группы LifeNews, «Известий», РСН и Super.ru. Руководителя у нас очень долгое время не было. Был врио — девушка-маркетолог, которая в основном спасала нас, когда мы лажали, и всё.

У нас не было концепции работы, у нас не было вообще ничего. Задача, которая стояла примерно до ноября — просто вести группы, да ещё и кросспостингом. Никаких ограничений по заголовкам, пиши что хочешь.

Иногда к тебе подбегают ньюсмейкеры [подразумеваются авторы новостей, а не герои] и просят где-то жестить с подачей, где-то давать помягче. Было кучу раз, когда мы удаляли новости, которые висели на сайтах и в соцсетях по получасу и больше. Инфа оказывалась фейковой.

Расскажу про несколько нашумевших случаев вокруг LifeNews и о том, как они выглядели изнутри.

Инцидент с баном YouTube-канала. За всё время его работы на него подавали жалобы примерно пять-шесть раз. И когда подали ещё раз, нас забанили. На нас даже подавали в суд, мол, мы украли видео. Хотя оно не было украдено — его купили через мобильное приложение. Но YouTube было всё равно.

По решению кого-то там сверху нам решили поставить ещё одного SMM-щика. Коллега к поиску решил подойти неординарно и написал пост в свободной форме. Через полчаса этот пост репостнул «Лентач» со словами «Пацаны, смотрите, лайфы пытаются шутить». Тут же набежали любители лентача и начали засирать комменты фразой «Вам никогда не стать Лентачом». У коллеги немного пригорело и он решил всех их побанить.

Видел несколько раз, как Арам Ашотович выходит из здания. Перед этим к отдельному выходу подгоняют Lexus LX, он перегораживает дорогу. Далее подъезжает ещё машина — это уже Mercedes, точно не скажу какой. Но это не всё. За этим «Мерседесом» подъезжает ещё одна дорогая BMW. На улицу выходят три охранника, каждый страхует свой сектор. Арам Ашотович выходит, садится в машину и уезжает. Оставшиеся охранники возвращаются в здание. Почти у каждого на поясе висит кобура с пистолетом. Настоящий он или нет, не знаю.

Журнал Super.ru как-то раз раскопал дикую тему насчёт съёмок какой-то российской звезды в итальянском эро-журнале. Но главред «Супера» решила, что будет круче, если они напишут «порно-журнал». Главреду «Лайфа» это не понравилось. Произошёл примерно следующий диалог, который слышал в офисе каждый: уж очень они громко орали друг на друга.

— Дура, *****, ты совсем ******** [поехала]? Что ты пишешь?

— А что не так?

— С ума сошла? Порно — это где люди ****** [занимаются сексом], а эротика — где бабы раздеваются и всеми причиндалами светят.

— И чего? Так лучше пойдёт!

— Жопа твоя пойдёт, если сейчас же не исправите!

Сбитый «Боинг». Когда это случилось, было непонятно, где именно он упал — под Донецком или у нас в офисе. Здесь творился самый настоящий ад. Все бегали-кричали-звонили [корреспонденту LifeNews Семёну] Пегову и обещали золотые горы, если он пришлёт фото. Фото наши корреспонденты прислали. Оно было первым в мире и собрало под вечер почти (не меньше) 2 тысяч ретвитов — в те времена для нас максимумом было 50 ретвитов.

Однажды коллега сидел в вечернюю смену и работал над сюжетом, где кто-то собирал российских граждан на Донбасс в виде наёмников. Там звучала закадровая фраза: «Большинство российских наёмников на Донбассе — выходцы с Урала и Центральной России». Недолго думая, коллега кидает это в Твиттер. Сотни ретвитов и комментариев, звонки лично от Арама Ашотовича и четырёхдневные разбирательства вплоть до поднятия архива записи. Был под угрозой увольнения, но обошлось.

