Интернет
TJ

Смотри, что я умею: как игровой стриминг изменил мир

Автор: Иван Талачев

Twitch, главная площадка для трансляции игр через интернет, был продан Amazon за миллиард долларов. Самый популярный видеоблогер игрового интернета (швед Феликс Чельберг по прозвищу PewDiePie) заработал за последний год 7,4 миллиона долларов, а также занял первое место в рейтинге звёзд «цифрового мира» по версии журнала Variety. Иными словами, Чельберг — самый влиятельный видеоблогер в интернете с аудиторией в 37 миллионов человек.

Обозреватель TJ Иван Талачёв решил разобраться в феномене популярности стриминга и узнать, почему всё больше и больше людей предпочитают не играть в игры сами, а смотреть на них.

Феликс Арвид Ульф Чельберг, более известный как PewDiePie

Иди и смотри

В 2007 году Джастин Кан и трое его друзей (Эмметт Шир, Майкл Сайбел и Кайл Фогт) запустили любительский проект justin.tv. Суть сайта была в том, чтобы транслировать жизнь Джастина через камеру, закреплённую на его голове. Тренд на «лайф-кастинг», круглосуточную видеотрансляцию чьей-то жизни, тогда только зарождался и justin.tv успел побыть на вершине успеха до тех пор, пока тенденция не пошла на убыль.

На сайте начали появляться и другие трансляции: чьи-то дни рождения, тусовки, вечеринки и спортивные события. Но администрация сайта заметила, что быстрее всех растёт и развивается часть, где демонстрируются видеоигры. Со временем эта секция выдавила из контентной сетки всё остальное, а в 2011 году сайт был переименован в Twitch.tv.

За четыре последующих года Twitch превратился в настоящего гиганта цифровых развлечений. Сайт ежемесячно посещают 100 миллионов зрителей, смотрящих 1,5 миллиона трансляций на выбор. Партнёрская договорённость проекта с Sony и Microsoft сделала каждую приставку PlayStation 4 или Xbox One простейшей в настройке и использовании машиной для трансляции своих игровых сессий. Всё больше и больше издателей начали рекламировать свои новые игры, просто транслируя их за месяцы или недели до выхода через Twitch.tv, получая самую честную рекламу — десятки тысяч игроков могут заранее посмотреть на то как выглядит их ожидаемая игра и принять своё решение о покупке.

Самые популярные игры в сервисе Twitch

Сто миллионов зрителей Twitch образуют, возможно, самое популярное сообщество в интернете. Но есть в этом и свои минусы: большинство пользователей сети считают комментарии к трансляциям на Twitch самой безумной помойкой — даже более ужасной, чем секция отзывов к видео на YouTube. Аудитория Twitch часто ведёт себя агрессивно и напористо, образуя очень и очень «токсичное» сообщество.

С другой стороны, десятки и сотни благотворительных инициатив Twitch и отдельных игроков уже финансово поддержали множество фондов по борьбе с раком и организаций по исследованию других заболеваний. Из последних инициатив Twitch надо отметить акцию «8-bit Salute», призванную собрать деньги на специальные посылки американским военным, находящимся в зонах боевых действий.

Пассивный зритель

Стриминг как таковой — это лишь одна сторона медали. В определённый момент транслятор начинает вещание, и его зрители смотрят как на саму игру, так и на его (или её) реакцию, общаются в чате, дают советы и подсказки. Другая сторона — это летсплеи («let's play» — давай поиграем), заранее записанные и выложенные для просмотра фрагменты игры, снабжённые комментариями автора, записанными в процессе прохождения.

Как и у любой субкультуры, у движения летсплееров есть свой герой-лидер. 25-летний швед Феликс Чельберг в 2010 году запустил на YouTube свой канал PewDiePie и начал выкладывать на него свои прохождения игр. Дальнейшие события напоминают почти все истории успеха нулевых. Занятие требовало всё больше и больше времени и сил, в результате чего Феликс отчислился из Технологического Института Чалмерс в Гётеборге и, лишившись из-за этого шага поддержки родителей, устроился продавать хот-доги. Некоторые видео, по признанию Чельберга он снимал или монтировал на компьютерах друзей.

Успех к Чельбергу пришёл через три года. В августе 2013-го его канал стал самым популярным на YouTube, лишь на два месяца уступив лидерство каналу YouTube Spotlight, посвященному самым известным роликам хостинга. С тех пор лидерство на YouTube PewDiePie не упускал ни разу: последнего конкурента, а именно раздел с клипами Рианны, Феликс превзошел в июле 2014 года. По состоянию на август 2015 года на видеоблог шведа подписано 38,7 миллионов пользователей, а суммарные просмотры видео приближаются к 10 миллиардам.

Несмотря на полярность мнений по поводу самой личности Чельберга и его стиля ведения канала, его вклад в развитие тренда невозможно переоценить. Феликс послужил вдохновением для начинающих летсплееров, самых талантливых из которых, он упоминал в своих видео, делясь таким образом самым ценным для видеоблогера — подписчиками. Успех игры Flappy Bird также является заслугой шведа и его специальной рубрики, где он играет в непопулярные игры. Чельбергу удалось поучаствовать в съёмках девятой и десятой серии восемнадцатого сезона американского мультсериала «Южный Парк», которая посвящена, помимо прочего, летсплеям и загадке их популярности.

Даже описание этих явлений никак не проливает свет на то, почему кому-то (не говоря уже о 100 миллионах людей) стриминг или летсплеи могут быть интересны. По своей природе и концепции видеоигры являются интерактивным развлечением и подразумевают прямое участие в происходящем. И странно, что самой популярной формой их потребления постепенно становится их пассивный просмотр.

Типичный экран прямой трансляции: в первое посещение ничего не понятно, на второе-третье становится уже уютно

Одни игроки утверждают, что стриминг игр помогает лучше любых маркетинговых материалов принять решение о покупке. Поскольку именно в стримах игра со всеми достоинствами и недостатками полностью раскрывается перед зрителем. Студенты развитых стран действительно считают цену на современные игры примерно в 60 долларов сравнительно высокой, не говоря уже о том, что в России стоимость диска для приставки сейчас находится на впечатляющей ценовой отметке между тремя и четырьмя тысячами рублей. Тратить такие деньги даже на среднюю (не говоря уже о том, чтобы плохую) игру не хочется.

Другая причина популярности стриминга состоит в том, что средний возраст игрока в мире уже перешёл за 35 и в последнее время приближается к сорока. У этой возрастной группы иные, нежели у молодёжи, приоритеты, и видеоигры для них это хобби, на которое есть деньги, но совершенно нет времени. Помимо этого навыки обращения с геймпадом у них подрастеряны, а желания перепроходить раз за разом сложные моменты в играх нет. Для них стриминг — это в прямом смысле возможность играть в видеоигры, не играя в них.

Третий источник популярности видеоигрового стриминга — киберспортивные мероприятия и их участники. Если не углубляться в детали, Twitch ведёт трансляции абсолютно всех важнейших игровых чемпионатов планеты и принимает в них участие в качестве информационного партнёра. Все главные соревновательные игры представлены на сайте, а соответствующие разделы часто курируются PR-отделами разработчиков и издателей.

Страница-заглушка по адресу http://gaming.youtube.com/

Сам по себе стриминг стремительно растёт в популярности и не думает сбавлять обороты. Появляются новые площадки, вроде Usteam.tv или Hitbox.tv, а к началу осени YouTube планирует запуск нового заведомо ключевого игрока на рынке — YouTube Gaming.

Моими глазами

Интерес к игровому стримингу вернул пользователям сети и интерес к обычным трансляциям. В мире, где практически у каждого жителя города есть телефон с камерой и выходом в интернет, появление приложений для прямых трансляций было неизбежным. Так запустился Periscope от создателей Twitter и Meerkat от разработчиков из Life On Air Inc. Оба приложения позволяют по одному нажатию кнопки запустить трансляцию и позволить друзьям и незнакомым зрителями к ней присоединиться.

Такие сервисы не только воплощают принципы журналистики будущего, где каждый сам себе вещательная станция и телередактор, но и широко используются крупными брендами. Например, за несколько месяцев существования Periscope его уже использовали для рекламы Taco Bell, DKNY и JCPenney. General Electric пошли дальше всех и соединили в одной акции два модных тренда: дроны, вещавшие в Periscope, облетели фабричные комплексы концерна, познакомив зрителей с картиной, которую никто прежде не видел.

Каким бы спорным и противоречивым не был бы стриминг, как явление и как культура (только в рамках его могло возникнуть такое явление как своттинг — вызов отряда специального назначения к транслирующему игру оппоненту), он стремительно завоёвывает всё большую популярность и меняет картину нашего мира, позволяя нам видеть вещи, происходящие прямо сейчас в самых разных уголках планеты.

С ростом пропускной способности сетей стриминг несомненно станет неотъемлемой частью нашей жизни, а в комплексе с виртуальной реальностью наверняка изменит её радикально: возможность в мгновение ока оказаться в первом ряду бродвейского театра или финала чемпионата мира по футболу очень уж соблазнительна, и может стать реальностью уже в самое ближайшее время.

Не переключайтесь,
Иван Талачёв,
Специально для TJ

#Статья #YouTube #Twitch #летсплееры #Ustream #PewDiePie #PewDiePie_зарабатывает_4_миллиона_долларов_в_год #Hitbox #YouTube_Gaming