Лето. Разгар войны на Украине. У нас какая-то инфографика с флагами Украины и ДНР. В эфире всё прошло, на сайт тоже пустили. Я должен был это запостить. И тут я понимаю, что что-то тут не так. В общем, обосрались вообще все, от монтажёров до редакторов. И флаг Украины и фланг ДНР были перевёрнуты. То есть в первом случае это не «синий вверху, жёлтый внизу», а «жёлтый вверху, синий внизу». Во втором — то же самое. Меня очень просили никому не говорить в редакции, иначе Арам Ашотович всех бы выпер, кто за это отвечал в тот момент.

Арам Габрелянов в редакции LifeNews. Фото Ивана Громова

Если очень захотеть, то в каждой второй новости «Лайфа» вы увидите ошибку. Они везде. Редакторы путают запятые, не любят «нн» и прочее. Бывало, я по три-четыре раза в день подходил к ним и указывал на ошибки. Они быстро исправляются, но, видимо, не запоминают.

Путин выступает на конференции — на тот момент уже разведённый Путин. Ставим фото годичной давности, где он сидит точно в таком же кабинете. Всё абсолютно идентично, кроме одной детали: у него на пальце есть кольцо. Как-то читатели это разглядели и поднялась истерика — как это, Путин уже успел жениться?

Мы быстро извиняемся перед всеми и говорим всю правду, мол, мы случайно. Все вроде верят. Но тут коллега удаляет старый пост… На следующий день пришёл за расчётом и документами. Мгновенное увольнение.

Девушка, работает второй месяц. Всё хорошо. Внезапно встаёт посреди рабочего дня и уходит. На звонки не отвечает. Просто написала заявление об увольнении и ушла.

Пришла девушка, претендует на SMM. Всё хорошо. Отработала неделю тестовую. Внезапно оказывается, что начальство не даёт добро на нового сотрудника. А неделя-то не оплачивается. В HR-отделе знали — просто забыли сказать.

Я бы вообще не называл SMM-отдел в News Media SMM-отделом. Это отдел, который переписывает заголовки с сайта и льёт по группам. Ребята не виноваты, что так происходит — начальству всегда был важен только трафик, который мы приносим, а не наша подача и наш стиль. Всем было абсолютно всё равно.

Насчёт запретных тем: можно было писать в любом тоне обо всём, кроме Астахова, РПЦ и Путина.

Теперь про пропаганду. Обычно нам не говорили, в каком тоне писать. Но и отходить от формата сайта было нельзя.

Какой-то олигарх потратил на свадьбу дочки 4 миллиона евро. Из криков Арама Ашотовича весь офис узнаёт цель — мочить этого олигарха как только можно. «Потому что какого *** они ругают Путина, а вот такие люди тратят на свадьбу миллионы?» — почти дословная цитата.

Ближе к зиме начальство всё таки нашло для нас руководителя. Пришла девушка, раньше работавшая в РИА Новости. Первое, что было введено — мы стали ставить точки в конце предложения (wow, such SMM). Но дальше дела пошли лучше: мы выбили себе подписку на фотобанк, стали ставить ночные новости, договорились с ньюсмейкерами о постинге.

Сейчас у «Лайфа» опять открыта вакансия SMM-менеджера. И если вы хотите отправить резюме, задумайтесь: готовы ли вы сидеть по 12 часов за шестилетним «Маком» и редактировать заголовки?

«Лайф» пытается оседлать новый формат подачи новостей: не только писать оригинальные заголовки, но и пытаться расшевелить аудиторию шутками, как это делал и делает «Лентач». Результат вы видите сами.

Я почти уверен, что ребята в этом не виноваты. Очень даже возможно, что они специально играют на контрастах контента и иногда публикуют такие странные вещи, что поражаешься. Как там говорили: «Вам никогда не стать лентачом». А вы уверены, что они хотят им стать?

#Колонка #социальные_сети #SMM #Арам_Габрелянов #журналистика #NewsMedia #Lifenews #Лентач #медиа #примеры_плохого_SMM #российские_СМИ